АНОНС

 

Хюбшер Артур Мыслители нашего времени (62 портрета) Перевод с немецкого И.Л. Саца Общая редакция проф. А.Ф. Лосева Издательство ЦТР МГЦ ДОС Москва, 1994. 320 с.,

30 000 экз.

 

Книга Артура Хюбшера «Мыслители нашего времени, 62 портрета)» является справочником по философии Запада XX века. Впервые на русском языке она появилась 1962 году, более не переиздавалась и стала библиографической редкостью. Ее издание в серии «Для научных библиотек» мизерным тиражом и предназначалась для элитной части советской интеллигенции. Понимая историю философии как историю философов, немецкий знаток современной философии и оригинальный ее излагатель А. Хюбшер предлагает нам 62 эссе - каждое включает в себя основные взгляды, учения, краткую биографическую характеристику и библиографию сочинений одного мыслителя. Эта панорама портретов философов представляет, по сути, справочник по философии Запада XX века. От аналогичных справочных изданий по философии прежних авторов (философских словарей, и даже 5-томной «Философской энциклопедии») он имеет, три отличия. Во-первых, язык, стиль изложения не академичен. Основной метод изложения истории философии А. Хюбшера можно охарактеризовать как художественный, импрессионистско-эссеистский. Во-вторых, в каждом портрете приводится обширный список сочинений философа на языке оригинала и философских работ, посвященных анализу этих сочинений. В-третьих, автор излагает историко-философский материал не с мировоззренческих позиций классовой борьбы, а исходя из концепции упадка, кризиса, разложения философии.

 

Содержание

 

 

От издательства            5

Путь к современности (введение)      7

Откуда? Куда?    9

Путь Гегеля        11

Философия заката ..........   16

Космогония и учения об отпадении    25

Путь Шопенгауэра         30

В конце всего - человек 34

Экзистенциальная философия и экзистенциализм 38
  Не идет ли мышление к смерти?       49

Осознание кризиса         55

Освальд Шпенглер           57

Арнольд Дж. Тойнби         60

Кристофер Доусон           64

Альфред Вебер                     67

Николай Бердяев     71

Иоган Гуицинга    75

Хосе Ортега-и-Гассет       79

Герман граф Кайзерлинг 86

Леопольд Циглер     90

Силы религии          95

Этьен Жильсон       97

Жак Мари тэн      100

Романо Гвардини 104

Теодор Геккер      109

Альберт Швейцер 111

Ступенчатое строение действительности  ....... 117

Бенедетто Кроче  119

Макс Шелер        125

Николай Гартман 128

Алоис Венцель     135

Эрих Ротхаккер    138

Фриц Иоахим Ринтелен  141

Новая область души      143

Анри Бергсон                           145

Макс Дессуар      148

Зигмунд Фрейд    151

Карл Густав Юнг 156

Людвиг Клагес    162

Пауль Геберлин   167

Эрих Йенш 171

Философские воспитатели   . . .         173

Эбергард Гризебах        175

Теодор Литт        178

Эдуард Шпрангер 181

Вилли Гельпах     185

Карл Маннгейм    189

Кьеркегор и его последователи          193

Эдмунд Гуссерль 195

Карл Ясперс        198

Мартин Хейдеггер         203

Жан Поль Сартр   209

Альбер Камю      214

Габриэль Марсель         217

Эммануэль Мунье          221

От естествознания к философии           . 225

Ганс Дриш 227

Якоб Юкскюль     231

Джолиан Гексли   234

Макс Планк         238

Альберт Эйнштейн        242

Вернер Гейзенберг        246

Гуго Динглер       250

Недостаточность нового реализма     255

Джордж Эд. Мур  257

Джон Дьюн 260

Уильям Мак-Дугалл       264

Джон Б. Уотсон   267

Уильям Пепперел Монтэпо      269

Ральф Бартон Перри      271

Эдгар Шеффилд Брайтмен       274

Уильям Эрнест Гоккинг 276

 

Откуда? Куда?

 

В истории философии обнаруживается ряд столкно­вений и противопоставлений, в которых различные силы эпохи воздействуют друг на друга « взаимодействуют друг с другом или выступают как явно непримиримые. Бывают встречи, ведущие к размежеванию двух напра­влений и к выяснению различий: пример, — дни, кото­рые Спиноза незадолго до своей смерти провел с Лейб­ницем в Гааге в каморке на темном чердаке квартала ювелиров, или франкфуртский период Гельдерлина и Гегеля, давший Гегелю решающие импульсы к созданию системы. .

Другой была единственная встреча Гегеля с Шопен­гауэром. Она выявила в течение одного часа, прове­денного в споре, весь конфликт будущей эволюции. 23 марта 1820 года Шопенгауэр читал в Большом зяле заседаний Берлинского университета свою пробную лек­цию. Среди слушателей были люди высшего круга: весь философский факультет во главе с его знаменитейшим членом — Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, за два года до того занявшим освободившуюся кафедру Фихте. В последовавшем за лекцией коллоквиуме воз­никли страстные споры. «Господии невежда», рассказы­вал позднее Шопенгауэр, не мог себе уяснить понятия животных функций. Его молодой противник, ссылаясь на «Физиологию» Галлера, поставил вопрос на надежную почву. Гегель упорствовал; профессиональный врач Лих­тенштейн встал на сторону Шопенгауэра. Диспут окон­чен. Все в этом эпизоде символично: не только дистан­ция в возрасте, положении и славе, но и предмет и ме­тод спора и его окончание тоже; здесь столкнулось мышление, которое идет от идеи к действительности, с мышлением, которое идет от действительности к идее.

С этого дня — 23 марта 1820 года — начинается борь­ба между Шопенгауэром и Гегелем, которая впослед-

9

ствии получит решающее значение для всего будущего века, вплоть до нашей современности. Для своей лек­ции Шопенгауэр выбирает те обычные часы, когда Ге­гель, запинаясь, кашляя и отхаркиваясь, читает перед каждым семестром все более многочисленным и все бо­лее восторженным кругом слушателей. Шопенгауэром руководит не только отрицание младшим современником своего предшественника, преграждающего ему дорогу, но также сверхличная, почти метафизическая противо­положность. Он выдвигает вневременной принцип своего учения против исторических принципов эпохи, — и уже этим было предопределено, что в течение долгих лет и десятилетий он должен будет пройти через поражение на различных исторических этапах, чтобы на последнем все же выйти победителем.

Вначале Шопенгауэр скрывается в тени Гегеля. Пер­вая его лекция есть вместе с тем и последняя. Книга его не читается. Затем, в 1831 году, Гегель становится жертвой холеры. Шопенгауэр, убежавший от эпидемии из Берлина, умер почти тридцатью годами позже. Но и после смерти его борьба против «бессмысленного бумаго­марателя Гегеля» не окончилась. Она захватила весь XIX век и остается главнейшей и теперь, хотя и в весьма своеобразном преломлении.

Шопенгауэр, чье учение о воле ознаменовало втор­жение новой действительности в философское мышление, получает «ад областью духа господство, какого нельзя было и ожидать. С другой стороны, метод Гегеля, воз­вестившего о мире духа, в огромной степени становится средством для классификации и объяснения действи­тельности. Неоднократно, еще во второй половине XIX века, предпринимались попытки насильственно соединить диалектику Гегеля с метафизикой воли Шо­пенгауэра: у Виктора Кия, Юлиуса Банзена, Эдуарда фон Гартмана. Но после этого эволюция ведет к еще более решительному расхождению линий. Мир Шопен­гауэра   все  более  служит  введением   и  предвестником

1 В философии XIX века решающее значение имела не борьба между Гегелем и Шопенгауэром, то есть между представителями двух форм идеализма, а борьба между материализмом и идеализ­мом, как это было всегда в истории философии. Это стало в особен­ности очевидным с возникновением марксистской философии. — Прим. ред.

10

решений духовных— в драме и учении об искусстве Фридриха Геббеля, в музыке Рихарда Вагйера, но так­же, в многообразной и непосредственной форме, в изме­нившемся воззрении на историю и природу, в новом уче­нии о человеке. В то же время мир Гегеля исчезает из сферы немецкого духа на много лет и десятилетий — до «Истории молодого Гегеля» Дильтея (1905) и «Теологи­ческих юношеских рукописей, изданных Нолем (Nohl, 1907), после которых к нему вновь начали обращаться. В то же время новое осознание прогресса и современно­сти, данное Гегелем, подчинило себе всю политическую и общественную действительность XIX столетия.

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz