АНОНС
Липман, У. Публичная философия. Пер. с англ. И. Мюрберг – М.: Идея-Пресс, 2004. – 160 с.
Посвящается
Хелен
Плохи те
первооткрыватели,
которые не
могут
уверовать в
существование
земли, пока
не видят
вокруг себя
ничего, кроме
моря. Бэкон, Развитие
знания, II, VII, 5.
КНИГА ПЕРВАЯ: Закат Запада
ГЛАВА 1. НЕПОНЯТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
1.
Причина
написания
этой
книги
Памятным летом 1938 года я взялся за написание книги с целью выразить все свои мысли и чувства по поводу усиливающегося разлада в нашем западном обществе. В то время я жил в Париже и знал о принятии решения, которому вскоре было суждено свести в Мюнхене м-ра Чемберлена и мсье Деладье. Оставалось мало надежд на то, что удастся предотвратить новую мировую войну иначе, чем через жалкую капитуляцию, однако, никто не мог с уверенностью сказать, что Франция и Великобритания смогут выстоять под натиском грядущего нападения. Они были неподготовлены к этому, в народе каждой из стран царили раскол и деморализация. Американцы находились далеко, они были решительно настроены на нейтралитет и не вооружены. Я был полон опасений, что нациям Атлантического сообщества не удастся должным образом ответить на этот вызов, и если мои опасения оправдаются, мы утратим наши великие традиции цивилизованности,1 те свободы, которые завоевал для себя западный человек в результате многовековой борьбы и которые оказались теперь под угрозой вследствие поднимающейся волны варварства.
Взяться за перо меня заставила потребность прояснить самому себе причины вызывающей тревогу неспособности западных либеральных демократий справиться с этой разбушевавшейся стихией. Книга уже была написана вчерне, когда падение Франции сделало очевидным то, что и нам придется участвовать в военных действиях — мало того, если будет проиграна битва за Британию, нам придется сражаться в одиночку.
Но в это время люди в Америке были так нее не готовы к участию в войне с точки зрения их духовного настроя, как не были они готовы к нему в военном отношении. Возможна ли мобилизация демократий, возможно ли добиться от них со-
1 Sir Ernest Barker, Traditions of Civility (1948). Эта фраза принадлежит Ковентри Патмору. /17/
стояния боевой готовности, готовности пройти через испытания, необходимой, для того чтобы выстоять перед лицом этой смертельной угрозы? Демократии обладали более значительными материальными возможностями. Они имели перевес в числовом соотношении, в ресурсах, во влиянии. Но обладали ли они достаточным пониманием этого, достаточной дисциплиной, для того чтобы сохранить данный перевес и достаточной решимостью, для того чтобы выстоять с его помощью? Пусть они располагали средствами, но обладали ли они еще и волей, а также знанием того, как ими распорядиться? Вторая мировая война разгоралась из углей первой мировой, из того, что не удалось решить той войне, и ничто не говорило о способности западных демократических правительств контролировать положение дел у себя дома и принимать необходимые решения. Они лишь реагировали на происходящее, но не управляли ходом событий. Могли ли они избежать поражения и не быть завоеванными, не приведя к истощению само западное общество, не причинив ему огромные страдания, способные породить отчуждение в массах, не прибегнув к такой степени насилия, которая несет в себе непоправимые последствия? Они так сильно опаздывали со своими ответами на происходящее; и, вмешавшись в него, они еще не знали, во что они ввязались. Они отказывались верить своим глазам и ушам и вопреки всему продолжали ждать и надеяться.
Людям, подобным мне, людям, познавшим умиротворяющее спокойствие довоенной мировой ситуации, нелегко было разглядеть тот факт, что западные либеральные демократии были больны, и мысленно смириться с этим фактом, однако, поскольку во вторую мировую войну мы были втянуты не будучи готовы к ней, невооруженными, это, как мне кажется, заставляло признать, что в жизни нашего общества произошел какой-то глубинный сбой, причиной которого являются не махинации наших противников и не превратности жизни, а мы сами. И так воспринимал происходящее отнюдь не я один. Речь идет о большой группе людей, которые — хотя они никогда и не сомневались в необходимости оказания самого отчаянного сопротивления противнику и в том, что поражение, случись оно, нанесет непоправимый и невозместимый ущерб, — в глубине души понимали, что ввержение в тотальную войну не может пройти без последствий ни для нашей демократии, /18/ ни для нашей свободы. Как я убедился тогда, мы оказались не раненными, но больными, а так как нам не удавалось обеспечить порядок и мир во всем мире, нам на пятки стали наступать те, кто считали себя избранными на роль наших преемников.
2. 1917: год
революций
В декабре 1941 года я приостановил работу над рукописью, понимая, что впереди мир ожидает столько новых событий, что если когда-либо мне и доведется вернуться к данной книге, мне придется переписывать ее заново. Когда лее я вернулся к ней после войны, тяжелые предчувствия, вдохновившие меня на ее написание, оказались в удручающей степени сбывшимися. С либеральными демократиями творилось что-то весьма неладное. Правда, им удалось разгромить своих врагов. Они избежали поражения и порабощения. Но заключить мир и восстановить порядок им не удалось. Во второй раз на протяжении жизни одного поколения не смогли они предотвратить разрушительной войны; они не хотели готовиться к ведению войны; когда же, в конце концов, заплатив непомерную цену, они смогли-таки разгромить своих врагов, то не сумели обратить свои победы в мир. Они оказались втянуты в порочный круг войн, перерастающих в другие, более масштабные войны. Можно ли отрицать тот факт, что они страдали некой неспособностью справляться с действительностью, управлять собственными делами, защищать свои жизненные интересы, а возможно также и обеспечивать собственное выживание в качестве свободных демократических государств?
В том, что Запад переживает упадок, сомневаться не приходилось. Через тридцать лет после того, как Вильсон провозгласил установление мира во всем мире в условиях господства демократических правительств, североатлантические демократии оказались заняты обороной Западной Европы и окраин Евразийского континента. Для создания подобного положения хватило менее, чем полувека. В 1900 году люди всего земного шара признавали (даже если им это не нравилось) главенствующее положение западных наций. Они были признанными лидерами прогресса человечества, и утверждение о том, что усвоение менее продвинутыми народами путей использо- /19/ вания достижений западной технологии, процедур проведения свободных выборов, принципов соблюдения Билля о правах и умения жить в соответствии с политической философией Запада является делом времени, не подлежало сомнению. До 1917 года повсюду, даже в России, моделью нового правительства считалась либеральная демократия британского, французского или американского типа.
Но к концу 1920-х годов XX века положение резко изменилось. Лорд Брайс заканчивал свою книгу Современные демократии, и хотя он все еще продолжал писать в довоенном стиле о распространении демократии и о том, что за последние пятнадцать лет число демократических государств в мире удвоилось, он видел эти тревожные признаки и был обеспокоен ими. "Пусть это и не обрадует более молодое поколение", писал он в предисловии, но он не в силах "побороть пессимизм, внушаемый предшествующим опытом". Он вынужден был сказать, что "хотя демократия получила распространение, хотя ни одна из стран, опробовавших ее, не выказала никакого желания от нее отказаться, мы еще не в состоянии утверждать вслед за деятелями 1789 года, что она представляет собой нечто естественное и поэтому, в конечном счете, является неизбежной формой правления. С тех пор как солнце свободы брызнуло в глаза членов Генеральных штатов в Версале, успело много чего случиться. Народное правление еще не доказало, что оно всегда и везде являет собой благое правление. Утверждение о том, что поскольку во многих странах замена монархии или олигархии демократией явилась следствием нетерпимости к явным порокам общества, то аналогичная нетерпимость способна когда-нибудь стать причиной обратного процесса, — это утверждение, представляющееся невероятным, все же не кажется немыслимым."2
Прошло три года — Муссолини осуществил поход на Рим, и Италия стала первой из крупных демократических стран, осуществивших данный "обратный процесс". Оглядываясь назад, мы способны теперь понять, что писавший в период окончания первой мировой войны лорд Брайс считал навеваемым опытом пессимизмом то свое суждение, которое на поверку
2 James
Bryce, Modern Democracies (1921), Vol. I, p. 42. /20/
оказалось интуицией восприимчивого и знающего наблюдателя. Находясь излишней близости от места событий, не позволявшей ему разглядеть происходящего, лорд Брайс "кожей" почувствовал, что происходит некая глубинная перестройка перспектив развития демократии.
Я думаю, что в странах демократии произошла некая никем не замеченная революция. На третий год течения первой мировой войны совокупные потери достигли столь чудовищных размеров, что институциональное устройство всех воюющих стран не выдержало этого напряжения сил и сопровождающего его стресса. Война, по красноречивому выражению Ферреро, стала гиперболичной, и довоенные правительства оказались не в состоянии вместить столь безграничное предприятие в рамки выносливости и лояльности народов. В побежденных странах ценой этой неспособности стала революция против существующего строя. Пали империи Романовых, Гогенцоллернов, Габсбургов и османов. В победивших странах государственные институты не были опрокинуты, правители не были ни изгнаны, ни посажены в тюрьму, ни высланы. Но конституционный строй изменился изнутри — изменился исподволь, но коренным образом.
3. Внутренняя
революция в
демократических
странах
Сэр Генри Мейн, активный критик демократии, писавший в 1884 году — как раз когда Англия собиралась принять всеобщее избирательное право для мужчин — заметил, что "не может быть более грубой ошибки", чем считать, будто "демократия отлична от монархии по сути". Ибо "в обоих случаях налицо совершенно одинаковые способы проверки способности правительств исполнять их необходимые и естественные обязанности."3 Эти естественные и необходимые обязанности связаны как с обороной, отстаиванием за рубежом жизненных интересов государства, так и с обеспечением порядка, безопасности и платежеспособности внутри страны. Данные обязанности неизменно влекут за собой нелегкие решения. Они являются нелегкими потому, что правители государства должны облагать налогами, осуществлять военную мобилизацию, ко-
3 Sir Henry
21
мандовать, запрещать; они должны утверждать общественные интересы вопреки частным наклонностям, а также вопреки всему, что просто и пользуется массовой поддержкой. Поскольку им приходится выполнять свои обязанности, зачастую они вынуждены плыть против течения частных предпочтений.
В начале 1900-х годов сложность правления осознавалась слабо. Ибо в течение более чем полувека исторического развития демократии в обществе царило поразительное затишье, в течение которого правительствам редко приходилось принимать трудные решения. Со времен Ватерлоо не произошло ни одной мировой войны, а после американской гражданской войны имело место всего несколько коротких локальных войн. Это было время разрастания вширь, развития освобождения; предстояло колонизировать новые континенты и установить новую индустриальную систему. Казалось, что эпоху исторических бурь человечество оставило позади. Правительствам, становившимся все более демократичными, либеральными и гуманными, не было нужды справляться с трудными проблемами войны и мира, безопасности и платежеспособности, конституционного строя и революции. Они могли сосредоточиться на совершенствовании, на вопросах увеличения и улучшения. Жизнь была безопасной, свобода была гарантирована, дорога к личному счастью открыта.
За этот долгий период мира либералы свыклись с представлением о том, что в свободном и прогрессивном обществе хорошо иметь слабое правительство. В течение нескольких поколений Запад процветал под властью правительств, которым не приходилось доказывать свою силу путем принятия непопулярных решений. Можно было мечтать (не опасаясь, что кто-то грубо тебя разбудит) о том, что соперничество различных интересов как-нибудь само разрешится наилучшим образом. Как правило, правительство могло хранить нейтралитет и в большинстве случаев оно могло избегать позитивных суждений о добре и зле, правильном и неправильном. Интересы общества могли приравниваться к тем, которые выражал исход выборов, уровень продаж, балансовая отчетность, движение цифр, развитие статистики. До тех пор пока мир воспринимался как нечто само собой разумеющееся, благо общества можно было представлять себе в качестве совокупности частных сделок. Не возникало нужды в какой бы то ни было правящей власти, /22/ способной выходить за пределы частных интересов и предписывать им свой порядок, управляя ими.