АНОНС

 

    Existentialism  and Alienation in American Literature  by  Sidney Finkelstein

        International Publishers New York 1965

                  

Сидни Финкелстайн Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе.

                      

Перевод с  английского Э. Медниковой Предисловие А. А н и к с т а.    М.: «Прогресс», 1967. – 320 с.

 

                          Содержание

 

  

Предисловие. А. Аникст

7

 

1. Введение. Искусство и философия

19

2. Просвещение. Концепции прогресса и сомнения

23

3. Капитализм в понимании Кьеркегора и Маркса

38

4. Достоевский. Реалист и антиреалист

58

5. Ницше. Миф и подсознательное

69

6. Экзистенциализм и германский фашизм.

Гуссерль, Хайдеггер и Ясперс

96

7. Экзистенциализм и ответственность художника

перед обществом. Камю и Сартр

129

8. Проблема отчуждения в социологии и литературе.

Маркс, Бальзак и Юджин О'Нийл

152

9. Отчуждение как литературный стиль. Ф. Скотт

Фицджеральд и Г. С. Элиот

181

10. Конфликт между гуманизацией и отчуждением.

Уильям Фолкнер

201.

11. Отчуждение и бунт без цели. Джон Дос Пассос

и Генри Миллер

215

12. Холодная война, возрождение религии и

отчуждение в семье. Уильям Стайрон,

Дж. Д. Сэлинджер и Эдуард Олби

228

13. Выражение отчуждения и ответ экзистенциализма

260

A. Принятие отчуждения. Джон Апдайк и

Джеймс Парди

260

Б. Утрата общественных убеждений и экзистенциализм.

Артур Миллер и Сол Беллоу

269

B. Экзистенциализм и социальный заказ.

Норман Мейлер и Джеймс Болдуин

287

14. Этика человеческого прогресса

304

 

Указатель имён

318

          

Предисловие.

Американский критик-марксист С. Финкелстайн уже известен нашим читателям как автор книги «Реализм в искусстве», опубликованной Издательством иностранной литературы. «Экзистенциализм в американской литературе», недавняя работа С. Финкелстайна, посвящена социально-философской проблеме отчуждения в современной американской буржуазной литературе, тем её произведениям, которые проникнуты экзистенциалистскими мотивами неизбывной трагичности и «абсурдности» бытия. Своему литературоведческому исследованию С. Финкелстайн предпослал убедительный анализ основных положений экзистенциализма и подверг их критике с марксистских позиций. В ходе рассуждения С. Финкелстайн привлекает в качестве литературного материала произведения Достоевского, Бальзака, а из американских писателей — Юджина О'Нийла, С. Фицджеральда, У. Фолкнера, А. Миллера, Дж. Д. Сэлинджера, Н. Мейлера, С. Беллоу, Д. Болдуина и др.

Книга С. Финкелстайна, безусловно, достойна внимания научной общественности нашей страны, широких слоёв студентов-гуманитариев и многих советских читателей, интересующихся проблемами современной западной литературы и философии.

Имя Сидни Финкелстайна известно советским читателям по его книге «Реализм в искусстве», изданной у нас в 1956 году. Он принадлежит к числу тех деятелей американской культуры, которые стоят на марксистских позициях.

Сидни Финкелстайн и его товарищи работают в условиях наименьшего благоприятствования, ибо господствующий класс и его идеологические прислужники ставят их в положение изгоев, всячески стремятся изолировать их от общественной и духовной жизни страны.

Быть человеком убеждений, расходящихся с господствующей идеологией, нелёгкое дело там, где огромная машина государственного аппарата и средств воздействия на общественное мнение находится в руках тех, кто пользуется этим не для блага народа, не во имя подлинно гуманных социальных идеалов, а для своих корыстных целей, ради сохранения и упрочения своей власти и классовых или кастовых привилегий.

Читая книгу С. Финкелстайна, нельзя не почувствовать не только острой полемичности автора, но подчас и решительной непримиримости, с какой он осуждает всё враждебное его идеалам. Едва ли это может быть иначе, когда борьбу приходится вести в неравных условиях, в обстановке зловещего молчания, презрительного недоброжелательства и безапелляционного поношения со стороны официальных идеологов американского образа жизни.

…..

А. Аникст

 

 

 

   1. Введение. Искусство и философия.

 

 

 

 

Настоящая книга посвящена анализу экзистенциа­лизма. В ней рассматривается история зарождения и распространения в Европе экзистенциализма как фило­софия, а также влияние, которое он оказал на литера­туру вообще и на современную литературу Соединенных Штатов в особенности. Мы ставим себе целью доказать, что развитие философской мысли и литературное твор­чество составляют единый исторический процесс, связан­ный с целым рядом социальных кризисов, достигших высшего напряжения сегодня, в середине XX века.

Поскольку предлагаемое исследование касается как философии, так и литературы, необходимо определить нашу точку зрения на эти две области интеллектуальной деятельности, рассмотреть черты, сближающие и, наобо­рот, отличающие их друг от друга. Философское обоб­щение, независимо от того, основано ли оно на собст­венном опыте философа, на опыте его современников или на опыте истории общества, начинается с того мо­мента, когда можно не принимать в расчет частности индивидуальной, исторически ограниченной жизни. Выраженные в абстрактной форме концепции философа складываются в более или менее последовательную си­стему, или мировоззрение, которое выдается за универ­сальное, применимое к любым условиям и любым лю­дям.

У художника, напротив, любые философские раз­мышления о жизни, какими бы широкими ни были его обобщения, выражаются в образах самой жизни. Эти образы необязательно являются копиями или имитацией того, что мы наблюдаем в окружающем нас мире. Даже тогда, когда они нам такими кажутся в романе, пьесе                                                                                                                                           19

или на картине, их художественная природа основы­вается не на точном воспроизведении действительности, а на способности вызывать в читателе или зрителе опре­деленный комплекс эмоций, складывающихся в четко оформленную «психологию», осмысленную реакцию на внешний мир, определенное жизненное состояние. В са­мом широком смысле эти состояния можно назвать «че­ловеческими портретами», и именно при помощи таких «портретов» художник создает произведение искусства.

Следовательно, философия и искусство различаются не глубиной проникновения в жизненные явления и не характером их осмысления, а формой, в которую обле­кается умозаключение. Философское произведение реа­лизуется в форме, абстрагированной от конкретной жиз­ни и тех общественных и исторических условий, которые его породили. Произведение искусства реализуется в формах самой жизни, которую оно отражает. Итак, исследуя философию и искусство, нужно учитывать не только то существенное, что их разъединяет — форму, но и то существенное, что их сближает — реальный мир, в котором философ и художник живут рядом со всеми людьми.

к философии можно, конечно, подходить с опреде­ленной, ею самой созданной точки зрения и обсуждать лишь меру ее логичности, ошибочность тех или иных построений, степень последовательности созданной си­стемы и т. д. Точно так же и при рассмотрении произ­ведения искусства можно ограничиться изучением мас­терства или присущих ему средств выражения. Однако такого рода штудии не принесут человечеству большой пользы, потому что перед философами и художниками стоят более серьезные задачи.

Недостаточно также рассматривать идеи философа с точки зрения их «увлекательности», а произведения искусства оценивать в зависимости от силы и остроты доставляемого ими наслаждения, потому что это низве­ло бы философию и искусство до категории развлечений, часто служащих средством «убить время». В действи­тельности дело обстоит значительно серьезнее. Чтобы понять какое-либо конкретное философское учение — даже при условии понимания методов и традиционных направлений философии вообще, — мы должны прежде всего поставить перед собой вопрос, можно ли жить в                                                                                                                                                          20

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz