АНОНС
Губин В.Д.
Онтология.
Проблема
бытия в
современной
европейской
философии. М.: Российск. гос. гуманит.
ун-т, 1998. - 191
с.
ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................7
ВВЕДЕНИЕ.
Метафизика
и онтология.
Место и роль
онтологии в
системе
философского
знания...........................................9
РАЗДЕЛ
I. От Парменида
к Бердяеву:
живая
традиция
метафизики…..19
Глава
1.
Проблема
бытия в
классической
философии............21
Глава
2. Кризис
философии и
«онтологический
поворот» в
начале XX века ......................................................32
РАЗДЕЛ
II.
Бытие - мир -
вещь - язык
бытия ........................41
Глава
1.
Метафизика
бытия С.Л.
Франка .......................43
Глава
2. Н.
Гартман: основоположения
онтологии
...............55
Глава
3.
Проблема
вещи в учении
А.Ф. Лосева
..................68
Глава
4. М.
Хайдеггер:
поиски бытия
...........................79
Глава
5.
Проблема трансценденции
в философии
К. Ясперса.....94
РАЗДЕЛ
III.
Онтология
сознания
....................................105
Глава
1. Метафизика
жизни и
сознания.
Феноменология
сознания
..........................................................107
Глава
2. К. Юнг:
онтология бессознательного...................119
Глава
3.
Онтология
сознания в
«физической метафизике»
М.К. Мамардашвили
..........................................129
РАЗДЕЛ
IV.
Бытие,
личность,
общество
..............................141
Глава
1.
«Преодоление
метафизики»
и новое
истолкование
человеческого
бытия
..............................................143
Глава
2.
Мужество
быть ......................................151
Глава
3.
Онтология социального
..............................163
РАЗДЕЛ
V.
Проблема
онтологии в
аналитической
философии ........177
Глава
1.
Альтернативные
миры в
релятивистской
философии
науки
........................................................179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.......................................................187
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В современной
европейской
философии
проблема
бытия
по-прежнему
остается
фундаментальной,
как и во всей
предшествующей
истории
философии.
Занимаясь ею,
поисками
бытия, философия,
как и прежде,
отстаивает
свое отличие
от науки,
религии, искусства,
обнаруживая
уникальный и
своеобразный
предмет
своих исследований,
не сводимый
ни к знанию,
ни к вере, адекватно
не
открывающийся
ни в
рациональных
абстракциях,
ни в мистической
интуиции
(правда, и они
являются моментами
философского
познания).
Занимаясь бытием,
философия
выявляет
своеобразный
характер
такого
мышления, в
котором
бытие может
для нас
«открыться». Это не
последовательность
логических
операций, не
поэтический
вымысел
(хотя то и
другое
присуще
философской
мысли), а
особый способ
жизни,
существование
в
«бодрствующем»
режиме, в
котором можно
удерживаться
только
крайним
напряжением
человеческих
сил и только
в течение некоторого
времени, в
краткие
счастливые часы
или даже минуты,
прерывающие
ход нашей
повседневной
обыденной
жизни.
Истины,
полученные с
помощью
такого
мышления,
всегда будут
живыми. Их
можно
достичь
только
благодаря собственному
уникальному
опыту самоиспытания,
лишь
заплатив за
них жизнью,
положив ее всю
без остатка
на поиски
своего незаместимого
и
уникального
места в этом
мире, в котором
все уже
сказано и
продумано,
все уже есть,
и все места
заняты. К
таким
истинам
можно только
приобщиться,
их нельзя
передать другому,
как передают
научные
знания. Тот,
кто постиг
такую истину,
должен быть
«живым» в
самом
строгом
смысле этого
слова. При обыкновенной
механической
передаче, популяризации,
эти истины
становятся
пошлыми,
жалкими,
бедными и
нужными
только для
статистики.
Поиски
бытия в
философии -
это не
узкопрофессиональные
упражнения
небольшой
группы людей,
погруженных
в своими
кастовые интересы
и
разговаривающих
на своем
специфическом
языке (хотя
это тоже
имеет место),
а поиски,
говоря
Словами М.
Хайдеггера,
своего дома,
преодоление
своей
бездомности
и осиротелости,
того, что К.
Маркс весьма
приблизительно
назвал
отчуждением. Человек, вооруженный
научным
мышлением и
мощным инструментарием,
убежден,
полагал К.
Юнг, что, даже
построив самый
мощный и
большой
телескоп,
ничего
принципиально
нового не
найдет за
звездными
туманностями,
что его
взгляд
обречен на
блуждание в мертвой
пустоте
неизмеримых
пространств.
Ему не будет
легче и от
того, что
откроет
математическая
физика в
мире
бесконечно
малого. За
долгие века своей истории
и бесконечных
социальных
экспериментов
человек
убедился в
невозможности
построить
рай на земле
или даже
достичь
более или
менее
счастливой
жизни для
большинства. Поиски
бытия это
поиски
корней,
прикоснувшись
к которым
человек
может найти в себе
силу для
преодоления
бессмысленности
окружающего
мира, мужество
жить,
несмотря ни
на эту
бессмысленность,
ни на свою
конечность, почувствовать
себя, в конце
концов,
необходимой
частью бытия,
не менее
существенной
и необходимой,
чем
окружающий
мир, «пастухом
бытия»,
которому
завещана
весть, весть
о бытии. В
этой вести и
состоит основная задача
его жизни.
Эти поиски
составляют
незримый
фундамент
того, что
человек
называет
наукой, искусством,
религией,
стремлением
к счастью,
любовью, совестью,
долгом и т. п.