АНОНС
История
античной
диалектики. М.,
«Мысль», 1972. ─ 335
с. (АН
СССР. Ин-т философии).
Эта книга представляет собой первое в советской историко-философской науке специальное исследование истории античной диалектики.
Авторы книги выявляют в концепциях главных представителей античной философии (от Милетской школы до неоплатоников) элементы диалектики, понимаемой в ее современном, марксистско-ленинском истолковании. Вместе с тем в книге рассмотрены и те различные смыслы, которые вкладывали в термин «диалектика» сами древнегреческие философы.
Книга снабжена именным и предметным указателями.
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Авторский коллектив: В. В. СОКОЛОВ — гл. I, V, VII; Б. М. КЕДРОВ — гл. II;
М. А. ДЫННИК — гл. III, VIII, IX, XII,XIV; Ф. X. КЕССИДИ
гл. IV; И. С.
НАРСКИЙ — гл. VI
и Заключение;
В. Ф. АСМУС — гл.
X; Р. К. ЛУКАНИН —
гл. XI, XVII; Д. В.
ДЖОХАДЗЕ —
гл. XIII, XV, XVI; Р. М.
ГАБИТОВА, К. М.
ДОЛГОВ, Ю. П.
МИХАЛЕНКО -
гл. XVIII.
Редакционная коллегия:
М. А. ДЫННИК , 3. А. КАМЕНСКИЙ, И. С. НАРСКИЙ, В. В. СОКОЛОВ
СОДЕРЖАНИЕ
От Института философии АН СССР..................................................................................................................................... 3
Глава
первая.
Исторические
условия
формирования
ан-
тичной
философии и
диалектики.................................................................................................................................. 5
Глава
вторая.
Античная натурфилософия
о началах и
элементах
природы ........................................................................................................................................................ 46
Глава
третья.
Милетская школа......................................................................................................................................... 64
Глава
четвертая.
Гераклит.................................................................................................................................................... 71
Глава
пятая.
Пифагореизм................................................................................................................................................... 98
Глава
шестая.
Элеаты.......................................................................................................................................................... 103
Глава
седьмая.
Эмпедокл и
Анаксагор.............................................................................................................................. 120
Глава
восьмая.
Демокрит...................................................................................................................................................... 127
Глава девятая.
Софисты.
Скептики..................................................................................................................................... 136
Глава
десятая.
Сократ........................................................................................................................................................... 142
Глава
одиннадцатая. Мегарская
школа ....................................................................................................................... 167
Глава
двенадцатая.
Платон................................................................................................................................................. 178
Глава
тринадцатая.
Аристотель............................................................................................................................................ 201
Глава
четырнадцатая. Эпикур............................................................................................................................................. 219
Глава
пятнадцатая.
Стоицизм............................................................................................................................................ 226
Глава
шестнадцатая
Неоплатоники.................................................................................................................................... 230
Глава
семнадцатая.
Античная
диалектика
в трудах
советских
историков
философии (обзор
литературы) . ............................................................................................ 241
Глава
восемнадцатая. Критика
современной бур-
жуазной
интерпретации
античной
диалектики .............................................................................................................. 266
Заключение................................................................................................................................................................................ 306
Список
цитируемой и
используемой
литературы........................................................................................................... 318
Указатель
имен.......................................................................................................................................................................... 323
Предметный
указатель................................................................. ....................................................................................... 327
Глава
первая
ИСТОРИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
АНТИЧНОЙ
ФИЛОСОФИИ И
ДИАЛЕКТИКИ
ПЕРВЫЕ
КЛАССОВЫЕ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
ВОСТОЧНОГО
СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
МИФОЛОГИЯ,
НАУКА И ПРЕДФИЛОСОФИЯ
История
Древней Греции и ее
культуры
составляет
неотъемлемую
часть истории
ближневосточных
стран
Средиземноморья.
Ее
материальная
и в
особенности
духовная
культура не
только в
смоем
генезисе, но
и в дальнейшем
развитии не
может быть
правильно понята
вне учета
огромного
влияния
египетской,
вавилонской,
финикийской
и других
ближневосточных
культур и
взаимодействия
с ними.
Это
заставляет
нас хотя бы
коротко
сказать о
возникновении
и развитии
ближневосточных
государств и
их культур.
В
марксистской
исторической
литературе принято
именовать
возникшую
здесь первую
классовую
формацию
рабовладельческой.
К данной
формации К.
Маркс относил
прежде всего
«патриархальную
систему рабства,
направленную
на
производство
непосредственных
средств
существования»
(2, т. 25, ч. I, стр. 364—365).
Именно эта
система
примитивного,
малодифференцированного
классового
общества и
существовала
в Шумере и Аккаде,
в Египте, Вавилонии
и других,
странах
Древнего
Востока.
Выросшие
здесь в
интересах
господствующих
классов государственные
объединения
стимулировались
нуждами
ирригационного
земледелия,
которое
необходимо
было
организовать
на значительных
для тех
времен
территориях
в бассейнах
Тигра и
Евфрата,
Нила.
Экономическую
основу этих
первых
классовых государств
составляло
сельское
хозяйство, в
котором использовались
бронзовые
орудия. Хотя
мы и называем
эти
государства
рабовладельческими,
однако труд
рабов не был
здесь основным
видом
производительного
труда. В
качестве
такового
выступал
здесь труд
формально свободных
членов
многочисленных
сельских
общин. /5/
И
прежде всего
за счет их
эксплуатации
— прямой, внеэкономической
— жили высшие
классы, группировавшиеся
вокруг трона
верховного
правителя,
которому
принадлежала
безраздельная
власть над
его
подданными.
Среди
других черт
социально-экономической
жизни первых
древневосточных
государств
необходимо отметить
прежде всего
то, что
хозяйство в
них носило
преимущественно
натуральный
характер.
Роль торговли,
осуществлявшейся
еще посредством
так
называемых
предметных
денег, была невелика.
Эта роль была
вполне
адекватной консерватизму
социально-экономических
отношений,
слабому еще
отделению
ремесла от сельского
хозяйства и
незначительному
развитию
городской
жизни.
Наибольшее
свое выражение
такой
консерватизм
находил в
устойчивости
сельской
общины в странах
Древнего
Востока, где
эти общины,
составлявшие
основную
производственную
единицу
ирригационного
земледелия и
соединявшие
его с ремеслом,
веками и даже
тысячелетиями
существовали
в более или
менее
неизменном
виде.
Положение
глав
государства
в
древневосточных
деспотиях в
качество
верховных
владык всего
земельного
фонда,
отдельные
участки
которого они
иногда
даровали тем
или иным
членам господствующего
класса,
отражало
слабое еще
развитие
индивидуальной
собственности
в этих странах.
В
условиях во
многом еще
общинной
государственности,
неразвитости
торговли,
устойчивости
натурального
хозяйства,
внеэкономического
способа
принуждения
и
эксплуатации
отношения между
людьми
весьма незначительно
были
опосредствованы
вещами. Они
носили, по
определению
Маркса,
непосредственный,
естественный,
не вещный, а
как бы личный
характер *.
Социально-экономической
структуре
древневосточных
государств
соответствовала
и их духовная
жизнь. Из
множества ее
сторон мы
сможем
затронуть
здесь лишь
некоторые
наиболее
существенные.
Это прежде
всего
мифологические
представления,
которые
следует
признать
основным
выражением мировоз-
* Подробное развитие этой темы см. в статье М. А. Виткина «Проблема перехода от первичной формации ко вторичной» в сборнике «Проблемы истории докапиталистических обществ» (М., 1968, стр. 425—454). /6/
зрения
первобытного
человека
по крайней
мере с тех
пор, как он
превратился
в
современного
так
называемого
разумного
человека (homo
sapiens),
общавшегося
со своими
соплеменниками
с помощью
членораздельной
речи и
называемого
по этой
причине
некоторыми
антропологами
говорящим
человеком (homo loquens).
Мифология
— сложный
комплекс
многообразных
явлений
сознания
этого
человека,
развивавшегося
в течение
нескольких
десятков
тысячелетий
(в то время
как вся
история
человечества
насчитывает
многие сотни
тысячелетий).
В целом
мифологию
следует
рассматривать
как
первоначальную,
слитную,
недифференцированную
форму
общественного
сознания, на
основе которой
в условиях
разложения первобытноплеменного
строя и его
трансформации
в
классово-государственное
общежитие
возникают
более
дифференцированные
формы этого
сознания, такие,
скажем, как
эпическая
поэзия, яркий
пример которой
представляет
знаменитое
шумеро-вавилонское
сказание о
Гильгамеше.
Мифология
возникает
как
отражение
природы и социального
мира в
сознании
первобытного
человека. Но
это не прямое
отражение, а
скорее
чувственно-образное
освоение их,
характеризующееся
преобладанием
эмоционально-ассоциативных
связей. Такое
освоение осуществлялось
прежде всего
путем
проведения
аналогии между
непосредственно
социальной, в
ту эпоху
преимущественно
кровнородственной
средой и
малопонятными
явлениями
грозной
природы.
Важно
подчеркнуть,
что и
подобное осмысление
природы, и
восприятие
ближайшей человеческой
среды
происходило
не в некоем
неизменном,
всегда себе
равном
сознании
первобытного
человека, а в
сознании
изменяющемся,
хотя и очень
медленно. Тем
самым
история
мифологии
отражает не
только
изменение отношений
примитивного
человека к
природе, не только
изменение
форм его
коллективного
существования.
Она отражает
и
прогрессивные
изменения
самого
сознания
«разумного
человека»,
его мышления,
в
эмоциональном
содержании
которого
постепенно
накапливались
понятийно-логические
элементы.
Когда
мы говорим о
мировоззрении,
даже мифологическом,
мы тем самым
говорим о
субъектно-объектных
отношениях.
Специфика
этих отношений
в ту
многотысячелетнюю
эпоху
определялась
тем, что субъектная
сто- /7/ рона
была
минимальной,
а объектная —
максимальной.
Эта специфика
отражала и
преимущественно
приспособительные
отношения
первобытного
человечества
к природе, и
абсолютную
стихийность родо-племенной
социальности.
Отсюда
крайняя
смутность
различения
«я» и «не-я» в сознании
человека
данной эпохи.
Тотемизм как
важнейшая
особенность
первобытного
сознания, в силу
которой
человек
считал себя
неотъемлемой
частью
животного
мира, — одна
из лучших
иллюстраций
этой
зачаточной
еще субъектности.
Первобытно-мифологическое
сознание еще
очень плохо
различало
целое и части,
а также части
между собой.
Чем глубже
спускаемся
мы в
тысячелетние
недра первобытности,
тем
определеннее
можем
констатировать,
что для
мифологического
мышления в
окружающем
объективном
мире было
гораздо
больше
общего и даже
тождественного,
чем
различного,
расчлененного,
индивидуального.
Такое
слитное,
слабо
дифференцированное,
расплывчатое
мышление,
скажем эпохи
матриархата,
было лишено
еще
представления
об устойчивом
и самостоятельном
бытии.
Согласно
этой «оборотнической
логике»,
всякая вещь
могла стать
любой другой
вещью.
Однако,
с другой
стороны, как
это
подчеркнул В.
И. Ленин,
«ПРАКТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА
МИЛЛИАРДЫ
РАЗ ДОЛЖНА
БЫЛА
ПРИВОДИТЬ СОЗНАНИЕ
ЧЕЛОВЕКА К
ПОВТОРЕНИЮ
РАЗНЫХ
ЛОГИЧЕСКИХ
ФИГУР, ДАБЫ
ЭТИ ФИГУРЫ
МОГЛИ
ПОЛУЧИТЬ
ЗНАЧЕНИЕ
АКСИОМ» (3, т. 29,
стр. 172). Вместе с
трудовыми
успехами
людей в их
мышлении
накапливались
понятийные
элементы,
тонувшие
тогда еще в
стихийно-аффективных
реакциях на
малопонятные
и грозные
явления
природы. Накопление
таких
элементов
приводило к
постепенному
формированию
понятия о
самостоятельном
бытии. Такое
понятие
крепло у
человека той
эпохи вместе
с ростом
сознания
собственного
«я» в его противоположности
по крайней
мере к
окружавшей
его природе.
Все
сказанное об
эволюции
мифологических
представлений
как основной
формы
мировоззрения
первобытного
человека
вовсе не
означает, что
эти
представления
мы должны
расценивать
как
примитивную
философию. Мы
имели бы на
это право,
если бы
объяснительная,
этиоло-/8/ гическая
функция мифа
была главной,
и тем более
единственной.
В
действительности
же в мифе как образно-фантастическом
освоении
мира сфера
непознанного
и
таинственного
во много раз
шире, чем
сфера
познанного,
покоренного
и освоенного.
Отсюда
резкое
преобладание
в мифах веры
над знанием.
Нельзя
забывать и
того, что
мифология
как слитно-недифференцированная
форма сугубо
коллективного
сознания
заключает в
себе и художественно-эстетические
и
религиозно-культовые
элементы.
Особо
следует
подчеркнуть
последний
момент. Мифологию
отнюдь
нельзя
отождествлять
с религией,
но и невозможно
их оторвать
друг от друга
уже в первобытную,
доклассовую
эпоху. От
религии
ее отличает
та доля знания
и логики, без
которой
мифология
невозможна
как
мировоззренческий
феномен. Но
значительно
превосходящий
ее элемент
веры в
реальность
фантастических
и
сверхъестественных
объектов, в
связь с
которыми
непрерывно
ставятся
объекты
реальные,
чувственно
воспринимаемые,
сближает ее с
религией.
Религия всегда
под черкивает
бессилие
человеческого
существа и
его зависимость
от некоего
сверхъестественного
мира; для нее
человек
всегда
проситель, а
не творец.
Вернемся,
однако, к
древней
культуре
ближневосточных
стран.
Важнейшей
составной
частью этой
культуры
стали научные
знания,
которые мы
впервые в
истории
человеческого
духа
встречаем
именно здесь.
Конечно,
знания,
добытые многотысячелетней
практикой
человечества,
как только
что
указывалось,
включались и
в контекст
мифологического
мировоззрения,
ибо без знания
в сущности не
может быть
никакого
мировоззрения.
Но
накопление
эмпирического
опыта в
Шумере, Вавилонии
н
Египте,
опыта,
связанного с
ведением
довольно
сложного
ирригационного
сельского
хозяйства,
интенсивной
строительной
деятельностью
(прежде всего
с возведением
огромных
храмов и
грандиозных
пирамид) и с
удовлетворением
многих
других
потребностей,
привело к
возникновению
и развитию
здесь
некоторых
наук. Немаловажной
предпосылкой
этого было
появление
здесь
письменности,
способствовавшей
более
эффективному
сохранению
коллективного
человеческого
опыта и зна-ний,
чем их
сохранение
посредством
памяти и устной
передачи. /9/
Из
наук,
возникших в
названных
странах, особо
важную роль
для развития
человеческого
мышления и
всего
дальнейшего
прогресса
культуры
сыграли
математика и
астрономия.
Эти науки
носили
прикладной
характер, ибо
их истины
были найдены,
так сказать,
ощупью, сугубо
эмпирически
и служили
непосредственным
практическим
целям, хотя
историки
науки,
указывая на
наличие некоторых
общих
методов в
египетско-вавилонской
математике,
отмечают и
зачатки
здесь
доказательной,
дедуктивно-теоретической
математики.
Не
называя
здесь других
отраслей
научного
знания, мы
уже из
сказанного
можем заключить
о
значительном
развитии
абстрактного
мышления в
духовной
культуре Вавилонии
и Египта.
Между тем их
общим,
наиболее
распространенным
мировоззрением
оставалось конкретно-мифологическое.
И в Египте и в Вавилонии
господствовал
неупорядоченный
политеизм,
для которого
характерно
воплощение
тех или иных
природных
предметов,
явлений и сил
в образах
различных
богов. Время
от времени
социально-идеологические
причины приводили
к выдвижению
на первый
план некоторых
богов,
приобретавших
общегосударственное
значение. Соответственно
этому в
политеистической
мифологии
Египта и Вавилонии
возникали
монотеистические
тенденции,
которые,
однако, здесь
не возобладали.
Но не эти
тенденции
представляют
наибольший
интерес для
будущего
возникновения
философии.
Следует
признать
упрощенной
весьма распространенную
точку зрения,
приписывающую
древнеегипетской
и
древневавилонской
культурам
наличие в их
составе и философской
мысли *.
Подобные
утверждения
в значительной
степени
представляют
собой результат
отождествления
научного
знания,
которое
здесь
действительно
имело место,
с
философско-мировоззренческим,
которое
здесь лишь
зарождалось.
Некоторые
документы
древневосточной
письменности,
несомненно,
свидетельствуют
о значительных
изменениях
традиционного
образно-мифологического
мировоззрения.
На этом основании
литературные
памят-
* См.,
например,
«Историю
философии»,
т. I. M., 1957, стр. 37; А.
Д. Макаров. Историко-философское
введение к
курсу марксистско-ленинской
философии. М.,
1967, стр. 23; «Основы
марксистско-ленинской
философии».
М., 1971, стр. 9. /10/
ники
Древнего
Вавилона —
поэма «Энума
элиш»
(«Когда
вверху...»),
поэма о
Гильгамеше,
«Поэма о
страдающем
праведнике»
и «Беседа
господина с
рабом» — и произведения
древнеегипетской
литературы —
«Беседа
разочарованного
со своей
душой» и
«Песня
арфиста» —
именуются
иногда в
нашей
литературе
«религиозно-философскими».
Действительно,
уже Гегель в
своих «Лекциях
но истории
философии»
отмечал, что
во многих
мифах скрыто
содержатся
«философемы» (42, т. IX, стр.
56).
Современные
историки
философии,
рассматривая
названные и
другие
произведения
эпико-мифологической
и морализирующей
мысли как
свидетельство
перезрелого
состояния
мифологии,
говорят о предфилософии
как широкораспространенном
мировоззренческом
переходном
явлении от
мифологии к
философии *.
Шумеро-вавилонская
и египетская
культуры
подобно всей
древней ближневосточной
духовной
культуре так
и не созрели
для
возникновения
здесь
философии
как особой,
специфической
формы
общественного
сознания. Этому
воспрепятствовали
социально-идеологические
причины.
Возникновение
науки в
странах
Древнего Востока
закономерно
сопровождалось
отделением
умственного
труда от
физического
и появлением
особой
категории
лиц как
носителей
умственного
труда. Такой
категорией
стали жрецы,
из которых
постепенно
сложилась своеобразная
каста.
«Необходимость
вычислять
периоды
подъема и
спада воды в
Ниле, — писал
Маркс в
«Капитале», —
создала
египетскую
астрономию, а
вместе с тем господство
касты жрецов
как
руководителей
земледелия»
(2, т. 23, стр. 522).
Однако
занятие
наукой и
руководство
хозяйственной
деятельностью
составило
только одну,
притом не
главную,
сторону
деятельности
жрецов. Главной
же было
исполнение
сакральных,
религиозно-идеологических
функций,
обусловленных
необходимостью
сохранения и
упрочения
классово-эксплуататорского
общества с
присущей
ему борьбой
эксплуатируемых
против эксплуататоров. В
условиях все крепнувшей
государственности
—
* См. в этой связи весьма содержательную книгу А. Н. Чанышева «Эгейская предфилософия». М., 1970 (особенно стр. 175—215), а из зарубежных изданий — «Histoire de la philosophie. I. Orient — Antiquité — Moyen Âge». Sous la direction de Brice Parain. Paris, 1969, p. 1—47. /11/