АНОНС
Марксизм: pro и contra. – М.:
«Республика»,
1992.
В.П.
Макаренко
Это дело веры
и
интерпретации
Видимо, в
марксизме
есть часть
научная и часть
утопическая.
И тогда
возникает
вопрос о
типах социальной
утопии.
Отличалась
ли, скажем,
марксистская
утопия от прежних,
более ранних
социальных
утопий? Это тоже
предмет
особого
разговора.
Смотрите,
что
получается.
Если возьмем
в известном
смысле
наиболее
продуктивную,
так скажем,
творческую
отрасль
марксизма, связанную
с франкфуртцами
или с Грамши,
Лукачем, то
сама теория
марксистская
в данном
случае, на
мой взгляд,
является
модификацией
теории
абсолюта,
восходящей к
Платону и к
Плотину.
Почему я это
утверждаю?
Потому что у
Маркса в его
теории как идеологии
встречается
ряд тезисов,
которые ни
логически, ни
исторически
либо не
доказаны,
либо
доказываются
с помощью
аргументации,
которая сама
нуждается в
доказательстве.
Например, его
тезис о
некоем
идеальном
прошлом
состоянии
под
названием
«первобытный
коммунизм».
Есть ряд
характеристик
первобытного
коммунизма.
Есть и некое будущее
состояние —
тоже
идеальное. И
вот по отношению
к этому
идеальному
состоянию Маркс
делает
следующие
допущения.
Что в этом идеальном
состоянии
якобы возможно
преодоление
разделения
труда. Но кто
сегодня возьмется
доказывать,
что это
возможно?
Второе
допущение —
можно
преодолеть
частную собственность.
Кто сегодня,
с учетом
последующей
после Маркса
истории,
докажет, что
это так?
Третий
момент: возможно
преодолеть
деньги. Ленин
и другие
попытались
внедрить это
в
практическую
политику, и
что из этого
потом вышло,
вы знаете.
Четвертое
допущение, не
менее важное.
Оказывается,
в этом
будущем обществе
возможно
преодолеть
не только
государство,
но и политику
как сферу
деятельности.
Начиная с 1843
года Маркс
развивает
идею, что
политика —
это сфера
практических
иллюзий,
полагая, что
политику
можно преодолеть
потому, что
теория выше,
и т. д. Пятое допущение:
возможно
преодолеть
идеологию. И
это не
доказано.
И, что не
менее важно,
как мне
представляется,
сама-то идея
носителя
революционного
мировоззрения,
идея о том,
что какой-то
определенный
класс может
являться его
носителем (в
данном
случае
рабочий
класс), почерпнута
была, в
принципе, у
Гегеля, если
говорить о
ближней
истории./83/
У Гегеля
носителем
абсолютного
духа была
нация, у
Маркса это —
класс. Эта
идея тоже
самим
Марксом не
доказана. А
между тем из
этого
выводится
целый ряд
политических
следствий,
самых
разнообразных.
Довольно
интересен
подход Колоковского
к анализу указанной
проблемы. Он
пытается
описать, что
такое
марксизм,
скажем,
марксизм
догматический.
Есть у него
такое уравнение,
довольно
дельное:
«Истина
равна мировоззрению
пролетариата».
Можно это
обнаружить у
Маркса? Безусловно,
можно.
Дальше:
«Мировоззрение
пролетариата»
(это уже
связано с
Лениным) «равно
мировоззрению
партии» (большевистской
— в данном
случае).
«Мировоззрение
партии равно
указаниям
партийного
аппарата». И,
наконец,
тезис о том,
что это мировоззрение
равно
указаниям
вождя в режиме
личной
власти или ЦК
— при
олигархической
политической
службе.
Как
видите,
имеется
целый ряд
самых разных и
интересных
сюжетов. /84/
Сироткин
В.Г.
Вот,
скажем, такой
парадокс. В
каких
народнических
или
марксистских
исследованиях
вы прочтете,
кто же выдал
радикальных
агитаторов
весной 1874 года
при массовом
хождении
интеллигенции
в народ? А
ведь выдали-то...
крестьяне, те
самые,
которым
народники «несли
свободу». И
вовсе не по
«природной злобе»,
как
утверждали
«Вехи» и, по
другому поводу
(коллективизация),
В. Гроссман.
Крестьяне
понимали
еще
революционную
агитацию
против
местного
начальства,
но чтобы
прогнать
царя
Александра II,
даровавшего
им «волю» от
крепостной
зависимости,
это зачем?
Почему
так
случилось?
Поставим
вопрос в другой
плоскости —
была ли
одинакова
жизнь
интеллигента
XIX века и
крепостного
крестьянина,
в курной
избе, вместе
с женой и
детьми
вповалку с
теленком и
ягнятами? И
так ли жил
просвещенный
помещик-литератор
из соседней
дворянской
усадьбы —
Ясной Поляны,
Спасского-Лутовинова
или Кара-бихи?
Разве за
одинаковую
свободу они
боролись?
Одна
свобода —
политическая
(личность —
государство).
Она —
западная, но
еще более —
городская, основанная
на частной
собственности,
которой отродясь
в России у
крестьян на
землю не
было: община
арендовала землю
у помещика
или у
государства.
Другая — сельская,
деревенская,
крестьянская.
В ней главный
стержень —
человек и
природа. Но
не в нашем
современном
экологическом
смысле, а в
смысле:
жизнь —
смерть.
Тысячу лет
человеку (крестьянину)
никто не
помогал, он
сам организовывал
свое бытие.
Прав здесь
великий
русский поэт
Н. А. Некрасов:
«...есть в мире царь,
этот царь
беспощаден,
Голод
названье ему...»
Царь-Голод
для
крестьянина
всегда был
главнее
царя-государя:
«как
потопаешь,
так и полопаешь».
И высшая
свобода
крестьянина
была не в
митингах,
собраниях, стачках
и
политических
кружках, а в
выживании, в
борьбе с
природой:
хороший
урожай, дети
живы, скотина
цела — вот
она, моя
свобода. Нет
урожая,
засуха, мор,
эпидемии,
голод — бунты,
«красный
петух»,
казаки,
всеобщая
порка
«подстрекателей»,
ссылка и
каторга. /90/
Соловьев
Э.Ю.
Он
представляет
собой
парафразу
другого, куда
более
точного и
искреннего
вопроса: а не
умерли ли мы
сами для
марксизма,
который долгое
время был для
нас всеобъемлющей
нерелигиозной
верой или — что то же
самое — партийно-государственной
мирской
религией?
Если
взглянуть на дело
таким
образом, то
сама объявленная
тема
дискуссии
получит
более объективные,
конкретные
и точные
очертания.
Она
превратится
в вопрос о собственных
возможностях
марксистского
учения,
которые в
известный
момент
позволили
ему
конституироваться
в качестве
мощной и
влиятельной
«эрзац-религии».
Вот на
этих-то доксических,
то есть
основанных
на вере и
верованиях, возможностях
я и хотел бы
сегодня
сосредоточиться,
начав с
ситуации
рождения и
становления
марксистской
концепции.
Социально-политическая
позиция
Маркса, как
известно,
формировалась
в русле
немецкой
философской
критики религии,
для которой
была
характерна
беспрецедентная
авангардистская
и
нонконформистская
конкуренция.
Молодые
философы-публицисты
состязались
в
доктринальной
левизне.
Маркс
оказался
победителем
в этих авангардистских
гонках,
выдвинув в
1843—1844 годах удивительно
простую,
емкую и
решительную
атеистическую
антитезу
основного и
отличительного
христианского
символа.
Религии распятого
Бога он
противопоставил
доктрину
распятого
богоподобного
человека.
Богоподобный
человек,
возведенный
капитализмом
на Голгофу
крайней
бедности,
унижения и
презрения,—
это
пролетариат.
Именно в него
— в наиболее
обездоленный
и отверженный
класс
гражданского
общества —
необходимо
уверовать
как в
Спасителя. Пролетарское
восстание
принесет
всеобщее
освобождение
от
эксплуатации,
отчуждения и
бесправия.
Оно, если
речь идет о
Германии,
ознаменует
собой «день
немецкого
воскресения
из мертвых».
Такова
исходная
мирская мифологема
марксизма,
найденная и
утвержденная
задолго до
того, как Маркс
занялся
сколько-нибудь
основательным
экономическим
анализом капитализма.
В работе «К
критике
гегелевской
философии
права.
Введение» он
предложил миру
вовсе не
какое-либо
новое
научное
знание об
обществе, а
нерелигиозный
суррогат /116/ отчаянной
раннехристианской
веры,
определявшейся
апостолом
Павлом как
«надежда
сверх
надежды».
Нетрудно
полагаться
на
ветхозаветного
Бога, всемогущего,
всеведающего
и всеблагого;
трудно
поклониться
Мессии,
страдающему
на виселице,
как последний
разбойник.
Соответственно:
нетрудно поверить
в
возможности
научного
прогресса, просвещения
и
Объективного
Разума, а попробуйте-ка
возложите
свои
исторические
упования на самое
просвещаемую
массу, да еще
на наиболее
обездоленную,
изнуренную
и
невежественную!
Попробуйте в
ней увидеть
действительность,
которая
«должна
стремиться к
мысли».
Вот
этого-то
подвига веры
и потребовал
Маркс от радикалов
и
социалистов
своего
времени —
потребовал во испытание
их
революционности.
Еще до всяких
научных доказательств
и пользуясь
лишь орудием парадоксалистски-диалектической
риторики.
Достаточно
хорошо
известно и,
кстати,
достаточно
хорошо
закамуфлировано
в нашей
популярной марксоведческой
литературе,
что в 1843 году
Маркс
понимал под пролетариатом
вовсе не
фабрично-заводской
рабочий класс.
Пролетариат,
прямо
говорил он,
это просто
(цитирую) «результат
разложения
общества, как
особое
сословие». Он
образуется
«главным
образом из
разложения
среднего
сословия», и
ряды его
«пополняются
стихийно
возникающей
беднотой».
Это, если
угодно,
пролетариат
Андрея
Платонова —
промышленное
скопище
пауперов и
люмпенов, деклассантский
жмых, наспех
спрессованный
работным
домом и
фабрикой.
Невероятность
подвига веры,
которого требовал
молодой
Маркс, делается
осязаемо
ощутимой,
если мы
вглядимся в
жестокую антитетику
философской
антропологии,
развернутую
Марксом в
«Экономическо-философских
рукописях» 1844
года.
Как я уже
упомянул, Марксов
человек
богоподобен.
Это существо
титаническое,
универсальное
в своих
возможностях,
предназначенное
к родовому
бессмертию.
Человек созидает
себя в том же
акте труда,
посредством
которого
производит
предметное
богатство, он
уже почти
подчинил
себе природу
и превратил
ее в свое
«неорганическое
тело». Нет и
намека на исчерпаемость
планетных
ресурсов, на
возможные
экологические
угрозы, на
загадки и
ловушки /117/ демографии.
Проблематика
конечности
индивидуального
человеческого
существования
попросту отсутствует,
словно серьезная
философия
никогда ею не
задавалась.
Но где это
титаническое
существо в
окружающем
«наличном
бытии»? Мы не
обнаруживаем
его ни на одной
стадии
истории и
менее всего
при
современном
(то есть
самим молодым
Марксом
наблюдаемом)
состоянии
общества.
Капитализм
умерщвляет
человека в наемном
рабочем. Он
стягивает
вселенную труда
в «черную
дыру» пролетарства,
чтобы отсюда
мог родиться
новый,
ослепительный
мир.
Где-то четверть
века назад
наши
философы (я
также принадлежал
к их числу)
испытали
одушевляющее
воздействие
Марксовых
«Экономическо-философских
рукописей», появившихся
в русском
переводе сперва
в выпусках НСО
философского
факультета
МГУ, а затем в
издании ИМЭЛ,
«К. Маркс и Ф.
Энгельс. Из
ранних
произведений»
(М., 1956). Рукописи
завораживали
образом неотчужденного
человека,
резко
контрастировавшим
с казарменными
эталонами
людского
совершенства,
которые утвердились
в советской
литературе
50-х годов. Они
сообщили
новое
дыхание
нашему
эстетическому,
психологическому
и
педагогическому
исследованию.
Вместе с тем
мало кто из
тогдашних прозелитов
молодого
Маркса
обращал
внимание на
то, сколь
безотраден
его
отчужденный
человек, то
есть
труженик,
приведенный
историей на
Голгофу
капиталистической
эксплуатации.
Позволю
себе с
помощью
Маркса
воспроизвести
основные
черты облика
и состояния
будущего могильщика
капитализма.
Пролетарий,
согласно
Марксу,
«является рабочим
уже только в
качестве
физического
субъекта». Он
попадает в
полную
зависимость
от весьма
односторонней
машинообразной
работы,
которая
превращает
его «в
абстрактную
деятельность
и в желудок».
Значительная
и все возрастающая
часть
рабочей
массы
«опускается
до нищенства
или до
состояния
погибающих
от голода», и
чем больше
рабочий
выматывает
себя на работе,
тем беднее
становится
он сам, его
внутренний
/118/ мир.
В своем труде
пролетарий
(опять цитирую)
«разрушает
свой дух»,
«слабоумие и кретинизм»
— вот что
выпадает на
его долю.
Но и это
еще не все. В
порыве диагностической
беспощадности
молодой
Маркс
заявляет
следующее: рабочий
обречен на «скотское
одичание,
полнейшее,
грубое,
абстрактное
упрощение
потребностей...
Даже
потребность
в свежем
воздухе
перестает у
рабочего
быть потребностью...
Полная противоестественная
запущенность,
гниющая
природа становится
его
жизненным
элементом...
Человек лишается
не только
человеческих
потребностей
— он
утрачивает
даже
животные
потребности».
И что же —
эта духовно
опустошенная,
слабоумная,
одичавшая,
ниже
животного
уровня опустившаяся
порода
человеческих
существ должна
возглавить
универсальную
эмансипацию?
Этот новый
варвар, этот
человек-желудок
призван
освободить
культуру от
цепей отчуждения?
Этот машиноподобный
производитель
— возвратить
труду значение
полноценной
предметно-творческой
деятельности?
Да,
молодой Маркс требует
без оговорок
признать данный
парадокс.
Таково предложенное
им кредо
истинного
радикализма
и истинной
революционности.
Я вовсе не
собираюсь
утверждать,
доказывать,
что гуманистическая
вера в обесчеловеченный
пролетариат
была
иррациональным
актом для
самого
Маркса. Нет,
она
подготовлялась
особым типом
рациональности,
особой культурой
интеллектуальной
парадоксии,
которая
сформировалась
в духовном
движении,
ведущем от
«Философии
религии»
Гегеля к Д.
Штраусу, Б.
Бауэру и Л.
Фейербаху.
Маркс не был иррационалистом
именно в той
мере, в какой
реализовал
предельную,
экстремистскую
версию этих
интеллектуальных
критических
расчетов с
«германско-христианским
духом».
Но что
было делать
революционеру
и социалисту,
не
прошедшему
школу
немецкой
диалектической
теологии? Что
было делать
представителю
самой
рабочей
массы, размышляющему
над вопросом
о положении и
возможностях
пролетариата
совершенно
безотносительно
к диалектическому
анализу
«сущности
христианства»?
В этих
случаях
упование на
пролетарское
воскресение
из мертвых
должно было
либо принять
законченно фидеисти-/119/
ческий
характер,
либо
трансформироваться
в какую-то
форму
социальной
апологии
пролетариата.
Первая
позиция в
Западной
Европе середины
XIX века была
почти
невозможна;
вторая
обещала
получить
широкий
отклик в
формирующемся
рабочем
движении.
Основоположники
марксизма
достаточно
хорошо
поняли данное
обстоятельство.
В 1845— 1847 годах (в
«Немецкой
идеологии» и
«Коммунистическом
манифесте»
прежде всего)
они немало
сделали для
того, чтобы
выработать
экзотерическую
и
рационализированную
версию
пролетарского
мессианства.
У меня нет
возможности
в деталях
проследить
этот процесс
и
сформулировать
десятки оговорок,
предполагаемых
требованиями
исторической
корректности.
Я ограничусь
тем, что
обрисую
некоторые
основные установки,
входящие в
состав
рационализированного
пролетарского
мессианизма.
Полная
безотрадность
пролетарского
бытия и сознания,
которая в
«Экономическо-философских
рукописях»
описывалась
так, как если
бы она уже
стала фактом,
теперь приобретает
статус
неумолимой
объективной
тенденции, исторически
близкой
грозящей
опасности. Рабочий
рискует
вконец обесчеловечиться,
если немедля
не подымется
на
революционную
борьбу. Любые
соглашения и
компромиссы,
любые
надежды на
реформистское
улучшение
существующего
общественного
порядка
пагубны в
перспективе
спасения
(«чем хуже,
тем лучше» —
такова
молчаливо
предполагаемая
«Коммунистическим
манифестом»
формула
активистского
катастрофизма).
То, что в
«Рукописях»
еще
фигурировало
в качестве
диагностической
характеристики
наемного рабочего
(«маши-ноподобие»,
«животное
одичание», «кретинизм»,
«абстрактное
упрощение
потребностей»
и т. д.), получает
значение
обвинительного
вердикта, предъявляемого
капиталу и капиталисту.
Вера в
пролетариат,
оставаясь
сама по себе
умозрительной,
чувственно-практически
заявляет о
себе как ненависть
к его
угнетателям,
ко всему миру
частной
собственности,
товарно-денежных
отношений и
буржуазного
богатства
(главное —
отнять награбленное,
учредить
общественную
собственность
на средства
производства,
а остальное
приложится).