АНОНС
Аналитическая
философия: Избранные
тексты/Сост., вступ.
ст. и коммент.
А. Ф. Грязнова.—
М.: Изд-во МГУ,
1993—181 с.
Антология содержит наиболее известные тексты представителей аналитической философии, одного из самых влиятельных направлений западной философской мысли XX века. Работы выдающегося английского философа Б. Рассела в увлекательной форме рассказывают о возникновении аналитической методологии в борьбе с различными течениями идеалистического монизма. Статьи М. Шлика фактически являются манифестом логического позитивизма Венского кружка. В классической статье Д. Э. Мура отражены особенности «среднего этапа» развития аналитической философии — так называемой лингвистической философии. Ряд работ освещают современные взгляды аналитиков на проблемы сознания, мышления, языка. Включенные в антологию тексты переводятся на русский язык впервые.
Для специалистов по философии, логике, лингвистике, психологии, студентов и преподавателей.
СОДЕРЖАНИЕ
К
публикации
4
Рассел
Б. Мое
философское
развитие
(главы 5, 7)
11
Шлик
М.
Поворот в
философии
28
Шлик
М. О
фундаменте
познания
33
Айер
А. Д.
Язык, истина
и логика (глава 6)
50
Мур
Д. Э.
Доказательство
внешнего
мира
66
Малкольм
Н. Мур
и обыденный
язык
84
Чизолм
Р.
Философы и
обыденный
язык
100
Остин
Дж.
Значение
слова
105
Армстронг
Д. М.
Материалистическая теория
сознания
(глава 17) 121
Дэвидсон Д.
Материальное
сознание
131
Дэвидсон
Д. Об
идее
концептуальной
схемы 144
Страуд
Б.
Аналитическая
философия и
метафизика 159
Примечания
175
К
публикации
Отечественному
читателю
предоставляется
возможность
ознакомиться
с подборкой теистов
философов,
принадлежащих
к аналитической
традиции в
западной
философской мысли.
Несмотря на
ее
значительное
влияние и
распространение
в мире, у нас
аналитическая
философия
остается,
пожалуй,
одним из
наименее
изученных
направлений.
А между тем
именно в ней
получила
наиболее
полное
выражение
характерная
тенденция
философии XX
Бека — своеобразный
«поворот к
языку». В отличие
от
«классики»
современная
философия
уже не
считает
возможным
абстрагироваться
от
логико-лингвистического
аспекта
философских
проблем.
Аналитическая
философия
видит в языке
не просто
средство
передачи
некоторого
содержания,
но и
самостоятельный
объект исследования,
необходимый
компонент
любого рационального
дискурса.
Ничего не
поделаешь, но
философия
нашего
столетия (в
особенности
послевоенная)
стремится
стать и в
определенной
мере становится
строгой и
точной дисциплиной.
При этом
западное
философское
сообщество в
целом воспринимает
аналитическое
философствование
как
реализацию
наиболее
приемлемого
сегодня
стиля
«философской
работы». Это,
разумеется,
не исключает
негативного
отношения к
данной философии и ее принципам
со стороны
представителей
других направлений,
до сих пор
смотрящих на
нее через
призму
позитивистского
ее образа.
Вместе с тем
— и это показательно
— многие из
них
предпочитают
аргументировать
свои взгляды
так, как это
делают
философы-аналитики.
Философские
журналы
феноменологической
и
герменевтической
ориентации
уже не столь
разительно
отличаются
по своей
направленности
от «аналитических»
журналов, как
прежде.
Преобладающая
сейчас
интегративная
тенденция (а это
было
особенно
заметно на последних
Всемирных
философских
конгрессах)
проявилась и
в создании
всевозможных
синтетических
концепций,
сочетающих аналитический
и иные
подходы.
Традиционно
принято
считать
аналитическую
философию
продолжением
и законной наследницей
британской
эмпирической
традиции. В
определенном
плане это
действительно
так. Однако у
истоков
данной
философии не
только Гоббс,
Локк, Беркли,
Юм, Д. С. Милль,
но и
Аристотель,
Декарт,
Лейбниц,
Кант. Непонимание
этого
обстоятельства
сказывается на
оценках и
интерпретации
аналитической
философии —
таких ее разновидностей,
например, как
ранние
учения Б. Рассела
и Л. Витгенштейна.
4
В
нашей
литературе
изучение
аналитической
философии в
основном
ограничивалось
логическим
позитивизмом.
Констатация
краха
программы
Венского
кружка до сих
пор воспринимается
многими как
окончательный
приговор
любой
разновидности
аналитической
философии. Но
выявленные
реальные
слабости и
противоречия
этой
программы
(крайняя
«анти-метафизическая»
установка,
односторонний
индуктивизм,
верификационизм
и редукционизм
в
методологии
науки, резкая
дихотомия
аналитического
и
синтетического,
феноменализм
в теории
познания и т.
д.) в
историческом
плане способствовали
преодолению
этапа
логического
позитивизма,
серьезной
модификации аналитического
подхода.
Воинствующее
неприятие
традиционной
философской
(«метафизической»)
проблематики
сменилось интересом
к ее освоению
новыми
логико-аналитическими
методами.
Историки
и
комментаторы
аналитического
движения
выделяют
самые
различные
его этапы и
разновидности.
В настоящую антологию,
представляющую
собой первое
у нас
информативное
введение в
проблематику
аналитической
философии, мы
стремились
включить
самые
характерные
и яркие явления
ее главных
этапов.
Первую
группу авторов
(Рассел, Шлик,
Айер) условно
можно отнести
к «романтическому»
этапу,
характеризующемуся
безграничной
уверенностью
в
возможностях
нового
метода
анализа, в
основе
которого —
достижения
математической
логики.
Тексты
второй
группы,
принадлежащие
Муру,
Малкольму,
Остину, а
также критическая
статья
Чизолма, отличаются
обращением к
философско-лингвистической
пробле-матике
естественного
языка. И
наконец,
тексты
третьей
группы
авторов (Армстронг,
Дэвидсон,
Страуд)
показывают
широкую
проблематику
позднего
этапа
аналитической
философии.
Ядро
новейшей
аналитической
философии
составляют,
как правило,
программы и
концептуальный
аппарат,
вырабатываемые
в философии
языка, а
«периферию»
— другие
аналитические
дисциплины:
«философия
сознания», «философия
действия»,
«философия
логики»,
«философия
морали»,
аналитическая
метафизика и
т. п. В
последние
годы она распространяет
свои методы
на новые
предметные
области,
осваивает
социокультурную
проблематику,
по-прежнему
делая
основной акцент
на
логико-лингвистической
стороне рассматриваемых
вопросов, на
способах
аргументации
и
обоснования.
Антологию
открывают
две главы из
интеллектуальной
автобиографии
английского
философа
Бертрана
Рассела (1872— 1970),
посвященные
самому
раннему периоду
его
творчества.
Отечественному
читателю
известны
общественно-политическая
деятельность
Рассела, его
замечательная
эссеистика,
работы по
истории
религии и
философии. В
меньшей
степени
известны логико-философские
и
эпистемологические
труды
философа, принесшие
ему мировую
славу. В
течение
долгой жизни
его взгляды
в
значительной
степени эволюционировали.
Историки фи-
5
лософии
выделяют
различные
этапы данного
процесса,
зачастую
расходясь во
мнении
относительно
оценки тех
или иных
периодов. Составитель
антологии
придерживается
мнения, что
наиболее
важные
философские
и научные
результаты
были получены
Расселом в
период,
охватывающий
первую
четверть XX в. В
этом плане
описание английским
философом
(кстати,
известного
своей
способностью
к
самоанализу)
данного этапа
не может не
привлечь
внимания. Во-первых,
рассказывается
о борьбе,
которую вели
Рассел и Мур
с
(неогегельянской
логикой
«внутренних
отношений» и
философским
монизмом.
Рассел тонко
вскрывает
противоречия
этой
объективно-идеалистической
концепции, противопоставляет
ей логику
«внешних отношений»
и образ
плюралистической
Вселенной,
соответствующий,
как ему
представлялось,
характеру
современной
науки и
«реалистическому»
взгляду.
Во-вторых, мы
знакомимся с
историей
создания
фундаментального
труда «Principia Mathematica»,
ставшего
реализацией
программы
логицизма.
Здесь же
показано,
какую роль в
формировании
философии
Рассела сыграло
открытие
различных
(теоретико-множественных
и семантических)
парадоксов. И наконец,
рассмотрена
знаменитая
теория дескрипций
— отправной
пункт
расселовского
логического
анализа
языка. К
началу 20-х гг.
логико-эпистемологические
и онтологические
идеи
английского
философа будут
объединены в
концепции
логического
атомизма.
Надеемся, что
читатель сможет
по
достоинству
оценить
оригинальный
авторский
стиль и
ясность
изложения
труднейших
вопросов,
специфический
расселовский
юмор.
Логический
позитивизм
Венского
кружка представлен
двумя
работами его
главы —
Морица Шлика
(1882—1936). Первая
из них, по
существу,
представляет
собой манифест
этого
движения. В
бескомпромиссной
манере Шлик
подчеркивает
революционный
поворот в
философии,
осуществленный
логическим
позитивизмом.
Здесь мы
встречаемся
с четким
изложением
принципов
этой
доктрины:
тезисом о
философии
как деятельности
по
логическому
анализу
языка, требованием
верификации
любых
предложений,
подчеркиванием
бессмысленности
предложений
«метафизики»
и т. д. Вторая
работа в
развернутом
виде
представляет
собой
знаменитую концепцию
«протокольных
предложений»,
с помощью
которой логические
позитивисты
пытались
решить
проблему
обоснования
эмпирического
базиса науки.
Данная
концепция, а
также
неопозитивистское
различение
синтетических
(эмпирических,
фактуальных)
и
аналитических
(априорных,
логических)
предложений
были в
дальнейшем
подвергнуты
критике
многими
философами
аналитической
ориентации.
Это (помимо
всего прочего)
показывает
ошибочность
еще
бытующего в
литературе
отождествления
всего
аналитического
движения с
позитивизмом.
Наиболее
известным в
Англии
последователем
концепции
Венского
кружка был
Алфред Айер (1910-1989). Ему
как ни-
6