АНОНС

 

Фромм Э. Медицина и этическая проблема современного человека // Догмат о Христе. — М.: Олимп, ООО «Издательство  АСТ-ЛТД», 1998. с. 142-158.

 

Что мы понимаем под этикой?

Слово «этика» происходит от греческого «ethos», что озна­чает обычай, привычка; понятие «этика» относится к науке, изучающей нормы человеческого поведения. Однако же у многих людей представления о привычке и нормах путаются.

В наши дни большинство людей воспринимают этику не­сколько идеалистично, когда же они рассуждают о нравствен­ных нормах, то искренне полагают, что, если правила обще­ственного поведения освящены традицией, они уже хороши; мы можем пребывать в убеждении, что этическая норма — это ничто, и все же невольно думать: раз общепринято, зна­чит, правильно. Как мы знаем, ссылаться на общепринятый порядок — весьма удобная позиция, особенно когда это не очень уж идет вразрез с совестью.

Прежде этика занималась исключительно поведением, при этом она представала неким кодексом — набором определен­ных и желательных норм морали. Таким образом стало воз­можным ее дробление. Можно было говорить о врачебной этике, деловой этике, военной этике. В действительности во всех этих случаях речь шла о правилах поведения в условиях отдельно взятой ситуации. Разумеется, это превосходно: я предпочитаю иметь дело с людьми, обладающими этически­ми принципами, чем с теми, у кого их нет, меня больше уст­раивает соответствие правилам морали, чем безнравствен-/142/ ность. Но если мы взглянем на этику как особую часть вели­кой философской и религиозной традиции, то она вовсе не представляет собой совокупность норм поведения в опреде­ленных обстоятельствах. В числе этой традиции этика подра­зумевала индивидуальную ориентацию человека, заложенную в нем изначально, а потому не имеющую касательства к той или иной отдельной личности, к той или иной ситуации, а относящуюся ко всем людям. В самом деле, если буддисты правы, то это действенно не только в отношении людей, но и всего сущего. Совесть — специальный орган, предназна­ченный для выработки нравственной позиции: если мы гово­рим об этике, исходя из давней философской и религиозной традиции Востока и Запада, то этика — не набор моральных норм, это — вопрос совести.

Если мы принимаем такую точку зрения, тогда отдельно взятой врачебной этики не существует. Есть лишь универ­сальная человеческая этика, применяемая в особых челове­ческих ситуациях. С другой стороны, если мы отделяем вра­чебную этику от универсальной проблемы этики, имеется опасность вырождения врачебной этики в некий кодекс, ко­торый будет служить главным образом для зашиты интересов гильдии медиков вопреки интересам пациентов.

В этой связи имеет смысл подробнее остановиться на про­блеме совести. Здесь важно понимать различие между авто­ритарной совестью и гуманистической совестью[1]. Под авто­ритарным сознанием я подразумеваю приблизительно, что Фрейд обозначает как «сверх-Я», этот термин приобрел в наше время гораздо большую популярность, чем понятие «со­весть». Авторитарная совесть, или «сверх-Я», первоначально образуется в результате интериоризации родительских при­нуждений и запретов, впоследствии — интериоризации соци­альных требований. Вместо того чтобы страдать от страха ро­дительского наказания, я интроецирую отцовские наставле­ния и тем самым стремлюсь избежать неприятного жизнен­ного опыта; я безотчетно слышу голос отца и не рискую со­вершать поступки, противоречащие его установкам. Я предо- /143/ стережен заранее, поскольку как бы отождествляю себя с отцом. Эта концепция интериоризации власти отца и обще­ства вполне годится для объяснения того, что многие люди называют совестью. По моему убеждению, Фрейд дает весьма оригинальную и очень верную трактовку психического меха­низма данного явления. Однако возникает вопрос, всеобъем­люще ли понятие «сверх-Я» или существует другая инстанция личности?

Второй тип совести, который не интериоризирует власть, я определяю как гуманистическую совесть в соответствии с философской и религиозной гуманистической традицией. Это внутренний голос, рождающийся в недрах нашей собст­венной души. Это выработанное нами самими нравственное сознание, которое составляет суть человека, причем наруше­ние или неприятие нравственных требований ведет к серьез­ным последствиям.

 



[1] Эти два типа совести я весьма детально проанализировал в книге «Man For Himself» (New York, Holt. Rinehart and Winston, Inc., 1947). P. 143—172.

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz