АНОНС
Лафарг
Поль.
Благотворительность
//Этическая
мысль. - М.:
Изд-во полит. лит-ры,
1988. С.334-363.
ПОЛЬ
ЛАФАРГ (1842—1911)
Друг и ученик К. Маркса и Ф. Энгельса, деятель французского и мирового рабочего движения, крупный теоретик и пропагандист марксизма. В его разностороннем творческом наследии важное место занимает материалистический анализ происхождения и развития идеологических явлений, в том числе ряда моральных идей, в частности добра и справедливости.
Одним из ярких примеров такого анализа является очерк «Благотворительность», давно ставший библиографической редкостью. П. Лафарг показывает, какие извращенные, уродливые формы принимает идея человеческой взаимопомощи в условиях классовой цивилизации. Раскрывая материальные и социальные корни благотворительной деятельности, научно строго описывая ее исторические формы, он смотрит на вещи глазами трудящихся, обездоленных, для которых благо-творительность в такой же мере является материальной поддержкой, в какой и унижением человеческого достоинства. Работа Лафарга имеет несомненный исторический и общекультурный интерес, хотя или, лучше сказать, именно потому, что она несет на себе печать времени. В ней преимущественный акцент сделан на социологию и экономику благотворительности, а другие ее аспекты (психологический, отчасти нравственный) остаются в тени. Эта работа приобретает также в известном смысле жизненную актуальность в связи с возрождением благотворительной, милосердной деятельности и в нашей стране. Знание исторического опыта и различных его интерпретаций окажет этой деятельности только пользу, поможет найти формы, органичные чувству социалистической гордости.
Работа
печатается
по изданию:
Поль Лафарг. Благотворительность
(Одесса,
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
ПОНИМАНИЕ
МИЛОСЕРДИЯ
И МИЛОСЕРДНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СРЕДИ ПЕРВЫХ
ХРИСТИАН
Милосердная любовь есть одна из трех душевных добродетелей, пробуждение которых в человеческих сердцах христианство ставит в заслугу себе: до пришествия Христа, учит нас христианство, всякому чувству сострадания и другим родственным чувствам был закрыт доступ в человеческие сердца. Эта милосердная любовь есть достойная предшественница трех политических принципов: свободы, равенства и братства, провозглашением которых на благо человечества XVIII столетия так часто кичится буржуазия.
Христианская деятельная любовь, которая в глубоком смирении требует от богача лишь крупицу от избытков его, является, однако, добродетелью, которая приносит весьма осязательную выгоду. Не нарушая привычек богача, не стесняя его в удовлетворении порочных потребностей, не ограничивая его в наслаждениях, не требуя от него ни малейшего физического или умственного напряжения и не стоя ему больших денег, христианская деятельная любовь в то же время служит для него источником общественного почета, обыкновенно связанного с каждым актом великодушной щедрости. А сверх того она еще обеспечивает ему местечко в раю, ибо, как говорит апостол Петр, «за любовь будет отпущено много грехов». Но деятельная любовь оказывает и другие важные услуги, о которых ее проповедники и апологеты предусмотрительно стараются умолчать. Милосердие служит низким средством, с помощью которого портят характер бедняка, унижают его человеческое достоинство и уважение к самому себе и приучают его переносить с терпеливостью овцы несправедливую и горькую долю. Только общество, доводящее до крайних пределов эксплуатацию бедных, могло ухитриться возвести на пьедестал духовной и социальной добродетели затрату, приносящую такие сказочно ростовщические проценты.
/334/
Что бы ни говорили богословы, христианская деятельная любовь не с первого же момента достигла этой высокой степени совершенства. У апостолов христиан существовало менее ограниченное и, прежде всего, менее буржуазное представление о деятельной любви. Они сами еще слишком сильно нуждались в самом необходимом, для того чтобы обладать каким-либо излишком, который мог бы быть употреблен на благотворительные цели. Нужно иметь совершенно неверное понятие об их жизни и особенно сильно приукрашивать текст «Деяний апостолов» и их посланий, чтобы приписывать им столь доходную капиталистическую добродетель. И действительно, никогда ни один текст не искажали бессовестнее и безбожнее, чем Новый завет*.
Апостолы были настолько незнакомы с этой прославленной душевной добродетелью, что в их писаниях мы даже не находим для нее словесного обозначения. Слова Нового завета agape и caritas, которые в переводах передаются словами «благотворительность», «милосердная деятельная любовь», никогда не имели такого значения на греческом и латинском языке, и никогда апостолы Павел, Петр, Иаков и Иоанн не вкладывали в них
________
* «Отче
наш», главная
христианская
молитва (Матф. VI, 9—14),
подверглась
особенно
сильному
искажению со
стороны
переводчиков.
Первые
христиане,
для которых
она была
составлена,
были
бедняками,
нуждавшимися
в хлебе, у которых
долгов было
больше, чем
грехов. Следовательно,
в молитвах к
Небесному
Отцу они
должны были
просить об
утолении
голода и об
освобождении
от кредиторов,
из которых
некоторые
хотя и были
обращены в
новую веру,
тем не менее
«привлекали
их в суды
язычников»
(«Послание
Иакова» II, 6).
Поэтому в
молитве
«Отче наш»
они просили
Бога: «Хлеб
наш насущный даждь нам
днесь»— panem
quotidianum — и «остави
нам долги
наши» — remitte nobis debita nostva,
aphes hemin ta opheilemata hemon, т. е.
уничтожь
наши
долговые
обязательства.
Конечно,
современным
капиталистам
еврейского и
христианского
толка
просьба о сложении
долгов может
казаться
отвратительной
и чудовищной.
Но в древнем
мире прощение
долгов
отнюдь не
было редким
явлением. В
Иудее оно
даже
повторялось
каждый Великий
Юбилейный
Год (раз в 50 лет),
а в греческих
городах-государствах
демократическая
партия
расторгала
долговые
обязательства
каждый раз,
когда путем
восстания
захватывала
политическую
власть в свои
руки. При раскопках
в Эфесе в
Обещание
прощения
долгов было
одним из
лучших средств пропаганды
первобытного
христианства.
В одном из
диалогов,
приписываемых
Люциану
— «Philopatris»,—
автор
которого жил,
однако, в
Александрии
в эпоху
императора
Юлиана
Отступника,
упоминается
о
христианских
проповедниках,
провозглашавших
на улицах:
«Христос
сложит
недоимочные
повинности,
которые
нужно уплатить
податным
чиновникам:
он возвратит
кредиторам
их деньги и
уплатит частные
и
государственные
долги». Здесь
мы имеем дело
с
компромиссом,
одновременно
удовлетворяющим
и кредиторов,
и должников.
Долги будут
прощены, что
и
испрашивается
в молитве
«Отче наш»,
но при этом
кредиторам
будут возвращены
их деньги, о
чем первые
христиане
еще не
заботились.
Но когда
возросло
число богатых
среди
верующих,
начали
искажать
текст молитвы
Господней,
чтобы
/335/
этого
содержания.
Они
пользуются
ими, как синонимами
дружбы и
братской
любви: Philadelphia, amor fraterasis, agapē
обозначает
дружбу. Что
первые
христиане придавали
именно такой
смысл этому
слову, несомненно
явствует из
того, что они
пользовались
им для
обозначения
своих общих
трапез,
которые
устраивались
не в целях
благотворительности,
а в целях братского
единения. То
же самое
подтверждается
и тем
обстоятельством,
что женщины,
жившие
вместе со
священниками,
как избранные
сестры,
назывались агапитами
(возлюбленными),
так как agapē
обозначало
братскую
любовь, в
противоположность
к erhōs —
половой
любви. Слово caritas, которое латины
употребляли
в смысле
«дороговизна»,
«вздорожание»
или
метафорически
в смысле «любовь»,
«склонность»,
никогда не
имело
другого
смысла, даже
у писателей
времен
упадка
античной
культуры,
как,
например, у Аммиана Марцеллина,
жившего в IV в.
н. э. В
греческом
языке есть
слово, смысл
которого
приближается
к понятию
благотворительности,
милосердия.
Это eleēmōn — милосердный,
которое в
церковном
языке
превратилось
в caritabilis —
благотворительный.
Так как в древнелатинском
языке не
существовало
подходящего
слова, то
Тертуллиан, Иероним и
Августин
позаимствовали
из
греческого слово
eleēmosyne
(сострадание)
в смысле
милостыни,
благодеяния,
дара любви.
Английские
протестантские
богословы,
пересматривавшие
в
***
Первые христиане в Иерусалиме, Коринфе, Эфесе, Антиохии и других местах группировались в маленькие общины, жившие в одном доме, подчас даже в одной комнате. «Деяния апостолов» и послания апостолов содержат ценные данные об их обрядах