АНОНС
Кузнецов
В. Н.
Французская
буржуазная
философия XX
века. М.,
«Мысль», 1970. - 318 с.
В
книге
критически
исследуются
основные направления
буржуазной
философской
мысли XX в. во
Франции:
эволюционистские
концепции,
«философия
науки»,
неотомизм,
экзистенциальные
философии,
дается
характеристика
философских
взглядов
главных представителей
этих
направлений:
Бергсона,
Тейяра,
Пуанкаре, Башляра,
Маритена,
Марселя,
Сартра
и др.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение.
Основные
черты
французской
философии XIX в.
8
Часть
I. ЭВОЛЮЦИОНИСТСКИЕ
КОНЦЕПЦИИ
25
Концепция
равновесия Ле Дантека
27
Концепция диссолюции Лаланда
36
«Творческая
эволюция» Бергсона 48
«Неогуманистический»
эволюционизм
Тейяра де
Шардена 80
Выводы
96
Часть
II. ФИЛОСОФИЯ
НАУКИ
98
Пуанкаре
и
конвенционализм 103
Концепция
«описательной» науки Дюгема 123
«Философия
тождества» Мейерсона
132
«Философия
мысли» Бреншвига
143
«Прикладной
рационализм» Башляра
153
Выводы
169
Часть
III. ХРИСТИАНСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
172
Неотомизм Маритена
173
Томизм
Жильсона
202
Персонализм
211
Выводы
223
Часть
IV.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 226
Христианский
экзистенциализм
Марселя 232
Сартр:
свобода и
отчуждение
245
Камю:
абсурд и бунт
276
Мерло-Понти:
философия
двусмысленности
285
Выводы
294
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
296
Цитированная
литература
306
Указатель
имен
313
Введение.
Основные
черты
французской
философии XIX в.
При
изучении
философии
определенной
эпохи важнейшее
значение
имеет учет
исторических
традиций, играющих
в этой сфере
идеологии
особенно
большую роль.
Так, для
понимания
многих
явлений
современной
французской
философии
возникает необходимость
обратиться
не только к XVII
в., когда
развертывалась
новаторская
деятельность
Декарта, но и
к XIII в., когда в
Париже преподавал
крупнейший
представитель
средневековой
схоластики
Фома
Аквинский...
Но не будем
пытаться
охватить необъятное
и при
характеристике
исторических
корней
французской
буржуазной
философии XX
в.
ограничимся
лишь
предшествующим
столетием. В общем это
оправдано
самим
существом
дела, так как
именно
различные
течения
философской
мысли XIX в., а не
какой-либо
иной эпохи
оказали наибольшее
влияние на
облик
буржуазной
философии
Франции нынешнего
столетия.
Этот факт не
является чем-то
само собой
разумеющимся.
Хронологическая
близость
эпох отнюдь не
обязательно
сопровождается
идейной преемственностью,
яркой
иллюстрацией
чего является
глубокий и
сознательный
разрыв
подавляющего
большинства
французских
философов XIX в. с
учением
великих
французских
материалистов,
доминировавшим
в национальной
мысли в «век
Просвещения».
Социальная
обусловленность
философского
развития
Изменение
философской
ориентации
явилось
отражением
коренных
преобразований
в
социально-политической
структуре. В
конце XVIII в. Великая
французская
революция до
основания
разрушила
существовавший
в стране феодально-абсолютистский
строй и
привела к власти
/8/ буржуазию.
Но
одновременно
в движение
пришли
широчайшие
народные
массы. Их
выступления
с самостоятельными
требованиями
в период якобинской
диктатуры,
знаменовавшей
кульминационный
пункт революции,
начали
угрожать
только что
установившемуся
господству
буржуазии.
Термидорианский
переворот (1794)
положил
конец
развитию революции
по восходящей
линии.
Началось
наступление
буржуазной
реакции,
воплощением
которой
спустя
несколько
лет после
переворота
стал
Наполеон
Бонапарт,
сначала первый
консул, а
затем император
Франции. При
помощи
военной диктатуры
буржуазия
стремилась
упрочить свое
положение,
оградив себя,
с одной
стороны, от
опасности феодальной-монархической
реставрации,
а с другой, —
от революционных
выступлений
неимущих масс
городского
населения,
совершенно
неудовлетворенного
результатами
буржуазной
революции.
Правда, это
принесло
лишь
временный
успех, и за
падением буржуазной
империи
Наполеона
последовала
реставрация
династии Бурбонов.
В XIX в.
французской
буржуазии
пришлось
неоднократно
прибегать к
революционным
методам
борьбы с
монархической
реакцией
(июльская
революция
Напряженный
и предельно
острый характер
классовых
битв,
потрясавших
в XIX в.
Францию,
наложил /9/
сильнейший
отпечаток на
всю
идеологическую
жизнь страны,
в том числе
на философию.
Опыт Великой
французской
революции с
небывалой
яркостью
показал,
какую
громадную
взрывчатую
силу приобретают
новые идеи,
когда они
широко распространяются
в обществе.
Строгий и всеохватывающий
контроль над
идеями
становится
важнейшей целью
как
монархических,
так и
республиканских
правительств,
сменявших
друг друга во
Франции.
Однако вопрос
о формах и методах
этого
контроля был
предметом
острых
разногласий.
Что касается
философии, то
обскурантистски
клерикальные
круги
стремились к
уничтожению
или хотя« бы
к
максимальному
ограничению
светской
философии,
даже идеалистической;
всякое
расхождение
с теологией,
пусть только
в способах
аргументации,
представлялось
им
недопустимым.
В периоды
монархической
реакции
клерикалам
удавалось
добиваться
почти
полного
исключения
философии из
преподавания.
Так, при Наполеоне
III в 1852—1863 гг.
философское
образование
было
сведено к
преподаванию
схоластизированной
логики.
Напротив,
деятели
либеральной
буржуазии
проводили
курс на
расширение
философского
образования,
видя в
философии,
соответствующим
образом
направленной,
важное средство
борьбы с
идеями,
угрожающими
буржуазному
порядку.
Обосновывая
необходимость
восстановления
философского
образования,
министр
просвещения
Виктор Дюрюи,
известный
своим
либерализмом
и
антиклерикализмом,
говорил:
«Истинная
причина
успеха
негативных
учений среди
известной
части молодежи
кроется в
сокращении в
наших лицеях
философского
образования...
Лучшее
средство от
материализма
— изучение
философии в
лицеях» (цит.
по 50. 68).
Для
понимания
этой
официальной установки
следует
учесть тот
факт, что, хотя
буржуазия
объявляла
себя
наследницей
политических
идеалов
революции
Контроль
государства
над философией,
осуществ-
/11/ лявшийся
по линии
системы
просвещения;
был весьма действенным
в условиях
возрастающей
профессионализации
философии. В противоположность
XVII— XVIII вв.
почти все
французские
философы XIX в.—
это состоящие
на
государственной
службе преподаватели
средних и
высших
учебных
заведений,
чьей обязанностью
было
проведение в
жизнь
официальных
установок.
Программы и
учебники по философии,
темы конкурсных
сочинений и
диссертаций,
проведение
экзаменов
на всех
ступенях
философского
образования
— все это
находилось
под
контролем правительственных
чиновников.
При такой
организации
дела так называемая
свобода
философа
сводилась к возможности
выбора между
тем или иным
вариантом
идеализма, но
с обязательным
условием
критики
материализма
и атеизма.
Подавление
материализма.
Деградация
буржуазного
материализма
В
своей работе
«Современная
французская
философия»
французский
марксист
Люсьен Сэв
убедительно
показал, что
на
протяжении
всего XIX в.
различные
правительства
Франции, как
монархические,
так и
республиканские,
последовательно
и жестко
проводили
курс на
подавление
материализма.
Когда в
Правда, в XVIII в., а тем
более раньше,
власти не
менее
решительно боролись
с
материализмом
и атеизмом, а
передовым
философам и
естествоиспытателям
грозила
гораздо
более
серьезная опасность,
чем увольнение
с
государственной
службы или незащита диссер-/12/ тации. Но
жестокость
репрессивных
мер со стороны
феодально-абсолютистского
государства
в общем не
достигала
цели,
поскольку
оппозиционно
настроенное
общество с
жадным
вниманием
встречало
каждое проявление
свободомыслия,
так что
преследования
крамольных
произведений
приводили
лишь к их
широкому распространению
через подпольные
каналы. В XIX в.
буржуазия
стала консервативной
и
материализм
утратил ту
социальную
базу, на
которую он с
таким
успехом
опирался в эпоху
Просвещения.
Теперь
«образованная
публика», в
большинстве
своем
состоящая из
представителей
имущих
слоев населения,
награждает
своим
вниманием
только тех
философов,
которые
опровергают
такое «подрывное»
и
«аморальное»
учение, как
материализм.
Все это
создает
крайне
неблагоприятные
условия для
развития и
распространения
материалистических
идей во французской
философии XIX в.
В той мере,
в какой
материализм
все же сохраняется
в буржуазной
среде, он
утрачивает
революционный
дух,
теоретическую
глубину и
последовательность.
В начале
столетия П. Кабанис
совершает
попятное
движение от
учения великих
французских
материалистов
к
вульгарному
материализму,
который скомпрометирован
своим
упрощенным
пониманием
психики. В
дальнейшем,
вплоть до
конца XIX в.,
когда развернулась
деятельность
Ф. Ле Дантека,
вообще не
появляется
сколько-нибудь
значительных
материалистических
работ. Однако
это не
означает, что
материализм вовсе
искоренен.
Постоянные
призывы государственных
деятелей,
церковников,
философов-спиритуалистов
к борьбе с
материалистическими
идеями
свидетельствуют
об их
распространении
вширь. Речь
идет о
естествоиспытателях,
которые
логикой открытий
прежде всего
в таких
быстро
развивающихся
областях
науки, как
химия и
физиология,
подводились
к материалистическим
выводам. Они
постоянно
встречаются
в специальных
научных
работах как
отдельные,
несистематизированные,
но тем не
менее
убедительно
обоснованные
положения.
Этот
неистребимый
естественнонаучный
материализм
настолько
беспокоил правительство,
что в
При всем
интересе,
который
естественнонаучный
материализм
представляет
в
мировоззренческом
отношении,
он легко переходил
в вульгарный
материализм,
используемый
некоторыми
буржуазными
идеологами
для
обоснования
реакционных
социально-политических выводов.
Сэв
справедливо
отмечает,
что, когда
подобный материализм
«обращался к
проблеме
человека и
общества, он
превращался
в идеализм
или подменял
исторический
материализм
физиологией.
Вопрос о
рациональном
пищевом
режиме
заменял для
него во
многом
решение
экономических
проблем.
Такой
материализм
вырождается
в социальный
биологизм»
(50,187—188). Есть своя
логика в том,
что ряд
представителей
этого
материализма,
пользовавшихся
одно время
громкой известностью,
вроде Андре Лефевра, Жермена
Касса, Альбера
Реньяра,
Ж.-Л. де Ланессана,
Ива Гюйо,
стали
теоретиками
колониализма
и расизма, пытаясь
при помощи
биологических
доводов
обосновать
тезис о «цивилизаторской»
миссии
«арийской
расы».
Все это свидетельствует
о
деградации
буржуазного
материализма
в XIX в.
Подлинным
наследником
лучших традиций
французскогоматериализма
XVIII в.
смог стать
лишь новый,
до конца
революционный
класс —
пролетариат.
В первой
половине XIX в.
многие
положения
этого
материализма
служат
философской
основой
французского
утопического
социализма.
Марксистский
материализм
начинает
распространяться
во Франции в
последней
трети XIX в.,
когда рабочее
движение
создало
самостоятельную
политическую
партию (1880) и
приобрело
определенную
организационную
и
идеологическую
зрелость.
Выдающуюся
роль в
пропаганде и разработке
марксистской
теории во
Франции
сыграл Поль
Лафарг (1842—1911) (см.
30). Таким образом,
только рост
классового
самосознания
французского
пролетариата
создал
благоприятные
условия для
восстановления
в правах и
дальнейшего
всестороннего
развития
философского
материализма,
который был
поднят марксизмом
на
качественно
новую
ступень. С
растущим
воздействием
диалектического
материализма
на общество
должна была все
больше считаться
французская
буржуазная /14/
философия,
подвергавшаяся
со стороны
марксистов
острой
критике. Но
рассмотрение
этого
процесса уже
выходит за
рамки истории
буржуазной
философии.