АНОНС
Хюбшер Артур Мыслители нашего времени (62 портрета) Перевод с немецкого И.Л. Саца Общая редакция проф. А.Ф. Лосева Издательство ЦТР МГЦ ДОС Москва, 1994. 320 с.,
30 000 экз.
Книга
Артура
Хюбшера «Мыслители
нашего
времени, 62
портрета)»
является
справочником
по философии
Запада XX века.
Впервые на
русском
языке она
появилась 1962
году, более
не
переиздавалась
и стала
библиографической
редкостью. Ее
издание в
серии «Для
научных
библиотек»
мизерным
тиражом и
предназначалась
для элитной
части
советской
интеллигенции.
Понимая
историю
философии
как историю
философов,
немецкий
знаток
современной
философии и
оригинальный
ее
излагатель А.
Хюбшер
предлагает
нам 62 эссе -
каждое
включает в
себя
основные
взгляды,
учения,
краткую биографическую
характеристику
и библиографию
сочинений
одного
мыслителя.
Эта панорама
портретов
философов
представляет,
по сути,
справочник
по философии
Запада XX века.
От
аналогичных
справочных
изданий по
философии
прежних
авторов
(философских
словарей, и
даже 5-томной «Философской
энциклопедии»)
он имеет, три
отличия.
Во-первых,
язык, стиль изложения
не
академичен.
Основной
метод изложения
истории
философии А.
Хюбшера можно
охарактеризовать
как
художественный,
импрессионистско-эссеистский.
Во-вторых, в каждом
портрете
приводится
обширный список
сочинений
философа на
языке
оригинала и
философских
работ,
посвященных
анализу этих
сочинений.
В-третьих,
автор
излагает историко-философский
материал не с
мировоззренческих
позиций
классовой
борьбы, а
исходя из концепции
упадка,
кризиса,
разложения
философии.
Содержание
От
издательства
5
Путь к
современности
(введение) 7
Откуда?
Куда? 9
Путь
Гегеля 11
Философия
заката .......... 16
Космогония
и учения об
отпадении 25
Путь
Шопенгауэра 30
В конце
всего -
человек 34
Экзистенциальная
философия и
экзистенциализм
38
Не
идет ли
мышление к
смерти? 49
Осознание
кризиса 55
Освальд
Шпенглер 57
Арнольд Дж.
Тойнби 60
Кристофер
Доусон 64
Альфред
Вебер 67
Николай
Бердяев 71
Иоган
Гуицинга 75
Хосе
Ортега-и-Гассет 79
Герман
граф
Кайзерлинг 86
Леопольд
Циглер 90
Силы
религии 95
Этьен
Жильсон
97
Жак Мари
тэн 100
Романо
Гвардини 104
Теодор
Геккер 109
Альберт
Швейцер 111
Ступенчатое
строение
действительности ....... 117
Бенедетто
Кроче 119
Макс
Шелер 125
Николай
Гартман 128
Алоис
Венцель 135
Эрих
Ротхаккер 138
Фриц
Иоахим
Ринтелен 141
Новая
область души 143
Анри Бергсон
145
Макс
Дессуар 148
Зигмунд
Фрейд 151
Карл
Густав Юнг 156
Людвиг
Клагес 162
Пауль
Геберлин 167
Эрих Йенш 171
Философские
воспитатели . . . 173
Эбергард
Гризебах 175
Теодор
Литт 178
Эдуард
Шпрангер 181
Вилли
Гельпах 185
Карл
Маннгейм 189
Кьеркегор
и его
последователи 193
Эдмунд
Гуссерль 195
Карл
Ясперс
198
Мартин
Хейдеггер 203
Жан Поль
Сартр
209
Альбер
Камю
214
Габриэль
Марсель 217
Эммануэль
Мунье 221
От
естествознания
к философии . 225
Ганс Дриш 227
Якоб
Юкскюль 231
Джолиан
Гексли 234
Макс
Планк
238
Альберт
Эйнштейн 242
Вернер
Гейзенберг 246
Гуго
Динглер 250
Недостаточность
нового
реализма 255
Джордж Эд.
Мур 257
Джон Дьюн 260
Уильям
Мак-Дугалл 264
Джон Б.
Уотсон 267
Уильям
Пепперел
Монтэпо 269
Ральф
Бартон Перри 271
Эдгар
Шеффилд
Брайтмен 274
Уильям
Эрнест
Гоккинг 276
Откуда?
Куда?
В истории философии обнаруживается ряд столкновений и противопоставлений, в которых различные силы эпохи воздействуют друг на друга « взаимодействуют друг с другом или выступают как явно непримиримые. Бывают встречи, ведущие к размежеванию двух направлений и к выяснению различий: пример, — дни, которые Спиноза незадолго до своей смерти провел с Лейбницем в Гааге в каморке на темном чердаке квартала ювелиров, или франкфуртский период Гельдерлина и Гегеля, давший Гегелю решающие импульсы к созданию системы. .
Другой была единственная встреча Гегеля с Шопенгауэром. Она выявила в течение одного часа, проведенного в споре, весь конфликт будущей эволюции. 23 марта 1820 года Шопенгауэр читал в Большом зяле заседаний Берлинского университета свою пробную лекцию. Среди слушателей были люди высшего круга: весь философский факультет во главе с его знаменитейшим членом — Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, за два года до того занявшим освободившуюся кафедру Фихте. В последовавшем за лекцией коллоквиуме возникли страстные споры. «Господии невежда», рассказывал позднее Шопенгауэр, не мог себе уяснить понятия животных функций. Его молодой противник, ссылаясь на «Физиологию» Галлера, поставил вопрос на надежную почву. Гегель упорствовал; профессиональный врач Лихтенштейн встал на сторону Шопенгауэра. Диспут окончен. Все в этом эпизоде символично: не только дистанция в возрасте, положении и славе, но и предмет и метод спора и его окончание тоже; здесь столкнулось мышление, которое идет от идеи к действительности, с мышлением, которое идет от действительности к идее.
С этого дня — 23 марта 1820 года — начинается борьба между Шопенгауэром и Гегелем, которая впослед-
9
ствии получит решающее значение для всего будущего века, вплоть до нашей современности. Для своей лекции Шопенгауэр выбирает те обычные часы, когда Гегель, запинаясь, кашляя и отхаркиваясь, читает перед каждым семестром все более многочисленным и все более восторженным кругом слушателей. Шопенгауэром руководит не только отрицание младшим современником своего предшественника, преграждающего ему дорогу, но также сверхличная, почти метафизическая противоположность. Он выдвигает вневременной принцип своего учения против исторических принципов эпохи, — и уже этим было предопределено, что в течение долгих лет и десятилетий он должен будет пройти через поражение на различных исторических этапах, чтобы на последнем все же выйти победителем.
Вначале Шопенгауэр скрывается в тени Гегеля. Первая его лекция есть вместе с тем и последняя. Книга его не читается. Затем, в 1831 году, Гегель становится жертвой холеры. Шопенгауэр, убежавший от эпидемии из Берлина, умер почти тридцатью годами позже. Но и после смерти его борьба против «бессмысленного бумагомарателя Гегеля» не окончилась. Она захватила весь XIX век и остается главнейшей и теперь, хотя и в весьма своеобразном преломлении.
Шопенгауэр, чье учение о воле ознаменовало вторжение новой действительности в философское мышление, получает «ад областью духа господство, какого нельзя было и ожидать. С другой стороны, метод Гегеля, возвестившего о мире духа, в огромной степени становится средством для классификации и объяснения действительности. Неоднократно, еще во второй половине XIX века, предпринимались попытки насильственно соединить диалектику Гегеля с метафизикой воли Шопенгауэра: у Виктора Кия, Юлиуса Банзена, Эдуарда фон Гартмана. Но после этого эволюция ведет к еще более решительному расхождению линий. Мир Шопенгауэра все более служит введением и предвестником
1 В философии XIX века решающее значение имела не борьба между Гегелем и Шопенгауэром, то есть между представителями двух форм идеализма, а борьба между материализмом и идеализмом, как это было всегда в истории философии. Это стало в особенности очевидным с возникновением марксистской философии. — Прим. ред.
10
решений духовных— в драме и учении об искусстве Фридриха Геббеля, в музыке Рихарда Вагйера, но также, в многообразной и непосредственной форме, в изменившемся воззрении на историю и природу, в новом учении о человеке. В то же время мир Гегеля исчезает из сферы немецкого духа на много лет и десятилетий — до «Истории молодого Гегеля» Дильтея (1905) и «Теологических юношеских рукописей, изданных Нолем (Nohl, 1907), после которых к нему вновь начали обращаться. В то же время новое осознание прогресса и современности, данное Гегелем, подчинило себе всю политическую и общественную действительность XIX столетия.