АНОНС
Идеалистическая
диалектика в
XX столетии: (Критика
мировоззренческих
основ
немарксистской
диалектики)/А.С.
Богомолов,
П.П. Гайденко,
Ю.Н. Давыдов и
др.— М.:
Политиздат, 1987.
— 333 с.
Авторы книги, известные советские философы, поставили перед собой задачу целостного и систематического рассмотрения немарксистской диалектики XX в., критического анализа ее мировоззренческих основ и наиболее влиятельных направлений и школ (сложившихся в рамках неогегельянства, экзистенциализма, социальной философии франкфуртской школы, других течений). В этой связи в научный оборот вводится новый материал, который ранее был недоступен широкому читателю.
Рассчитана на научных работников, преподавателей, студентов, всех, изучающих философию и интересующихся проблемами идеологической борьбы.
Авторский коллектив: доктора философских наук А. С. Богомолов (глава первая, раздел I), П. П. Гайденко (глава вторая, раздел I), Ю. Н. Давыдов (разделы III и IV), М. А. Киссель (раздел II), академик М. Б. Митин (введение).
Под общей редакцией Ю. Н. Давыдова и М. Б. Митина.
Содержание
ОТ АВТОРОВ
ВВЕДЕНИЕ. ДЕФОРМАЦИЯ ДИАЛЕКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ буржуазной философии
РАЗДЕЛ
ПЕРВЫЙ.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИ-МИСТИЧЕСКИЕ
ВЕРСИИ
ДИАЛЕКТИКИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА (От «качественной диалектики» к диалектической теологии) (К. Ясперс — К. Барт — М. Бубер — П. Тиллих)
ГЛАВА ВТОРАЯ. ДИАЛЕКТИКА «ТЕОКОСМИЧЕСКОГО ВСЕЕДИНСТВА»
Диалектический процесс как отношение мысли к данности («учение динамического спиритуализма») (Л. М. Лопатин)
Идеал-реализм и диалектика органической целостности (Н. О. Лосский)
Мистико-пантеистическая диалектика (С. Л. Франк)
РАЗДЕЛ
ВТОРОЙ.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
ИСТОРИЦИЗМ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА ФИЛОСОФИИ ДУХА (Б. Кроче —Дж. Джентиле -Р. Коллингвуд)
ГЛАВА ВТОРАЯ. ДИАЛЕКТИКА «ИНТЕГРАЛЬНОГО РАЦИОНАЛИЗМА» (Г. Башлар)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЭКЗИСТЕНЦИЯ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ (Ж. П. Сартр)
РАЗДЕЛ
ТРЕТИЙ.
СОЦИОЦЕНТРИСТСКАЯ
ДИАЛЕКТИКА «НЕОМАРКСИЗМА»
ГЛАВА ПЕРВАЯ. «НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА» КАК КРИТИКА ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
332
ГЛАВА ВТОРАЯ. «НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА» КАК СОЦИОЛОГИКА ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ 203
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. САМОРЕФЛЕКСИЯ «НЕГАТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКИ» 212
РАЗДЕЛ
ЧЕТВЕРТЫЙ. ДВА
ПУТИ
МИФОЛОГИЗАЦИИ
ДИАЛЕКТИКИ В XX
СТОЛЕТИИ 226
ГЛАВА ПЕРВАЯ. БИОКОСМИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЗАЦИЯ
ДИАЛЕКТИКИ (О. Шпенглер) 228
Органическая жизнь как «прафеномен». Мифологизация ее абстрактных определений 229
Шпенглеровская мифологизация диалектики в ее культурфилософском преломлении 241
3. Двойственность мифа и двусмысленность феномена 259
ГЛАВА ВТОРАЯ. МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЗАЦИЯ ДИАЛЕКТИКИ (3. Фрейд) 272
Диалектика мифа о бессознательном 277
Миф о «танатосе», или Диалектика субстантивированного «нет» 304
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 327
ОТ АВТОРОВ
Книга,
которую мы
выносим на
суд
читателей, посвящена
критическому
анализу
мировоззренческих
основ некоторых
наиболее
влиятельных
направлений
и школ немарксистской
диалектики.
Это значит,
что каждая из
рассматриваемых
здесь версий
диалектики
исследуется нами
прежде всего
с точки
зрения того,
каким образом
обусловливалась
она
общефилософскими
воззрениями
ее автора и
как
«заложенными»
в основание
той или иной
концепции постулатами
деформировались
реальные диалектически
противоречивые
связи
природы,
общества или
человеческого
мышления, на
которые
наталкивался
ее создатель.
Такая
постановка
вопроса
обусловила и
отбор
материала, и
подход к его
классификации,
и способ
аналитической
критики
разнообразных
«вариантов»
немарксистской
диалектики, сосуществующих
друг с другом
либо
сменяющих
друг друга на
протяжении XX
в. Учитывая
глубокую
внутреннюю
взаимосвязь
и взаимозависимость
мировоззренческих
предпосылок,
на основе
которых
разрабатывалась
та или иная версия
диалектики,
с одной
стороны, и внутренней
структуры самой
этой версии,
ее «каркаса»
— с другой,
мы считали
необходимым
отказаться
от так
называемого
«цитатного»
способа
критики этих
теорий, когда
во внимание
принимаются
лишь
отдельные
высказывания
автора соответствующей
концепции, а не
его
воззрения в
целом, особенности
его
мировоззрения
и т. д. Все это обусловило
и отбор для
критического
рассмотрения
такого
«материала»,
который
позволил бы
более четко,
убедительно
показать
связь
различных
версий
диалектики и
соответствующих
мировоззренческих
ориентации. С
этим связан и
избранный
нами принцип
классификации
— выяснение
того, какой
аспект
реальности
автор той или
другой из
этих версий
считает
специфически
диалектическим,
то /3/ есть
постижимым
лишь с
помощью тех
средств и
методов,
которые
находятся в
распоряжении
диалектики
(разумеется,
диалектики в
ее
идеалистическом
понимании). Современные
немарксистские
трактовки диалектики
характеризуются,
как правило,
одной и той
же тенденцией
мировоззренческого
порядка — стремлением
лишить ее
универсальной
значимости,
то есть значимости
для всей
реальности,
ограничив применимость
диалектического
мышления лишь
той или иной
«областью».
Как мы
убедились в
ходе
многолетних
исследований,
в качестве
таких
«предпочтительных»
областей
диалектического
(или диалектикообразного)
мышления
были выявлены:
во-первых,
сфера «экзистенции»,
то есть конечного
человеческого
существования,
взятого
именно в этой
конечности,
толкуемой
как
абсолютная
уникальность,
неповторимость
и т. д.;
во-вторых,
сфера «истории»,
взятой как
область
«специфически
человеческого»
действия и
бытия, то
есть в
отличие от
природы, в
отрыве от
нее — так, как
если бы ее не
было вообще
или она была
продуктом
«исторического
акта» человека
и человечества;
в-третьих,
сфера «социальности»,
хотя и трактуемой
как
совокупность
отношений
людей к
природе (или
«по поводу»
нее), но так,
что
«природа» предстает
как нечто
абсолютно
неуловимое и
в то же время
совершенно
пластичное —
простой
«слепок»
социальных
отношений;
в-четвертых,
сфера «мифа»,
толкуемого
опять-таки
по-разному —
либо как
специфически
человеческий
способ «самопереживания»
индивидуального
бытия, взятого
в отличие (и в
противоположность)
от космической
«жизни», либо
как
единственно
возможный способ
выражения
фундаментального
противоречия
этой самой
«жизни»,
непостижимой
якобы
никакими
рациональными
способами.
В
первом
случае
«конечное
человеческое
существование»
может быть
взято
двояким
образом, результатом
чего
оказывается
«своя»
особая
диалектика:
либо в отношении
к бесконечному,
то есть
«божественному»
существованию,
и тогда (в
зависимости
от того, как
понимается
бог) мы
получаем
«диалектическую
теологию» или
«диалектическую
мистику»,
либо в отношении
к «ничто»
(которое
превращается
в некую
реальность
«богоподобного»
типа), и тогда
мы получаем
различные варианты
безрелигиозной,
чаще всего
«богоборческой»
диалектикообразной
мистики. Во
втором
случае «исторический
акт» оказывается
в конце
концов чисто
духовным, /4/ спиритуальным
«актом»
(«мыслью
мыслящей»,
существующей
лишь в «акте
мышления» и в
качестве
такого «акта»),
а диалектика
его —
диалектикой
«чистой» духовности,
спиритуалистической
диалектикой. В третьем случае
мы
сталкиваемся
с
диалектикой,
которая выводится
из
непримиримого
(во всяком
случае, в условиях
«неудавшейся
цивилизации»,
созданной
человечеством,
с самого
начала
пошедшего
якобы «не по
той» дороге)
конфликта,
антагонизма
между природно-телесным
и социокультурным
аспектами
человеческого
существования,
в результате
за
диалектику
выдаются колебания
между
натурализмом
и
социологизмом,
материализмом
и идеализмом.
Четвертый
случай
представляет
особый интерес,
ибо здесь
налицо откровенная
мифологизация
диалектической
проблематики
и диалектического
мышления.
Таким
образом,
немарксистская
диалектическая
мысль в XX в.
располагается
как бы между
двумя полюсами
—
христиански-теологической
(или мистически-богоборческой)
диалектикой,
с одной
стороны, и
язычески-мифологической
— с другой.
Анализ
указанных
четырех
типов
философского
осмысления
оснований
диалектики
наряду с
теоретической
несостоятельностью
«программ»
немарксистской
диалектики
в XX в. обнаруживает
и их
политическую
враждебность
марксизму-ленинизму
и реальному
социализму. Что
же касается неомарксистов,
приверженцев
«пансоциологически»
ориентированной
диалектики,
то они так и
не смогли
сделать
окончательный
выбор между
такого рода
враждебностью,
с одной
стороны, и
критикой
идеологии и
реальности
капиталистического
Запада — с
другой:
позиция, в
точности
соответствующая
их бесконечному
колебанию между
материализмом
и идеализмом,
«бескомпромиссной
критичностью»
и
некритическим
мифологизмом.
Предваряя
общий вывод,
который
следует из критического
исследования
немарксистских
«диалектических
исканий» в XX в., можно с
определенностью
сказать, что
они, как
правило,
приводили к
результатам
негативного порядка:
к разложению
логики и
теории познания
вообще,
ничего не
предлагая
взамен. А это
лишь доказывало
вновь и
вновь, что
развивать,
продвигать
дальше диалектическое
мышление
невозможно
вне общего
русла
традиции,
созданной
усилиями
великих мыслителей-диалектиков,
начиная с
Платона и Аристотеля
и кончая Гегелем
— автором
«Большой
Логики» и К.
Марксом — /5/