АНОНС
Мерло-Понти
М. Око и дух /Пер.
с фр., предисл.
и коммент.
А.В.Густыря.
— М.:
Искусство, 1992. —
63с.
Морис
Мерло-Понти —
крупнейший
французский феноменолог,
оказавший
огромное
влияние на
современную
французскую
философию и
психологию.
«Око и дух», "L'CEil et l'esprit"
последнее
законченное
и
прижизненно
опубликованное
философское
эссе
ученого,
знакомит
читателя с
интереснейшим
опытом
феноменологического
истолкования
творчества
Сезанна.
Прекрасный
литературный
стиль,
глубокие
размышления
над
таинствами
живописи,
тонкие
психологические
наблюдения —
все это
делает
предлагаемую
небольшую по
величине
работу подлинным
эстетическим
шедевром.
СОДЕРЖАНИЕ
Коротко об авторе. А. Густырь 3
Око и дух 9
Комментарии 58
Коротко
об авторе.
Морис
Мерло-Понти
(1908—1961) —
крупнейший
французский
феноменолог,
создатель
оригинальной
версии
экзистенциализма,
долгие годы
бывший
близким
другом и одновременно
оппонентом
Ж.-П. Сартра.
Как и Сартр,
принадлежит
к поколению
французских
философов,
чьи первые
заметные
теоретические
и
литературные
работы
появились в
30-е годы. Большинство
представителей
этого поколения,
и Мерло-Понти
в том числе,
пройдя школу
так называемого
«университетского
спиритуализма»
—
французской
разновидности
неокантианства,
господствовавшей
в первой
трети двадцатого
века во
французских
лицеях и университетах,
испытав
влияние бергсоновской
«философии
жизни», в
философию
пришли все-таки
со своим,
особенным и
самостоятельно
выработанным
взглядом на
вещи,
восприятием
исторического
времени,
самосознанием,
сформировавшимися
не столько в
результате
академических
философских штудий,
сколько в
ходе
переживания
и осмысления
личных и социальных
ситуаций,
собственного
опыта человеческих
отношений и
мировой
истории. Новыми
авторитетами
для этой
философской
генерации,
уже не
навязанными
школой и
традицией, а
критически
отобранными
и воспринятыми
на основе
своего
определившегося
в принципиальных
позициях
интеллектуального
вкуса и
стиля, стали
Гегель, Гуссерль
и Хайдеггер,
к которым, в
разной мере у
разных
представителей
«новой
волны»,
добавлялись
Фрейд и
Маркс. И время
30—60-х годов во
французской
философии
стало
временем неогегельянства,
феноменологии,
экзистенциализма,
нео- или постфрейдизма,
марксизма и
течений и
концепций, находящихся
на их стыке
или
пересечении,
притом что
границы
между
многими доминирующими
направлениями
были
достаточно
условными.
М.Мерло-Понти
был одной из
наиболее
заметных
фигур этого
времени. Он,
особенно в
первое
послевоенное
десятилетие,
когда был профессором
Сорбонны и
Коллеж де
Франс и в то
же время
политическим
директором
журнала «Temps
modernes»,
находился в
самой гуще
академической
и политической
жизни
Франции. Его
собственная
философия,
именно в эти
годы
получившая зрелое
выражение,
определялась
то в диалоге,
то в полемике
с феномено-
3
логией
Гуссерля,
экзистенциализмом
Сартра,
марксизмом,
неотомизмом,
неогегельянством
Ж.Ипполита,
ранним
структурализмом
К.Леви-Стросса,
фрейдизмом,
но в
особенности
— в противостоянии
неокантианству,
или рефлексивной
философии, и
позитивизму,
бывшему
постоянным
противником
и вместе с
тем
зеркальным
отражением
неокантианства.
Основные
темы
философии
Мерло-Понти —
взаимоотношения
человека и
мира
(человека как
живого, «феноменального»,
то есть
воспринимаемого
и
воспринимающего,
тела и мира
как воспринимаемого
и
обживаемого
универсума),
природа
языка, смысла
и проблема «альтер
эго», история
как место и
порождение
человеческого
праксиса.
Темы эти,
разумеется,
взаимосвязаны,
накладываются
и проникают
друг в друга,
разделение
их ни в коем
случае не
может быть
строгим, и
нельзя
рассматривать
их изолированно.
Однако
все-таки
можно
сказать, что первой
теме, по
преимуществу
онтологической,
посвящены
две первые
крупные
работы Мерло-Понти:
«Структура
поведения» (1942)
и «Феноменология
восприятия»
(1945); второй,
прежде всего
семантической,
— работы
начала 50-х
годов: «Язык
несказанного
и голоса
молчания» (1952)
и «Проза
мира» (опубл.
в 1969); третьей,
философско-исторической
и политической,
— «Гуманизм и
террор» (1947),
«Приключения
диалектики»
(1955) и
значительная
часть статей
и очерков
разных лет,
опубликованных
в сборниках
«Смысл и бессмыслица»
(1948) и «Знаки» (1960).
Уже в
«Структуре
поведения»
Мерло-Понти определил
в основных
чертах и
начал
разрабатывать
программу
исследований,
которой ,
конечно с
неизбежными
преобразованиями
и
уточнениями,
следовал на
протяжении
всех
последующих
двадцати без
малого лет
жизни и
научных
занятий. Речь
шла о
создании
новой
трансцендентальной
философии:
трансцендентальной,
поскольку
свою задачу
она видела в
выявлении и
описании
всеобщих и
необходимых
форм сознания
(и тем самым
мира для
сознания);
новой,
поскольку
субъективность
изначально
трактовалась
в ней, в
отличие от
кантианства
или
неокантианства,
не как разум,
синтезирующий
согласно
априорным
правилам разобщенное
многообразие
ощущений, или
чувственных
качеств, но
как живое
психосоматическое
«я», тело,
воспринимающее
мир — и самим
фактом
восприятия образующее
его и
осмысливающее
— в
подлежащих
феноменологическому
прояснению
универсальных
формах, или
образах. Это прояснение
всеобщих
форм
восприятия и,
одновременно,
«логоса
эстетического
мира» посредством
феноменологических
процедур
составляет
основное
4
содержание
«феноменологии
восприятия», одного
из
признанных
классических
феноменологических
и
экзистенциалистских
трудов.
Язык,
второй
предмет
особого
теоретического
интереса Мерло-Понти,
трактуется
им не как
система знаков
с заданными
значениями
и правилами
синтаксиса —
нечто вроде
громадного
Толкового
Словаря с
приложением
Грамматики. Различая
«язык сказанный»,
то есть
определившийся
и закрепившийся
в обретенных
формах
выражения, и
«язык
говорящий»,
то есть
живой, подвижный,
творческий,
преодолевающий
дистанцию
между тем,
что имеется в
виду,
подразумевается,
и тем, что уже
получило
ясное
обозначение,
Мерло-Понти
подчеркивает
первичность
и подлинность
живого
языкового
акта, речи, и
рассматривает
историю языка
как историю
всегда
незавершенного
стремления к
обретению и
расширению
смысла, историю
создания и
смены все новых
и новых
языковых
форм, каждая
из которых
оказывается
одновременно
и ступенькой
и
препятствием
к
следующей,
упраздняющей
выхолощенные,
омертвевшие
составляющие
предыдущих
стадий.
Язык
и его история
служат,
согласно
Мерло-Понти,
прообразом
и одним из
примеров социокультурной
истории в
целом. И
там и здесь,
обживая и
осмысливая
природный и
социальный
мир,
индивиды,
включенные в ткань
многообразного
речевого (в
широком
смысле
«означающего»)
действия и
взаимодействия,
праксиса,
создают все
новые и новые
социокультурные
институты,
формы
выражения,
или как бы
формы
выражения того,
к чему эти
индивиды
стремятся и
что «хотят
сказать».
Конечный
итог, смысл
этого
движения
никем и ничем
не
предопределен
и не ясен. Каждый
новый шаг,
хотя и
учитывает
предыдущие,
всегда
должен быть
изобретен,
выдуман, рожден
напряженным
творческим
актом выражения,
и никто, ни на
земле, ни на
небе, не может
каждый раз
сказать,
получится
при этом что-нибудь
или нет и
что из этого
выйдет в
дальнейшем.
Логика
истории, если
она и обнаруживается,
всегда
оказывается
логикой post
factum и
всегда —
логикой,
появляющейся
сквозь,
через и
посредством
случайностей.
Таким
образом, во
всех
налагающихся
и включенных
друг в друга
сферах —
мира, языка,
истории —
Мерло-Понти
обнаруживает
диалектику
понятий
субъективного
и
объективного,
смысла и
бессмыслицы,
логики и
случайности.
Благодаря
этому его
философия
приобретает
форму
«философии
двусмысленности»,
как назвал
ее А. де
Валенс,
первый его
биограф и критик,
или, точнее,
«философии
обращающихся
понятий»,
диалектической
феноменологии
духа.
5
Эссе
«Око и дух»,
впервые
публикуемое
на русском
языке, —
последняя
изданная при
жизни работа
Мерло-Понти,
написанная
им в июле—августе
1960 года, во
время
летнего
отпуска. Сочиненное
по заказу,
специально
для
готовившегося
в то время
первого номера
нового
журнала «Art
de France» и
на заранее
оговоренную
тему, эссе
тем не менее
дает
достаточно
полное представление
о философии
Мерло-Понти,
особенно о
содержании и
стиле ее
позднего
периода, когда,
выйдя из редколлегии
журнала «Les
Temps Modernes»
и почти
совершенно
оставив
политическую
публицистику,
автор
«Гуманизма
и террора» и
«Приключений
диалектики» возвращается
к углубленной
разработке
диалектической
онтологии видящего
и видимого.
«Око
и дух» вновь
обращается к
главной теме
«Феноменологии
восприятия»—
воспринимаемому
«миру в
состоянии
зарождения».
Предметом
размышления
философа становятся
пространственность
и
временность,
устойчивость
и подвижность,
универсальность
и
конкретность
видимого,
само образование
этих и других
категорий в
динамическом
слиянии видящего
и видимого,
субъективного
и объективного.
Вновь
обнаруживается
телесность духа,
погруженного
в
чувственную
плоть мира и
воплощенного,
влитого в
живое
человеческое
тело, и
одухотворенность
этой плоти,
исполненной
смысла и
формы, и
этого тела,
уникального
соединения
воспринимаемого
и
воспринимающего.
Вновь
ставится та
же
парадоксальная
задача —
увидеть
видение,
осмыслить смысло-образование,
представить
само
представление...
Однако,
как бы в подтверждение
собственных
тезисов об
истории
человеческих
установлений
и обретений,
Мерло-Понти
перечитывает
и
переписывает
старые темы и
тексты
заново,
воспроизводит,
не повторяя,
продолжает,
не отсылая к
ранее
установленному,
развивает,
«снимая»
сказанное
прежде. Не
случайно
поселившись
для работы
над «Оком и
духом» в
живописном
местечке Толоне,
близ Экса,
где
окрестные
пейзажи еще
хранили воспоминание
о взгляде
Сезанна,
арендовав дом
у местного
художника Ла
Бертрана, он
сосредоточенно
изучает
ранее находившуюся
на периферии
его теоретического
интерeca
технику
живописи,
немую
«науку»
живописцев и
скульпторов
— Сезанна и
Клее, Матисса
и Жерико,
Рембрандта и
Родена, будто
бы впервые
обучаясь
именно у них
феноменологии
видимого и
осваивая
изысканную и
на первый
взгляд
нарочитую
сложность
языка, соответствующую
в
действительности
изысканной
сложности
предмета, —
чтобы, «может
быть, лучше
ощутить все
то, что несет
в себе это короткое
слово:
«видеть»...
А.Густырь