АНОНС
В. М.
Хвостов
Этика
человеческого
достоинства.
Критика
пессимизма и
оптимизма
ББК 87.7
X 335
Хвостов
В. М. Этика
человеческого
достоинства.
— М.: Изд-во
«Совершенство»,
1998. — 176 с.
В
книге
подвергается
обстоятельному
рассмотрению
вопрос о
ценности
жизни,
рассматриваются
основы нравственного
мировоззрения,
высказываются
определенные
суждения о
конечных
проблемах
этики.
Издание
будет
интересно
педагогам,
психологам,
правоведам
и
обществоведам
— всем, кого интересует
этот круг
вопросов.
Издано
при участии
ООО
«Гуманитарная
книга»
ISBN
5-8089-0003-4
©
Издательство
«Совершенство»,
1998
Оглавление
О пессимистическом мировоззрении............................... 4
Плюралистическое миропонимание................................ 48
Эвдемонистическое значение нравственного добра...... 80
Нравственная задача человечества............................. 131
О пессимистическом
мировоззрении
I
Я намерен в ряде статей подвергнуть обстоятельному рассмотрению вопрос о ценности жизни. Я нисколько не скрываю от себя всей трудности и сложности этого вопроса. Дело идет не более и не менее, как о том, чтобы разобраться в основах нравственного мировоззрения, высказать определенные суждения о конечных проблемах этики. Задача эта в высшей степени ответственна, но она в тоже время принадлежит к числу тех, от которых почти немыслимо уклониться каждому, кто занимается специально вопросами права и обществоведения. Мне лично с давних пор приходится серьезно думать о подобных проблемах и искать их посильного решения, которое легло бы в основу моих соображений по более частным вопросам общественных наук. В результате моих изысканий в этой области уже возник ряд статей по этическим вопросам, составивших затем два сборника. Первый из этих сборников—“Этюды по современной этике” — появился в 1908 году, второй — “Нравственная личность и общество” — вышел из печати в 1911 году. Но в этих сборниках статей основная проблема о ценности жизни затрагивается только мимоходом и не подвергнута систематической разработке. Между тем у меня успело сложиться определенное представление о том пути, по которому надлежит идти при разрешении этой проблемы. Вот почему я и решаюсь в ряде статей, которые будут стоять в тесной
4
О
ПЕССИМИСТИЧЕСКОМ
МИРОВОЗЗРЕНИИ
связи одна с другой, составляя как бы главы отдельной книги, систематически заняться указанной основной этической проблемой.
Как уже было установлено мною в публичной лекции под заглавием “Чего не может нам дать научное знание?” (вошла в сборник “Нравственная личность и общество”), вопрос о ценности жизни принадлежит к числу проблем, находящихся на рубеже между философией и религией. Не одним только знанием решается этот вопрос, если понимать под знанием совокупность научно установленных истин, но и живущим в нас мистическим элементом, верой. Не будучи однако богословом по подготовке, я не берусь за чисто религиозную сторону проблемы; в частности, я не намерен заниматься исследованием и толкованием религиозного предание и догматов положительных религий. Я буду оставаться на почве исключительно общефилософских рассуждений, хотя, конечно, в самой постановке вопроса существенно разойдусь со многими модными в наше время течениями философской мысли. Именно, я твердо убежден, что философия, если она ставит своей задачей обоснование нравственного мировоззрения, не может держаться силами одного только рационализма. Этим я не хочу, конечно, сказать, что философ в своих изысканиях может идти каким-либо иным путем, кроме логического анализа и логической аргументации. Моя мысль состоит в том, что строго логическое рассуждение в данной области неизбежно должно привести нас к признанию определенных границ рационализма и к убеждению в недостаточности эмпирических данных и логического мышления для разрешения поставленного вопроса о ценности жизни. Мы не в состоянии удовлетворительно объяснить окружающий нас мир, членами которого мы все являемся, чисто логическими средствами. В мире слишком много элементов иррациональных для того, чтобы он мог сполна и адекватно уложиться в узкие рамки логических формул. И притом, как раз в области вопроса с добре и зле и о ценности жизни, эти иррациональные стороны бытия получают решающее значение. Поэтому в этой
5
ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
области или все останется на веки неясным и непонятным для нас, или же мы должны открыто признать здесь компетентность иных источников познания, кроме тех, которые в науке известны под именем опыта и логического мышления. При такой постановке вопроса я стою, в общем, на той же почве, на которой стоят такие видные представители современной философской мысли, как Бергсон и Джемс, сочинения которых в значительной степени содействовали укреплению моих взглядов. Но самые взгляды начали у меня складываться независимо от этих мыслителей и потому мои выводы не примыкают целиком ни к тому, ни к другому из них. Между прочим, я думаю, что стою от них не в большей зависимости, чем от Канта, в творениях которого я нахожу большое подкрепление сложившихся у меня соображений о правильной постановке этической проблемы. Много родственного нахожу я затем у представителей специально русской мысли, и притом не только у философов, вроде Вл. Соловьева, но и у таких художников, как наш бессмертный Достоевский. Таким образом, моя основная идея состоит в том, что в области нравственного мировоззрения логический анализ даваемого самою жизнью материала неизбежно приводит нас к установлению естественных границ научного знания и рационалистического мышления и заставляет признать правомерность в этой области иных источников знания, а именно, пользуясь терминологией Канта, разума практического, который во многом и весьма существенном отличается от разума спекулятивного или теоретического. Средствами логического мышления мы должны разбираться не только в данных внешнего опыта и общепсихологического наблюдения, на которых строится наука в обычном ее понимании, но и в данных опыта сверхчувственного, религиозного, в данных практического разума, насколько окажется возможным претворить показания этих источников в логические формулы. Многое при этом окажется с логической точки зрения необъяснимым и перед этим результатом придется преклониться логическому мышлению. Рационализму придется признать, что логи-
6
О
ПЕССИМИСТИЧЕСКОМ
МИРОВОЗЗРЕНИИ
ческий разум бессилен вполне постигнуть его тайну и что человечество живет не одним научным знанием, но и верой. Так оно жило до сих пор, так будет жить и впоследствии. Такой вывод вытекает из беспристрастного анализа человеческой ограниченной природы. Говоря словами Канта, только такое положение соответствует общему положению человека во Вселенной: человек ведь является здесь не господином и не творцом, но только тварью. “Хотя мы и законодательные члены царства нравственности, говорит Кант, возможного благодаря свободе и заповеданного нам практическим разумом, но в то же время подданные, а не владыки его: непринятие этой нашей низшей ступени, как тварей, и восстание самомнения против величия святого закона, есть уже уклонение от него по духу, хотя бы буква его была выполнена”1.
В связи с таким расширением источников нравственного познания расширяется и понятие разумности, с которым нам постоянно придется оперировать в дальнейшем изложении. Под этим словом в области этики придется понимать не одну только силу логического анализа, но всю ту мощь духовного начала, которая поднимает человека над всем остальным известным нам миром живых существ и которая делает человека носителем нравственного закона в эмпирическом мире. Подробнее эта мысль будет выяснена в последующих статьях.
Я начинаю свои изыскания с так называемого пессимизма. Не будучи сам сторонником этого мировоззрения, я считаю необходимым свести воедино основания пессимистического понимания мира, содержащиеся в трудах наиболее видных представителей этого направления человеческой мысли, для того, чтобы мне легче было считаться с ними в дальнейших статьях, где мне придется обосновывать собственную точку зрения. Я не имею в виду дать полный и всесторонний обзор даже самых значительных пессимистических систем. Не гонясь за исторической полнотою, я стараюсь в дальнейшем очерке в системати-
Kant, Kritik der prakt.
Vern. (Vorlander), 107.
7
Компьютерная
верстка и
техническое
редактирование:
Михайлов
А. С.
Дизайн
обложки:
Корнеева К. Ю.
Корректор:
Зыкова М. В.
Сдано в
набор 1.10.97
Подписано в
печать 1.12.97
Формат 84 х
108/32. Бумага
типографская.
Тираж 7000 экз.
Печать
офсетная.
Печ. л. 5,5. Заказ 2448
Лицензия
ЛР № 065524 от 27.11.97 г.
ООО
Издательство
«Совершенство»
109544, Москва, а/я 56