АНОНС

 

Губин В.Д.      Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.  - 191 с.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................7

 

ВВЕДЕНИЕ. Метафизика и онтология. Место и роль онтологии в системе

философского знания...........................................9

 

РАЗДЕЛ I.     От Парменида к Бердяеву: живая традиция метафизики…..19

Глава 1.  Проблема бытия в классической философии............21

Глава 2. Кризис философии и «онтологический поворот» в начале XX века ......................................................32

 

РАЗДЕЛ II.     Бытие - мир - вещь - язык бытия ........................41

Глава 1.   Метафизика бытия С.Л. Франка .......................43

Глава 2.   Н. Гартман: основоположения онтологии ...............55

Глава 3.   Проблема вещи в учении А.Ф. Лосева ..................68

Глава 4.   М. Хайдеггер: поиски бытия ...........................79

Глава 5.   Проблема трансценденции в философии К. Ясперса.....94

 

РАЗДЕЛ III.   Онтология сознания ....................................105

Глава 1.  Метафизика жизни и сознания. Феноменология созна­ния ..........................................................107

Глава 2.  К. Юнг: онтология бессознательного...................119

Глава 3.  Онтология    сознания    в   «физической   метафизике» М.К. Мамардашвили ..........................................129

 

РАЗДЕЛ IV.   Бытие, личность, общество ..............................141

Глава 1.  «Преодоление метафизики» и новое истолкование чело­веческого бытия ..............................................143

Глава 2.  Мужество быть ......................................151

Глава 3.  Онтология социального ..............................163

 

РАЗДЕЛ V.     Проблема онтологии в аналитической философии ........177

Глава 1. Альтернативные миры в релятивистской философии науки ........................................................179

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................187

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 

В современной европейской философии пробле­ма бытия по-прежнему остается фундаментальной, как и во всей предшествующей истории философии. Занимаясь ею, поисками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свое отличие от науки, религии, искусства, обнаруживая уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимый ни к знанию, ни к вере, адек­ватно не открывающийся ни в рациональных абстракциях, ни в мисти­ческой интуиции (правда, и они являются моментами философского познания). Занимаясь бытием, философия выявляет своеобразный ха­рактер такого мышления, в котором бытие может для нас «открыться». Это не последовательность логических операций, не поэтический вы­мысел (хотя то и другое присуще философской мысли), а особый спо­соб жизни, существование в «бодрствующем» режиме, в котором можно удерживаться только крайним напряжением человеческих сил и только в течение некоторого времени, в краткие счастливые часы или даже ми­нуты, прерывающие ход нашей повседневной обыденной жизни.

Истины, полученные с помощью такого мышления, всегда будут живыми. Их можно достичь только благодаря собственному уникально­му опыту самоиспытания, лишь заплатив за них жизнью, положив ее всю без остатка на поиски своего незаместимого и уникального места в этом мире, в котором все уже сказано и продумано, все уже есть, и все места заняты. К таким истинам можно только приобщиться, их нельзя передать другому, как передают научные знания. Тот, кто постиг такую истину, должен быть «живым» в самом строгом смысле этого слова. При обыкновенной механической передаче, популяризации, эти истины становятся пошлыми, жалкими, бедными и нужными только для стати­стики.

Поиски бытия в философии - это не узкопрофессиональные уп­ражнения небольшой группы людей, погруженных в своими кастовые интересы и разговаривающих на своем специфическом языке (хотя это тоже имеет место), а поиски, говоря Словами М. Хайдеггера, своего до­ма, преодоление своей бездомности и осиротелости, того, что К. Маркс весьма приблизительно назвал отчуждением. Человек, вооруженный научным мышлением и мощным инструментарием, убежден, полагал К. Юнг, что, даже построив самый мощный и большой телескоп, ничего принципиально нового не найдет за звездными туманностями, что его взгляд обречен на блуждание в мертвой пустоте неизмеримых про­странств. Ему не будет легче и от того, что откроет математическая фи­зика в мире бесконечно малого. За долгие века своей истории и беско­нечных социальных экспериментов человек убедился в невозможности построить рай на земле или даже достичь более или менее счастливой жизни для большинства. Поиски бытия это поиски корней, прикос­нувшись к которым человек может найти в себе силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на эту бессмысленность, ни на свою конечность, почувствовать себя, в кон­це концов, необходимой частью бытия, не менее существенной и необ­ходимой, чем окружающий мир, «пастухом бытия», которому завещана весть, весть о бытии. В этой вести и состоит основная задача его жизни. Эти поиски составляют незримый фундамент того, что человек называ­ет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, со­вестью, долгом и т. п.

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz