АНОНС
Коган П.С. Очерки по истории древних литератур. Греческая литература. Издание 7-ое. Редакция и введение проф. Н.Ф. Дератани. УЧПЕДГИЗ М., 1937.
Оглавление.
Введение проф.
Н. Ф. Дератани .
….……………………………………………………5
Предисловие
автора к
первому
издании…………………………………..………………31
Отдел первый.
Эпос и
начало
лирики.
Гомер.
Господ.
I. Значение греческой цивилизации и литературы. — Влияние греческий литературы на европейскую. — Основные черты греческого характера. — Особенности греческой религии, философии, науки, искусства и литературы. — Догомеровская литература. — Вопрос об авторе „Илиады" и „Одиссеи", о времени и месте их возникновения.— Сюжет „Илиады". — Сюжет „Одиссеи" ……………………………………………………33
II.
Аристрократическая
тенденция
гомеровских
поэм. — Черты гомеровской
аристократии:
несдержанность,
алчность, дух
утилитаризма,
разгула
роскоши и
эпикуреизма,
патриархальный
быт, культурность
обращения,
этикет,
уважение к
искусству и
певцам,
красота и героизм.
—
Изображение
низших классов
у Гомера. —
Его
отношение к
народной
массе. —
Совет и
народное
собрание. —
Типы из
низших
классов:
Терсит и
Эвмей. — Типы
героев: Ахиллес
и Одиссей. —
Тип женщины:
Пенелопа. —
Значение
гомеровского
эпоса………………………………………………………………………………………………..60
Ш.
Гомер и
Гесиод как
идеологи
различных классов.
— Сведения о
личности
Гесиода и его
родине. —
Настроение,
господствующее
в поэме
„Труды и дни".
— Миф о
Пандоре и легенда
о пяти веках.
— Пессимизм в
моральных и
исторических
воззрениях
Гесиода. —
Дух протеста.
— Жизнь и
идеал
земледельческого
рабочего
класса по
„Трудам и дням".
— „Теогония"
и прочие
произведения
эпической
поэзии.
Комический
эпос— „Война
мышей и
лягушек".—
„Маргит"…………………………………………89
Отдел второй.
Лирическая
поэзия и
начало драмы.
Архилох. Тиртей.
Солон. Феогнид.
Алкей. Сапфо.
Анакреон.
Симонид.
Пиндар. Эсхил.
IV. Падение
аристократии
в греческих
городах в VII и VI веках.—
Успехи
демократии. —
Тирания. —
Законы
Солона и
Клисфена. —
Влияние
новых вкусов
и требований
на литературу.
— Новые
поэтические
формы. —
Элегическая,
ямбическая,
мелическая и
хоровая
песня. —
Начало
лирической поэзии.
— Архилох и
сатирическая
лирика. —
Воинственная
лирика:
Тиртей. — Социально-политическая
лирика:
Солон. —
Аристократически-реакционное
направление
в греческой
лирике:
Феогнид……………111
V. Эпикурейское
и эротическое
направление
в греческой
лирике. —
Остров
Лесбос. —
Алкей. — Сапфо
и
художественные
особенности
ее лирики. —
Анакреон. —
Персидские
войны, их
политические
и
экономические
следствия
для Греции. —
Возвышение
Афин и торжество
демократии. —
Подъем национального
самосознания.
— Симонид и
Пиндар как
первые
обндегроческие
лирики. —
Симонид как
новый тип
поэта. — Его
патриотические
песни. —
Пиндар. —
Значение олимпийских
празднеств. —
Разбор первой
олимпийской
оды
Пиндара……………………………………………………………………………….138
VI. Начало
драматического
искусства. —
Теспис.—Устройство
греческого
театра. —
Артисты. — Публика.
— Декорации,
маски, костюмы.
— Хор. — Эсхил.
— Его
трагедии. —
„Персы". —
„Семеро про
тив Фив". —
„Просительницы".—
„Скованный
Прометей". —
Значение
этой
трагедии и
„Прометей"
Шелли. —
Трилогия
„Орестейя".— Заключение…………………………………………………………………. 169
Отдел
третий.
Расцвет
драматического
искусства. Софокл.
Эврипид. Аристофан.
Аристотель.
VII. Софокл.
— Его жизнь и
личность. —
Реформа
драматического
искусства. —
Трагедии:
„Эдип-царь" и
„Эдип в
Колоне".—
Характер Эдипа
в первой и
второй
трагедии. —
Нравственные
воззрения Софокла
и его взгляд
на судьбу.—„Антигона".
— Женщина в
эпоху Перикла.
— Электра и
Деянира. —
„Аякс" и
„Филоктет". —
Общая характеристика
творчества
Софокла……………………………………………….197
VIII. Эврипид.
— Эпоха упадка
демократии. —
Настроение
демоса. —
Гетерии. —
Просветители.
—
Религиозные
процессы. —
Софисты.—
Произведения
Эврипида.—-„Алкеста" и
особенности эврипи-донского
творчества,
сказывающиеся
в ней.—
„Медея". —
Мрачная
тенденция
этой трагедии.
— Характеры
Язона и
Медеи. —
„Ипполит".—
Патриотическая
тенденция в
трагедиях
Эврипида: „Гераклиды",,Ион",
„Просительницы"
и „Неистовый
Геракл".—„Электра",
„Ифигения" и
остальные
произведения
Эврипида ............ 223
IX.
Комедия. —
Предшественники
и современники
Аристофана.—
Аристофан. —
Протест против
шовинизма:
„Ахарняне". —
Протест
против
демагогов и
их приемов;
„Всадники". —
Сатира на
софистическую
философию:
„Облака". —
Сатира на сутяг:
„Осы". — Злободневные
пьесы с
фантастическими
сюжетами:
„Мир" и „Птицы".—
Женщины в
комедиях
Аристофана:
„Лисистрата",
„Женщины на
празднике
Тесмофорий"
и „Женщины в
народном
собрании". —
Литературная
критика и
полемика в
аристофановскои
комедии:
„Лягушки".—
Драматическая
теория: „Поэтика"
Аристотеля. —
Заключение.
……………… 247
Приложение.
|
Новые
переводы
художественных
произведений, упоминаемых
книге…………………………………………….265
Примечания…………………………………………………………………………………… ..
266
…………
Несколько
слов о
характере
редактирования
книги. При пересмотре
текста книги
прежде всего
оставлены те
купюры, которые
были сделаны
в предыдущем
издании Гихл
Москва,
Проф.
Н. Дератани.
ПРЕДИСЛОВИЕ
АВТОРА К
ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ.
В
настоящих
«Очерках по
истории
древних
литератур» я
старался
следовать
тому же
плану, как и в
вышедших уже
двух томах
«Очерков по
истории
западноевропейских
литератур». К
сожалению,
скудные
остатки, дошедшие
до нас от
некогда
богатой и
сложной греческой
литературы,
не позволяли
быть разборчивым.
Для
характеристики
эпохи и воззрений
общества
приходилось
брать не наиболее
яркое, а то,
что
сохранило
беспощадное
время. Но
всюду, где
было
возможно, я
старался установить
преемственную
связь идей и
настроений,
которыми жил
народ,
стоявший у
колыбели
европейской
цивилизации,
и не на меня
одного
падает вина в
тех случаях,
когда мне не
удавалось
этого достигнуть.
В этой книге
я ограничил
свою задачу
обзором художественного
творчества
греков, не
касаясь
памятников,
относящихся
к области философии,
истории и
ораторского искусства.
1907.
П. К.
Отдел
первый.
Эпос
и начало
лирики.
Гомер.
Господ.
Более
двадцати
шести веков
отделяют нас
от той эпохи,
от которой
сохранились
первые памятники
греческого
литературного
творчества.
Но
отдаленность
времени не
ослабила
нашего
интереса к первым
созданиям
европейской
поэзии. Тысячелетия
— испытание,
которое не
всегда выдерживают
даже
величайшие
произведения.
Многие из
позднейших
творений
европейской
литературы забыты
читающей
публикой и
стали
достоянием
специалистов.
Но «Илиада» и
«Одиссея» не
перестают
появляться в
новых переводах[1].
Бессмертные
поемы
остаются не
только драгоценнейшим
источником
для историка
первых шагов
европейской
цивилизации:
они
продолжают
служить
предметом
любимого
чтения. Даже
русская
дореволюционная
классическая
школа,
сделавшая из
античной
литературы орудие
пытки для
юных умов, не
могла убить
совершенно
интереса к
поэмам
Гомера или к
трагедиям
Софокла.
Этот
интерес к
греческой
литературе
вполне
естественен
35
и
понятен. При
всей
отдаленности
той эпохи, с
которой
связан ее
расцвет, при
чуждом нам
характере
нравов и
типов,
которые
увековечены
в этой
литературе,
мы не можем
не усмотреть
в ней корней
нашей
современной
литературы.
Она так же,
как и
возникшая за
ней и под ее
влиянием
римская
литература,
никогда не
переставала
влиять на
новые европейские
литературы.
Европейское
общество не
раз с любовью
обращалось к
античным
творениям,
искало в них
освещения
своих
собственных
чувств,
ответов на
свои
собственные
думы. Даже в
средние века,
когда
общество стало
в такое резкое
противоречие
с языческими
идеалами,
античные
сюжеты не
исчезли из
европейской
литературы.
Когда же в
эпоху
Возрождения
личность
сбросила с
себя путы
церковного
авторитета и
человечество
начало освобождаться
от оков
схоластики и
аскетизма,
обществу показалось,
что в
античной
философии и
литературе
оно нашло
готовое
выражение
новых идеалов,
что
языческий
мир давно уже
выработал те
формы жизни,
мысли и
творчества,
которые
отвечали
новым
потребностям
и вкусам, что
обществу
незачем
искать новых
путей, а
достаточно
вернуться к
утраченной
классической
цивилизации.
В XVII и XVIII веках
греческая
трагедия стала
образцом для
европейского
театра. Даже
романтики,
объявившие
решительную
войну так
называемому
ложно-классическому
направлению,
не отвергли
совершенно
богатого
наследия
античного
творчества.
Интерес к
античным
писателям
вытекал из
poмaнтического
универсализма,
из стремления
романтиков
раскрыть
проявление
абсолютного
начала в
истории и
природе. Такие
вдохновители
романтизма,
как Гердера
и Гете, и такие
теоретики
его, как
братья
Шлегели б,
глубоко
постигали
дух и смысл
лучших произведений
классической
поэзии.
Интерес
к античному
миру, не
прекращающийся
до наших
дней, служит
лучшим
доказательством
того, какая
живая связь
существует между
начальным периодом
европейской
цивилизации
и новым
временем. Можно
сказать, что
основательное
понимание многих
современных
философов и
художественных
идей
немыслимо без
знакомства
с
классической
литературой.
Но
не только
интерес к
исторической
преемственности
идей, не
только
великое
значение
греческой
литературы
как
предшественницы
нового европейского
творчества
побуждают
нас к
знакомству с
нею.
Греческая литература
была
выражением
дум и чувств
народа,
обладавшего
высокой
36
[1] Кроме классического гнедичевского перевода «Илиады», как известно, имеется перевод этой поэмы Минского.