АНОНС
Existentialism and
Alienation in American Literature by Sidney Finkelstein
International Publishers
Сидни Финкелстайн
Экзистенциализм
и проблема отчуждения
в
американской
литературе.
Перевод
с английского
Э. Медниковой
Предисловие
А. А н и к с
т а. М.:
«Прогресс», 1967. –
320 с.
Содержание
Предисловие. А. Аникст |
7 |
|
|
1.
Введение. Искусство
и философия |
19 |
2.
Просвещение.
Концепции
прогресса и
сомнения |
23 |
3.
Капитализм
в понимании
Кьеркегора
и Маркса |
38 |
4.
Достоевский.
Реалист и антиреалист |
58 |
5.
Ницше. Миф и подсознательное |
69 |
6.
Экзистенциализм
и
германский
фашизм. |
|
Гуссерль,
Хайдеггер и
Ясперс |
96 |
7.
Экзистенциализм
и
ответственность
художника |
|
перед
обществом. Камю
и Сартр |
129 |
8.
Проблема
отчуждения
в
социологии
и литературе. |
|
Маркс,
Бальзак и
Юджин О'Нийл |
152 |
9.
Отчуждение
как
литературный
стиль. Ф.
Скотт |
|
Фицджеральд
и Г. С. Элиот |
181 |
10.
Конфликт
между гуманизацией
и
отчуждением. |
|
Уильям
Фолкнер |
201. |
11.
Отчуждение
и бунт без
цели. Джон Дос Пассос |
|
и
Генри
Миллер |
215 |
12.
Холодная
война,
возрождение
религии и |
|
отчуждение
в семье. Уильям
Стайрон, |
|
Дж.
Д. Сэлинджер
и Эдуард Олби |
228 |
13.
Выражение
отчуждения
и ответ
экзистенциализма |
260 |
A.
Принятие
отчуждения. Джон
Апдайк и |
|
Джеймс
Парди |
260 |
Б.
Утрата
общественных
убеждений и
экзистенциализм. |
|
Артур
Миллер и Сол
Беллоу |
269 |
B.
Экзистенциализм
и
социальный
заказ. |
|
Норман Мейлер и
Джеймс Болдуин |
287 |
14.
Этика
человеческого
прогресса |
304 |
|
|
Указатель
имён |
318 |
Предисловие.
Американский
критик-марксист
С. Финкелстайн
уже известен
нашим
читателям
как автор книги
«Реализм в
искусстве»,
опубликованной
Издательством
иностранной
литературы. «Экзистенциализм
в
американской
литературе»,
недавняя работа
С. Финкелстайна,
посвящена
социально-философской
проблеме
отчуждения в
современной
американской
буржуазной
литературе,
тем её
произведениям,
которые
проникнуты
экзистенциалистскими
мотивами
неизбывной
трагичности и
«абсурдности»
бытия. Своему
литературоведческому
исследованию
С. Финкелстайн
предпослал
убедительный
анализ
основных
положений
экзистенциализма
и подверг их
критике с
марксистских
позиций. В
ходе рассуждения
С. Финкелстайн
привлекает в
качестве
литературного
материала
произведения
Достоевского,
Бальзака, а
из
американских
писателей —
Юджина О'Нийла,
С.
Фицджеральда,
У. Фолкнера, А.
Миллера, Дж. Д. Сэлинджера,
Н. Мейлера,
С. Беллоу, Д. Болдуина
и др.
Книга С. Финкелстайна,
безусловно,
достойна
внимания
научной общественности
нашей страны,
широких
слоёв
студентов-гуманитариев
и многих
советских
читателей,
интересующихся
проблемами
современной
западной
литературы и
философии.
Имя Сидни Финкелстайна
известно
советским
читателям по
его книге
«Реализм в
искусстве»,
изданной у
нас в 1956 году. Он
принадлежит
к числу тех
деятелей
американской
культуры,
которые
стоят на
марксистских
позициях.
Сидни Финкелстайн
и его
товарищи
работают в
условиях
наименьшего
благоприятствования,
ибо господствующий
класс и его
идеологические
прислужники
ставят их в
положение
изгоев,
всячески
стремятся изолировать
их от
общественной
и духовной жизни
страны.
Быть
человеком
убеждений,
расходящихся
с господствующей
идеологией,
нелёгкое дело
там, где
огромная
машина
государственного
аппарата и
средств
воздействия
на общественное
мнение
находится в
руках тех, кто
пользуется
этим не для
блага народа,
не во имя
подлинно
гуманных
социальных
идеалов, а
для своих
корыстных
целей, ради
сохранения и
упрочения
своей власти
и классовых
или кастовых
привилегий.
Читая книгу
С. Финкелстайна,
нельзя не
почувствовать
не только
острой полемичности
автора, но
подчас и
решительной
непримиримости,
с какой он
осуждает всё
враждебное
его идеалам.
Едва ли это
может быть
иначе, когда
борьбу
приходится
вести в
неравных
условиях, в
обстановке
зловещего
молчания,
презрительного
недоброжелательства
и
безапелляционного
поношения со
стороны
официальных
идеологов
американского
образа жизни.
…..
А. Аникст
1.
Введение.
Искусство и
философия.
Настоящая
книга посвящена
анализу
экзистенциализма.
В ней
рассматривается
история зарождения
и
распространения
в Европе
экзистенциализма
как философия,
а также
влияние,
которое он
оказал на
литературу
вообще и на
современную
литературу Соединенных
Штатов в
особенности.
Мы ставим
себе целью
доказать, что
развитие философской
мысли и
литературное
творчество
составляют
единый
исторический
процесс,
связанный с
целым рядом
социальных
кризисов, достигших
высшего
напряжения
сегодня, в
середине XX
века.
Поскольку
предлагаемое
исследование
касается как
философии,
так и литературы,
необходимо
определить
нашу точку
зрения на эти
две области
интеллектуальной
деятельности,
рассмотреть
черты, сближающие
и, наоборот,
отличающие
их друг от
друга.
Философское
обобщение,
независимо
от того,
основано ли
оно на собственном
опыте
философа, на
опыте его
современников
или на опыте
истории
общества, начинается
с того момента,
когда можно
не принимать
в расчет частности
индивидуальной,
исторически
ограниченной
жизни. Выраженные
в
абстрактной
форме
концепции
философа
складываются
в более или
менее
последовательную
систему, или
мировоззрение,
которое
выдается за
универсальное,
применимое к
любым
условиям и
любым людям.
У
художника,
напротив,
любые
философские
размышления
о жизни,
какими бы широкими
ни были его
обобщения,
выражаются в образах
самой жизни.
Эти образы
необязательно
являются
копиями или
имитацией
того, что мы
наблюдаем в
окружающем
нас мире. Даже
тогда, когда
они нам
такими
кажутся в
романе, пьесе
19
или
на картине,
их
художественная
природа основывается
не на точном
воспроизведении
действительности,
а на
способности
вызывать в читателе
или зрителе
определенный
комплекс
эмоций,
складывающихся
в четко
оформленную
«психологию»,
осмысленную
реакцию на
внешний мир,
определенное
жизненное
состояние. В
самом
широком
смысле эти
состояния
можно назвать
«человеческими
портретами»,
и именно при
помощи таких
«портретов»
художник
создает
произведение
искусства.
Следовательно,
философия и
искусство
различаются
не глубиной
проникновения
в жизненные
явления и не
характером
их осмысления,
а формой, в
которую облекается
умозаключение.
Философское
произведение
реализуется
в форме,
абстрагированной
от конкретной
жизни и тех
общественных
и
исторических
условий,
которые его
породили.
Произведение
искусства
реализуется
в формах
самой жизни, которую
оно отражает.
Итак,
исследуя
философию и
искусство,
нужно
учитывать не
только то
существенное,
что их
разъединяет
— форму, но и
то
существенное,
что их сближает
— реальный
мир, в
котором
философ и художник
живут рядом
со всеми
людьми.
к
философии
можно,
конечно,
подходить с
определенной,
ею самой
созданной
точки зрения и
обсуждать
лишь меру ее
логичности,
ошибочность
тех или иных
построений,
степень последовательности
созданной системы
и т. д. Точно
так же и при
рассмотрении
произведения
искусства
можно
ограничиться
изучением
мастерства
или присущих
ему средств
выражения.
Однако
такого рода штудии не
принесут
человечеству
большой
пользы, потому
что перед
философами и
художниками
стоят более
серьезные
задачи.
Недостаточно
также
рассматривать
идеи философа
с точки
зрения их
«увлекательности»,
а
произведения
искусства
оценивать в
зависимости
от силы и
остроты доставляемого
ими
наслаждения,
потому что это
низвело бы
философию и
искусство до
категории развлечений,
часто
служащих
средством
«убить
время». В
действительности
дело обстоит
значительно
серьезнее.
Чтобы понять
какое-либо
конкретное
философское
учение — даже
при условии
понимания
методов и
традиционных
направлений
философии
вообще, — мы должны
прежде всего
поставить
перед собой
вопрос, можно
ли жить в
20