АНОНС

 

 Аналитическая философия: Избранные   текстыост.,  вступ. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова.— М.: Изд-во МГУ, 1993—181 с.

 

Антология содержит наиболее известные тексты представителей аналитической философии, одного из самых влиятельных направлений западной философской мысли XX века. Работы выдающегося англий­ского философа Б. Рассела в увлекательной форме рассказывают о возникновении аналитической методологии в борьбе с различными те­чениями идеалистического монизма. Статьи М. Шлика фактически являются манифестом логического позитивизма Венского кружка. В классической статье Д. Э. Мура отражены особенности «среднего этапа» развития аналитической философии — так называемой лингви­стической философии. Ряд работ освещают современные взгляды ана­литиков на проблемы сознания, мышления, языка. Включенные в ан­тологию тексты переводятся на русский язык впервые.

Для специалистов по философии, логике, лингвистике, психологии, студентов и преподавателей.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

К   публикации                                                                          4

Рассел Б. Мое философское развитие (главы 5, 7)                         11

Шлик М. Поворот в философии                                              28

Шлик М. О  фундаменте познания                                          33

Айер А. Д. Язык, истина и логика  (глава 6)                                      50

Мур Д. Э. Доказательство внешнего мира                                         66

Малкольм Н. Мур и обыденный язык                                    84

Чизолм Р.  Философы и обыденный язык                              100

Остин Дж. Значение слова                                                                 105

Армстронг Д. М. Материалистическая  теория  сознания   (глава   17)              121

Дэвидсон  Д.  Материальное  сознание                                  131

Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы                       144

Страуд Б. Аналитическая философия и  метафизика              159

Примечания                                                                                             175

 

 

К публикации

 

Отечественному читателю предоставляется возможность ознакомиться с подборкой теистов философов, принадлежащих к аналитической традиции в западной философской мысли. Не­смотря на ее значительное влияние и распространение в мире, у нас аналитическая философия остается, пожалуй, одним из наименее изученных направлений. А между тем именно в ней получила наиболее полное выражение характерная тенденция философии XX Бека — своеобразный «поворот к языку». В от­личие от «классики» современная философия уже не считает возможным абстрагироваться от логико-лингвистического ас­пекта философских проблем.

Аналитическая философия видит в языке не просто сред­ство передачи некоторого содержания, но и самостоятельный объект исследования, необходимый компонент любого рацио­нального дискурса. Ничего не поделаешь, но философия наше­го столетия (в особенности послевоенная) стремится стать и в определенной мере становится строгой и точной дисциплиной. При этом западное философское сообщество в целом воспри­нимает аналитическое философствование как реализацию наи­более приемлемого сегодня стиля «философской работы». Это, разумеется, не исключает негативного отношения к данной фи­лософии и ее принципам со стороны представителей других на­правлений, до сих пор смотрящих на нее через призму позити­вистского ее образа. Вместе с тем — и это показательно — мно­гие из них предпочитают аргументировать свои взгляды так, как это делают философы-аналитики. Философские журналы феноменологической и герменевтической ориентации уже не столь разительно отличаются по своей направленности от «ана­литических» журналов, как прежде. Преобладающая сейчас интегративная тенденция (а это было особенно заметно на по­следних Всемирных философских конгрессах) проявилась и в создании всевозможных синтетических концепций, сочетающих аналитический и иные подходы.

Традиционно принято считать аналитическую философию продолжением и законной наследницей британской эмпириче­ской традиции. В определенном плане это действительно так. Однако у истоков данной философии не только Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Д. С. Милль, но и Аристотель, Декарт, Лейбниц, Кант. Непонимание этого обстоятельства сказывается на оцен­ках и интерпретации аналитической философии — таких ее раз­новидностей, например, как ранние учения Б. Рассела и Л. Вит­генштейна.

4

В нашей литературе изучение аналитической философии в основном ограничивалось логическим позитивизмом. Констатация краха программы Венского кружка до сих пор воспри­нимается многими как окончательный приговор любой разновидности аналитической философии. Но выявленные реальные слабости и противоречия этой программы (крайняя «анти-метафизическая» установка, односторонний индуктивизм, верификационизм и редукционизм в методологии науки, резкая дихо­томия аналитического и синтетического, феноменализм в тео­рии познания и т. д.) в историческом плане способствовали преодолению этапа логического позитивизма, серьезной модификации аналитического подхода. Воинствующее неприятие традиционной философской («метафизической») проблематики сменилось интересом к ее освоению новыми логико-аналитиче­скими методами.

Историки и комментаторы аналитического движения выде­ляют самые различные его этапы и разновидности. В настоя­щую антологию, представляющую собой первое у нас информативное введение в проблематику аналитической философии, мы стремились включить самые характерные и яркие явления ее главных этапов. Первую группу авторов (Рассел, Шлик, Айер) условно можно отнести к «романтическому» этапу, характеризующемуся безграничной уверенностью в возможностях нового метода анализа, в основе которого — достижения математиче­ской логики. Тексты второй группы, принадлежащие Муру, Малкольму, Остину, а также критическая статья Чизолма, от­личаются обращением к философско-лингвистической пробле-матике естественного языка. И наконец, тексты третьей группы авторов (Армстронг, Дэвидсон, Страуд) показывают широкую проблематику позднего этапа аналитической философии.

Ядро новейшей аналитической философии составляют, как правило, программы и концептуальный аппарат, вырабатывае­мые в философии языка, а «периферию» — другие аналитиче­ские дисциплины: «философия сознания», «философия дей­ствия», «философия логики», «философия морали», аналитиче­ская метафизика и т. п. В последние годы она распространяет свои методы на новые предметные области, осваивает социо­культурную проблематику, по-прежнему делая основной ак­цент на логико-лингвистической стороне рассматриваемых воп­росов, на способах аргументации и обоснования.

Антологию открывают две главы из интеллектуальной авто­биографии английского философа Бертрана Рассела (1872— 1970), посвященные самому раннему периоду его творчества. Отечественному читателю известны общественно-политическая деятельность Рассела, его замечательная эссеистика, работы по истории религии и философии. В меньшей степени известны ло­гико-философские и эпистемологические труды философа, при­несшие ему мировую славу. В течение долгой жизни его взгля­ды в  значительной  степени  эволюционировали.  Историки фи-

5

лософии выделяют различные этапы данного процесса, зачас­тую расходясь во мнении относительно оценки тех или иных периодов. Составитель антологии придерживается мнения, что наиболее важные философские и научные результаты были по­лучены Расселом в период, охватывающий первую четверть XX в. В этом плане описание английским философом (кстати, известного своей способностью к самоанализу) данного этапа не может не привлечь внимания. Во-первых, рассказывается о борьбе, которую вели Рассел и Мур с (неогегельянской логи­кой «внутренних отношений» и философским монизмом. Рассел тонко вскрывает противоречия этой объективно-идеалистической концепции, противопоставляет ей логику «внешних отношений» и образ плюралистической Вселенной, соответствующий, как ему представлялось, характеру современной науки и «реали­стическому» взгляду. Во-вторых, мы знакомимся с историей создания фундаментального труда «Principia Mathematica», ставшего реализацией программы логицизма. Здесь же показа­но, какую роль в формировании философии Рассела сыграло открытие различных (теоретико-множественных и семантиче­ских) парадоксов. И наконец, рассмотрена знаменитая теория дескрипций — отправной пункт расселовского логического ана­лиза языка. К началу 20-х гг. логико-эпистемологические и он­тологические идеи английского философа будут объединены в концепции логического атомизма. Надеемся, что читатель смо­жет по достоинству оценить оригинальный авторский стиль и ясность изложения труднейших вопросов, специфический расселовский юмор.

Логический позитивизм Венского кружка представлен дву­мя работами его главы — Морица Шлика (1882—1936). Пер­вая из них, по существу, представляет собой манифест этого движения. В бескомпромиссной манере Шлик подчеркивает ре­волюционный поворот в философии, осуществленный логиче­ским позитивизмом. Здесь мы встречаемся с четким изложени­ем принципов этой доктрины: тезисом о философии как дея­тельности по логическому анализу языка, требованием верифи­кации любых предложений, подчеркиванием бессмысленности предложений «метафизики» и т. д. Вторая работа в разверну­том виде представляет собой знаменитую концепцию «прото­кольных предложений», с помощью которой логические позити­висты пытались решить проблему обоснования эмпирического базиса науки. Данная концепция, а также неопозитивистское различение синтетических (эмпирических, фактуальных) и аналитических (априорных, логических) предложений были в дальнейшем подвергнуты критике многими философами анали­тической ориентации. Это (помимо всего прочего) показывает ошибочность еще бытующего в литературе отождествления все­го аналитического движения с позитивизмом.

Наиболее известным в Англии последователем концепции Венского кружка был Алфред Айер  (1910-1989). Ему как ни-

6

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz