АНОНС
Фридлендер Г.
Достоевский
и
мировая
литература. —
Л.:
Сов. писатель,
1985, 456 с,
В
книге
известного
исследователя
Достоевского
рассматривается
творчество
писателя в
контексте
мировой
литературы, а
также современной
борьбы идей.
Большая глава
посвящена
основным
проблемам
эстетики
Достоевского.
Другие — его взаимоотношениям
с писателями-современниками
(В. Гюго, Л.
Толстым) и
восприятию
его
творчества в
немецкой и французской
литературе XX
века. В книге
освещается
борьба
вокруг
наследия
Достоевского
в XX веке и его
значение для
современности.
В
СОДЕРЖАНИЕ
От
автора ........................................................... 5
В
борьбе идей. Достоевский
в современном
мире ... 9
Эстетика
Достоевского ……………………… 92
Достоевский
и В. Гюго……………………. 176
Достоевский
и Лев Толстой ……………… 198
Достоевский
и Ф. Ницше …………………………. 251
От
Достоевского
к Камю. Заметки
об истории
восприятия
«Преступления
и наказания»
во Франции …………………………………………… 290
Достоевский
и немецкий
роман XX века ……… 328
Указатель
имен . …………………………. 446
Основные
работы
Г. М. Фридлендера . . . 450
ГЕОРГИЙ
МИХАИЛОВИЧ
ФРИДЛЕНДЕР
ДОСТОЕВСКИЙ
И МИРОВАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Л. О. изд-ва
«Советский
писатель». 1985. 456
стр.
План
выпуска
ОТ
АВТОРА
Творчество
Достоевского
соединено
многообразными
нитями с
предшествующей и
современной ему
литературой
— русской и
зарубежной. И
вместе с тем
оно оказало и продолжает
оказывать
громадное воздействие
на развитие
всей
позднейшей
мировой
литературы.
Поэтому
даже если бы
автор
поставил
перед собой
лишь одну
задачу:
осветить ту
роль, которую
различные
произведения
русской и западноевропейской
литературы —
от
памятников
литературы
Древней Руси,
произведений
Данте и
Шекспира и до
творчества
ближайших
предшественников
и
современников
Достоевского
— сыграли в
становлении
и развитии
его
искусства
романиста,
вряд ли он
мог бы
успешно
выполнить поставленную
задачу в
одной —
сравнительно
небольшой —
книге.
Тем более
было бы
невозможным
исчерпать в ней
все
многочисленные
и
разнообразные
факты,
свидетельствующие
о духовном
присутствии
Достоевского
и о горячей
борьбе вокруг
его наследия
в литературе
XX века. Озабоченный
полнотой
материала,
автор должен
был бы
неизбежно
возвращаться
к тому, что
уже не раз
привлекало
внимание
других исследователей,
а при
обращении к
таким литературам,
в которых он
не считает
себя специалистом,
черпать
материал из
вторых и даже
третьих рук.
Нот
почему, хотя
книга
озаглавлена
«Достоевский
и мировая
литература»,
автор
отказался от намерения
исчерпать в
ней связи
Достоевского
с его
предшественниками
и современниками,
а тем более —
от попытки
дать в ней полный
обзор
влияния
Достоевского
на литературы
самых
различных,
европейских
и внеевропейских,
стран и
регионов. Из
необозримого
моря
проблем, объединяемых
темой
«Достоевский
и мировая литература»,
выделены
лишь
немногие: из
них одни
особенно
показа-
5
тельны и важны
для
понимания
мирового
значения творчества
Достоевского
в наши дни, а
другие наиболее
созвучны
индивидуальным
исследовательским
склонностям
и интересам
автора.
В
новой своей
работе, как
легко увидит
внимательный
читатель,
автор
исходил из
того же общего
понимания
творчества
Достоевского,
которое было
положено им в
основу
монографии
«Реализм
Достоевского»
(М.— Л., «Наука»,
1964).
Деятельность
великого
русского
романиста
рассматривается
в вошедших в
состав настоящей
книги
очерках и
статьях как
крупнейшая
историческая
веха в
истории
реализма
русской и
мировой
литературы. В
соответствии
с этим в них
существенное
место уделено
социально-критическому
содержанию
романов
Достоевского,
а также философско-историческим,
эстетическим
и нравственным
идеям писателя.
Как
стремится
показать
автор, без ясного
и отчетливого
понимания
той тесной и
нерасторжимой
связи,
которая
существовала
между антибуржуазной
социально-критической
мыслью
Достоевского
и его творчеством
романиста, не
может быть верно
понята также
ни одна из
специфических
черт его
художественного
новаторства.
Именно от
того,
сознавал ли
более или
менее отчетливо
эту связь тот
или иной из
писателей
конца XIX и XX
века,
обращавшихся
в своих художественных
исканиях к
опыту
Достоевского,
или ока
осталась им
как
художником
не прочувствованной
и не понятой,
зависела непосредственнейшим
образом
всякий раз
самая
плодотворность
подобного
обращения —
таков вывод,
к которому
приводят, в
частности,
две последние,
завершающие
книгу главы,
из которых
одна посвящена
трансформации
тем и образов
«Преступления
и наказания»
во
французской
литературе, а
другая — влиянию
Достоевского
на
немецкоязычный
роман конца
XIX и XX века.
Особого
разъяснения
заслуживает
вопрос об
истолковании
в настоящей
книге
термина
«роман-трагедия»,
которым
автор, вслед
за рядом других
исследователей,
широко
пользуется
для типологической
характеристики
романов Достоевского.
Хотя термин
этот был
применен
Впервые
Вячеславом
6
ка к
внутреннему
социально-психологическому
драматизму
была
высказана в
русской
критике еще
Белинским,
причем он — о
чем
говорится в последней
главе моей
книги
«Реализм
Достоевского»
— обосновал
эти свои
выводы с иных
позиций, чем
Вячеслав
Другая,
не менее
существенная
черта романа-трагедии
Достоевского
— в том, что в
нем мысль и
автора и
героев (как в
трагедиях
Шекспира)
непосредственно,
минуя
промежуточные
звенья,
постоянно от
каждодневного,
«текущего» и
«сиюминутного»
переключается
к всеобщему —
к тому, что
сам писатель
охарактеризовал
как «мировые
вопросы» и
«мировые
противоречия».
Лев
Толстой
превосходно
сказал о
Достоевском,
что он был
«весь
борьба». Не
удивительно
поэтому, что
и творчество
Достоевского
находилось
уже при его
жизни и
продолжает
находиться в
наши дни в
самом центре
борьбы
полярно
противоположных
идей,
различных
художественно-эстетических
направлений
и тенденций.
7
Уделив
в книге
значительное
место не только
внутренним
противоречиям
творчества
Достоевского,
но и спорам,
рожденным
различными
толкованиями
смысла его
произведений,
творческим
усвоением и
развитием
традиций
Достоевского
в позднейшей
мировой литературе,
автор
прекрасно
отдает себе отчет
в том, что и
сам он не
остался в
стороне от
этих споров.
Многие
страницы его
книги открыто
полемичны.
Особенно
горячо автор
полемизирует
с широко
распространенными
в современной
буржуазной
науке
антигуманистическими
трактовками
Достоевского
— в
частности,
сближением
его идей со
взглядами
Ницше и
Фрейда,
стремлением
оторвать
творчество
Достоевского
от реалистической
традиции,
представить
его одним из
родоначальников
модернизма
— вплоть до деперсонализированного,
так называемого
«нового»
романа или
столь же сомнительных
достижений
литературы
«абсурда».
Книга
создавалась
в процессе
участия автора
в подготовке
академического
Полного
собрания
сочинений
Достоевского.
Руководя
работой
своих
младших товарищей
над этим
изданием,
автор
одновременно
учился у них
и выражает им
свою
благодарность.
Ссылки
па
произведения
и письма
Достоевского
даются в
тексте по
изданиям: Ф. М.
Достоевский. Поли. собр.
соч. в 30-ти
томах, тт. 1—27. Л.,
«Наука», 1972—1984
(при цитатах
указываются
арабскими
цифрами том
(курсив) и
страница); Ф. М.
Достоевский.
Письма, тт. I—IV.
М.—Л., ГИЗ — «Academia» — Гослитиздат,
1928—1959. Ссылки
обозначаются:
Письма, том
(римская цифра),
страница
(арабская).
В
БОРЬБЕ ИДЕЙ
ДОСТОЕВСКИЙ
В
СОВРЕМЕННОМ
МИРЕ
1
К ак
свидетельствуют
неполных сто
лет, прошедших
после смерти
Достоевского,
образ великого
русского
писателя за
это время не
потускнел. Достоевский
остался для
нас современником,
он оказывал
постоянно, с
самого
начала XX
столетия, и
продолжает
оказывать
сегодня громадное
влияние на
литературу и
духовную жизнь
человечества.
Своими
различными
гранями
творчество
русского
романиста
воздействовало
на многих
непохожих
друг на друга
мыслителей и
художников
нашего века —
А. Блока и М.
Горького, А.
Эйнштейна и
Т. Манна, Р. Роллана
и Т. Драйзера,
У. Фолкнера и
Ф. Феллини, К.
Федина, Л.
Леонова, А.
Платонова и
М. Булгакова,
А. Зегерс,
А. Камю и Акутагаву.
Приветствие
Достоевского
в жизни и
литературно-общественной
борьбе XX пека
по общему
историческому
закону
отбрасывает
обратный
свет на самые
творения
Достоевского,
позволяет
нам сегодня
увидеть в них
новые важные
грани,
осмыслить
многое в них
шире и
глубже, чем
это было
доступно
прошлым
поколениям.
Основная
причина,
которая
порождает неизменный
и даже
растущий
интерес к
Достоевскому
людей XX века, — та
огромная
внутренняя
напряженность,
которая
свойственна
всей
общественной,
духовной и
нравственной
жизни нашего
века, напряженность,
которая
отличает его
жизнь от
жизни других
эпох. Этой
внутренней
напряженности
материальной
и духовной
жизни XX века — века
великих
революционных
преобразований
в истории
человечества
и вместе с
тем века двух
мировых войн,
века
разворачивающейся
на наших глазах
научно-технической
революции,
ломающей
привычные в прошлом
нормы и
представления,
— созвучна духовная
напряженность
творчества
Достоевского,
напряженность
бытия,
мироощущения,
мысли,
страстей его
главных
героев.
9
Учителя
молодого
Достоевского
— утопические
социалисты
1830— 1840-х годов —
делили,
опираясь на схему,
предложенную
Сен-Симоном,
все эпохи истории
человечества
на более или
менее мирные,
«органические»,
и кризисные,
переломные,
«критические».
Достоевского
можно смело
назвать
художником «критической»
эпохи. Он сам
хорошо
сознавал это 1 и
именно в этом
смысле был
склонен
противопоставлять
основное
направление
своих художественных
исканий
творчеству
своих наиболее
выдающихся
предшественников
и современников.
Со взглядом
Достоевского
на себя как
на художника
критической,
переломной
эпохи тесно связаны
духовная
напряженность,
которая
пронизывает
его романы, и
основные
черты его
художественного
новаторства
— черты,
близкие
литературе XX
века.
Достоевский
никогда не
изображал
жизнь в ее
эпически
неторопливом,
спокойном,
размеренном
течении. Ему
было
свойственно
особое, обостренное
внимание к
кризисным
состояниям в
развитии
общества и
отдельного
человека.
Жизнь в
изображении
Достоевского
чревата на
каждом шагу
возможностями
острых и неожиданных
изломов и
потрясений,
под внешней
корой
обыденности
в ней таятся
скрытые подземные
силы, которые
в любую
минуту
готовы
вырваться — и
вырываются
наружу. Эти
подземные
силы грозят и
человеку и
обществу
разрушением
— но они же могут
быть обузданы,
стать
основой для
нового
созидания.
В
силу
многогранности
своего
содержания творения
Достоевского
зачастую
получали в
ходе
литературно-общественной
борьбы XX века
разноречивые,
иногда
полярно
противоположные
истолкования.
Почти каждое
из
философских
и эстетических
течений,
возникших в
предреволюционной
России, а
позднее — в
Западной
Европе и США,
после смерти
великого романиста,
испытывало
соблазн
«присвоить»
его себе,
представить
Достоевского
в качестве
своего
единомышленника
или предтечи.
В
многочисленных
монографиях
и статьях
конца XIX и
начала XX века
Достоевский
изображался
как
писатель-натуралист или
предтеча
символизма.
1
«Мы
переживаем
самую
смутную,
самую неудобную,
самую
переходную и
самую
роковую минуту,
может быть,
из всей
истории
русского
народа», —
заявлял
Достоевский
в 1873 году (21,
58). И столь же
настойчиво
он о 1849 по 1881 год
подчеркивал
острокризисный
характер
момента,
переживавшегося
в его время
Западной
Европой.
10
Позднее
Достоевского
не раз
воспринимали
то
ницшеанцем до
Ницше, то
христианским
философом,
то — в
последние
десятилетия
за рубежом —
экзистенциалисты
в
соответствии
с
философскими
и художественными
симпатиями
его
почитателей.
В действительности
— и это
подтверждает
уже само постоянно
увеличивающееся
число
подобных разноречивых
и
односторонних
истолкований
— творчество
Достоевского
шире каждого
из них. Его
смысл не
может быть
уложен в прокрустово
ложе тех или
иных более
или менее
влиятельных
на
стременном
Западе художественных
и
философских
доктрин. Этому
мешает историческое
богатство
содержании
произведений
романиста,
который, стремясь
дать ответы
на основные
вопросы жизни
человечества,
искал на
разных
этапах
своего пути
их решение в
разных
поправлениях,
снова и снова
возобновлял
свои искания,
пытаясь
широко и полно
охватить всю
совокупность
часто
противоречивых,
не сводимых к
одному
философскому
или
художественному
знаменателю
социальных,
психологических
и
идеологических
тенденций
исторической
жизни своего
времени.
Для
того чтобы в
наше время
верно понять
значение
любого
выдающегося
явления
классической
литературы,
мы должны
оценивать
его не только
в свете
жизненных
вопросов той,
уже прошлой для
нас, исторической
эпохи, когда
оно было
создано, но и
в свете всей
позднейшей
истории
человечества,
вплоть до
сегодняшнего
дня. Есть
немало
художников и
произведений,
восторженно
принятых
многими из их
современников
(а иногда и
ближайших
потомков!),
слава
которых окапалась
более или
менее
быстротечной
и которые
сейчас не
вызывают у
нас уже того
горячего
интереса, какой
испытывали
по отношению
к ним их
первые читатели
и зрители. И
наоборот,
есть великие
писатели,
великие
художники и
мыслители, значение
которых со
временем не
только не уменьшилось,
но возросло и
даже по-настоящему
раскрылось
для
человечества
лишь в более
широкой и
сложной
исторической
перспективе
нашего иска.
К числу таких
писателей
бесспорно
принадлежит
Достоевский.
В спорах
вокруг
Достоевского
и в различных
истолкованиях
его
творчества
непосредственно
отражается
борьба
основных общественных
сил и идеологических
направлений
современности.
Достоевский
не мог
пожаловаться
на равнодушие
к себе
литературы и
критики уже
своего
времени. По
11
одному
первому его
произведению
Белинский
верно угадал
общие
масштабы его
дарования —
пример критической
проницательности,
каких мы
немного
знаем в истории
всей мировой
литературы.
Однако тогда,
когда
Достоевский
создавал
одно за другим
свои величайшие
произведения,
после смерти
Белинского и
Добролюбова,
его
взаимоотношения
как писателя
с мыслящими
современниками
приобрели более
драматический
характер.
Было бы
неверно
объяснять
это только
социально-политическими,
идеологическими
расхождениями
Достоевского
с передовым
лагерем, как
это нередко
делается.
Дело обстоит
сложнее. Не
только
«почвенническая»
общественно-политическая
утопия Достоевского,
во многом
туманная,
реакционная
и противоречивая,
но и
создававшиеся
им художественные
картины, даже
самый метод
его художественного
мышления
вызывали у
читателей
1870—1880-х годов
известное
сопротивление,
вели ко
множеству
недоуменных
вопросов.
Мир,
нарисованный
уже в
«Преступлении
и наказании»,
а в еще
большей
степени в
«Идиоте», в «Бесах»,
«Подростке»,
«Братьях
Карамазовых»,
казался
многим
современникам
писателя, а
затем и
первым его
ценителям
за рубежом
искусственным
и
фантастическим,
характеры,
нарисованные
в этих
романах, —
исключительными,
нарочито
взвинченными
и неправдоподобными,
композиция
произведений
русского
романиста —
хаотической
и неясной. Н. К.
Михайловский,
в известной
статье которого
«Жестокий
талант» (1882)
отражены
многие из
подобных недоумений,
упрекал
Достоевского
в нарочитой
жестокости,
из-за которой
он подвергает
своих героев,
а вместе с
ними и
читателя, ненужным
мучениям.
Произведения
Достоевского
представлялись
многим его
истолкователям
в 1880-х годах
всего лишь
блестящими
психологическими
штудиями
различных
сложных
случаев
душевных
болезней, ценными
прежде всего
со
специальной
— медицинско-психиатрической
или
криминалистической
— точки
зрения. Э. М. де Вогюэ,
автор
известной
книги «Русский
роман» (1885), сделавший
много для .распространения
в Западной
Европе славы Достоевского
и других
русских
романистов XIX
века, видел
значение
«Идиота» и
«Братьев
Карамазовых»
не столько в
анализе
социальных,
нравственных
и
психологических
проблем,
порожденных
общими условиями
жизни
человечества
и
имеющих
широкое,
обще-
12