АНОНС

 

В. М. Хвостов

 

Этика человеческого достоинства.

Критика пессимизма и оптимизма

 

 

ББК 87.7

X 335

 

 

Хвостов В. М. Этика человеческого достоинства. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 176 с.

 

В книге подвергается обстоятельному рассмотрению воп­рос о ценности жизни, рассматриваются основы нравствен­ного мировоззрения, высказываются определенные сужде­ния о конечных проблемах этики.

Издание будет интересно педагогам, психологам, право­ведам и обществоведам — всем, кого интересует этот круг вопросов.

 

Издано при участии ООО «Гуманитарная книга»

ISBN 5-8089-0003-4

 

© Издательство «Совершенство», 1998

 

Оглавление

О пессимистическом мировоззрении............................... 4

Плюралистическое миропонимание................................ 48

Эвдемонистическое значение нравственного добра...... 80

Нравственная задача человечества............................. 131

 

 

О пессимистическом мировоззрении

 

I

Я намерен в ряде статей подвергнуть обстоятельному рассмотрению вопрос о ценности жизни. Я нисколько не скрываю от себя всей трудности и сложности этого воп­роса. Дело идет не более и не менее, как о том, чтобы разобраться в основах нравственного мировоззрения, высказать определенные суждения о конечных проблемах этики. Задача эта в высшей степени ответственна, но она в тоже время принадлежит к числу тех, от которых почти немыслимо уклониться каждому, кто занимается специаль­но вопросами права и обществоведения. Мне лично с давних пор приходится серьезно думать о подобных про­блемах и искать их посильного решения, которое легло бы в основу моих соображений по более частным вопро­сам общественных наук. В результате моих изысканий в этой области уже возник ряд статей по этическим вопро­сам, составивших затем два сборника. Первый из этих сборников—“Этюды по современной этике” — появился в 1908 году, второй — “Нравственная личность и общество” — вышел из печати в 1911 году. Но в этих сборниках статей основная проблема о ценности жизни затрагивается только мимоходом и не подвергнута систематической разработке. Между тем у меня успело сложиться опреде­ленное представление о том пути, по которому надлежит идти при разрешении этой проблемы. Вот почему я и решаюсь в ряде статей, которые будут стоять в тесной

4

О ПЕССИМИСТИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ

связи одна с другой, составляя как бы главы отдельной книги, систематически заняться указанной основной эти­ческой проблемой.

Как уже было установлено мною в публичной лекции под заглавием “Чего не может нам дать научное знание?” (вошла в сборник “Нравственная личность и общество”), вопрос о ценности жизни принадлежит к числу проблем, находящихся на рубеже между философией и религией. Не одним только знанием решается этот вопрос, если пони­мать под знанием совокупность научно установленных истин, но и живущим в нас мистическим элементом, ве­рой. Не будучи однако богословом по подготовке, я не берусь за чисто религиозную сторону проблемы; в част­ности, я не намерен заниматься исследованием и толко­ванием религиозного предание и догматов положительных религий. Я буду оставаться на почве исключительно общефилософских рассуждений, хотя, конечно, в самой постановке вопроса существенно разойдусь со многими модными в наше время течениями философской мысли. Именно, я твердо убежден, что философия, если она ста­вит своей задачей обоснование нравственного мировоззре­ния, не может держаться силами одного только рациона­лизма. Этим я не хочу, конечно, сказать, что философ в своих изысканиях может идти каким-либо иным путем, кроме логического анализа и логической аргументации. Моя мысль состоит в том, что строго логическое рассуж­дение в данной области неизбежно должно привести нас к признанию определенных границ рационализма и к убежде­нию в недостаточности эмпирических данных и логического мышления для разрешения поставленного вопроса о ценно­сти жизни. Мы не в состоянии удовлетворительно объяс­нить окружающий нас мир, членами которого мы все являемся, чисто логическими средствами. В мире слишком много элементов иррациональных для того, чтобы он мог сполна и адекватно уложиться в узкие рамки логических формул. И притом, как раз в области вопроса с добре и зле и о ценности жизни, эти иррациональные стороны бытия  получают решающее  значение.  Поэтому  в  этой

5

ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

области или все останется на веки неясным и непонятным для нас, или же мы должны открыто признать здесь компетентность иных источников познания, кроме тех, которые в науке известны под именем опыта и логичес­кого мышления. При такой постановке вопроса я стою, в общем, на той же почве, на которой стоят такие видные представители современной философской мысли, как Бер­гсон и Джемс, сочинения которых в значительной степени содействовали укреплению моих взглядов. Но самые взгля­ды начали у меня складываться независимо от этих мыслителей и потому мои выводы не примыкают целиком ни к тому, ни к другому из них. Между прочим, я думаю, что стою от них не в большей зависимости, чем от Канта, в творениях которого я нахожу большое подкрепление сложившихся у меня соображений о правильной постанов­ке этической проблемы. Много родственного нахожу я затем у представителей специально русской мысли, и притом не только у философов, вроде Вл. Соловьева, но и у таких художников, как наш бессмертный Достоевский. Таким образом, моя основная идея состоит в том, что в области нравственного мировоззрения логический ана­лиз даваемого самою жизнью материала неизбежно при­водит нас к установлению естественных границ научного знания и рационалистического мышления и заставляет признать правомерность в этой области иных источников знания, а именно, пользуясь терминологией Канта, разума практического, который во многом и весьма существен­ном отличается от разума спекулятивного или теоретичес­кого. Средствами логического мышления мы должны разбираться не только в данных внешнего опыта и обще­психологического наблюдения, на которых строится наука в обычном ее понимании, но и в данных опыта сверхчув­ственного, религиозного, в данных практического разума, насколько окажется возможным претворить показания этих источников в логические формулы. Многое при этом окажется с логической точки зрения необъяснимым и перед этим результатом придется преклониться логическому мышлению.  Рационализму  придется  признать,  что логи-

6

О ПЕССИМИСТИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ

 

 

ческий разум бессилен вполне постигнуть его тайну и что человечество живет не одним научным знанием, но и верой. Так оно жило до сих пор, так будет жить и впоследствии. Такой вывод вытекает из беспристрастного анализа чело­веческой ограниченной природы. Говоря словами Канта, только такое положение соответствует общему положению человека во Вселенной: человек ведь является здесь не господином и не творцом, но только тварью. “Хотя мы и законодательные члены царства нравственности, гово­рит Кант, возможного благодаря свободе и заповеданного нам практическим разумом, но в то же время подданные, а не владыки его: непринятие этой нашей низшей ступени, как тварей, и восстание самомнения против величия свя­того закона, есть уже уклонение от него по духу, хотя бы буква его была выполнена”1.

В связи с таким расширением источников нравствен­ного познания расширяется и понятие разумности, с ко­торым нам постоянно придется оперировать в дальнейшем изложении. Под этим словом в области этики придется понимать не одну только силу логического анализа, но всю ту мощь духовного начала, которая поднимает чело­века над всем остальным известным нам миром живых существ и которая делает человека носителем нравствен­ного закона в эмпирическом мире. Подробнее эта мысль будет выяснена в последующих статьях.

Я начинаю свои изыскания с так называемого песси­мизма. Не будучи сам сторонником этого мировоззрения, я считаю необходимым свести воедино основания песси­мистического понимания мира, содержащиеся в трудах наиболее видных представителей этого направления чело­веческой мысли, для того, чтобы мне легче было считать­ся с ними в дальнейших статьях, где мне придется обо­сновывать собственную точку зрения. Я не имею в виду дать полный и всесторонний обзор даже самых значитель­ных пессимистических систем. Не гонясь за исторической полнотою, я стараюсь в дальнейшем очерке в системати-

 


Kant, Kritik der prakt. Vern. (Vorlander), 107.

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерная верстка и техническое редактирование:

Михайлов А. С.

Дизайн обложки:  Корнеева  К.  Ю. Корректор:  Зыкова М.  В.

Сдано в набор 1.10.97 Подписано в печать 1.12.97

Формат 84 х 108/32. Бумага типографская. Тираж 7000 экз. Печать офсетная. Печ. л. 5,5. Заказ 2448

 

Лицензия ЛР № 065524 от 27.11.97 г.

ООО Издательство «Совершенство»

109544, Москва, а/я 56

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz