АНОНС
Фромм
Э. Медицина и
этическая
проблема
современного
человека // Догмат о
Христе. — М.:
Олимп, ООО
«Издательство
АСТ-ЛТД», 1998. с. 142-158.
Что мы
понимаем под
этикой?
Слово
«этика»
происходит
от
греческого
«ethos», что означает
обычай,
привычка;
понятие
«этика»
относится к
науке,
изучающей нормы
человеческого
поведения.
Однако же у многих
людей
представления
о привычке и
нормах
путаются.
В наши дни
большинство
людей
воспринимают
этику несколько
идеалистично,
когда же они
рассуждают о
нравственных
нормах, то
искренне
полагают,
что, если
правила общественного
поведения
освящены
традицией, они
уже хороши;
мы можем
пребывать в
убеждении,
что
этическая
норма — это
ничто, и все же
невольно
думать: раз
общепринято,
значит,
правильно.
Как мы знаем,
ссылаться на
общепринятый
порядок —
весьма
удобная
позиция,
особенно
когда это не
очень уж идет
вразрез с
совестью.
Прежде
этика
занималась
исключительно
поведением,
при этом она
представала
неким кодексом
— набором
определенных
и
желательных
норм морали.
Таким образом
стало возможным
ее дробление.
Можно было
говорить о врачебной
этике,
деловой
этике,
военной этике.
В
действительности
во всех этих
случаях речь
шла о
правилах
поведения в
условиях
отдельно
взятой
ситуации.
Разумеется,
это
превосходно:
я
предпочитаю
иметь дело с
людьми,
обладающими
этическими
принципами,
чем с теми, у
кого их нет,
меня больше
устраивает
соответствие
правилам
морали, чем
безнравствен-/142/
ность. Но
если мы
взглянем на
этику как
особую часть
великой
философской
и
религиозной
традиции, то
она вовсе не
представляет
собой совокупность
норм
поведения в
определенных
обстоятельствах.
В числе этой
традиции
этика подразумевала
индивидуальную
ориентацию
человека,
заложенную в
нем
изначально, а
потому не
имеющую
касательства
к той или
иной отдельной
личности, к
той или иной
ситуации, а
относящуюся
ко всем
людям. В
самом деле, если
буддисты
правы, то это
действенно
не только в
отношении
людей, но и
всего сущего.
Совесть —
специальный
орган,
предназначенный
для
выработки
нравственной
позиции: если
мы говорим
об этике,
исходя из
давней
философской и
религиозной
традиции
Востока и
Запада, то
этика — не
набор
моральных
норм, это —
вопрос
совести.
Если мы
принимаем
такую точку
зрения, тогда
отдельно
взятой
врачебной
этики не существует.
Есть лишь
универсальная
человеческая
этика,
применяемая в
особых
человеческих
ситуациях. С
другой
стороны, если
мы отделяем
врачебную
этику от
универсальной
проблемы этики,
имеется
опасность
вырождения
врачебной
этики в некий
кодекс, который
будет
служить
главным
образом для
зашиты
интересов
гильдии медиков
вопреки
интересам
пациентов.
В этой
связи имеет
смысл
подробнее
остановиться
на проблеме
совести.
Здесь важно
понимать
различие
между авторитарной
совестью и
гуманистической
совестью[1].
Под авторитарным
сознанием я
подразумеваю
приблизительно,
что Фрейд
обозначает
как
«сверх-Я»,
этот термин
приобрел в
наше время
гораздо
большую популярность,
чем понятие
«совесть».
Авторитарная
совесть, или
«сверх-Я»,
первоначально
образуется в
результате интериоризации
родительских
принуждений
и запретов,
впоследствии
— интериоризации
социальных
требований.
Вместо того
чтобы страдать
от страха родительского
наказания, я
интроецирую
отцовские
наставления
и тем самым
стремлюсь
избежать
неприятного
жизненного
опыта; я безотчетно
слышу голос
отца и не
рискую совершать
поступки,
противоречащие
его установкам.
Я предо- /143/ стережен
заранее,
поскольку
как бы отождествляю
себя с отцом.
Эта
концепция
интериоризации
власти отца и
общества
вполне
годится для
объяснения
того, что
многие люди
называют
совестью. По
моему убеждению,
Фрейд дает
весьма
оригинальную
и очень
верную
трактовку
психического
механизма
данного
явления.
Однако
возникает вопрос,
всеобъемлюще
ли понятие
«сверх-Я» или
существует другая
инстанция
личности?
Второй
тип совести,
который не
интериоризирует
власть, я
определяю
как
гуманистическую
совесть в
соответствии
с
философской
и религиозной
гуманистической
традицией. Это
внутренний
голос,
рождающийся
в недрах нашей
собственной
души. Это
выработанное
нами самими
нравственное
сознание,
которое
составляет
суть
человека,
причем
нарушение
или
неприятие
нравственных
требований
ведет к
серьезным
последствиям.
[1] Эти
два типа
совести я
весьма
детально
проанализировал
в книге «Man For Himself» (New
York, Holt. Rinehart and Winston, Inc., 1947). P. 143—172.