АНОНС
А.П.НАЗАРЕТЯН
АГРЕССИЯ,
МОРАЛЬ И
КРИЗИСЫ В
РАЗВИТИИ
МИРОВОЙ
КУЛЬТУРЫ.
(Синергетика
исторического
прогресса).
Курс лекций.
Издание
второе,
доработанное
и
дополненное.—
М.: "Наследие",
1996. 184 с.
Чем
выше
технологическая
мощь, тем
более мудрости
необходимо
обществу для
самосохранения.
Диспропорции
в развитии
инструментального
и
гуманитарного
интеллекта -
самая
характерная
причина
антропогенных
катастроф; в
целом же
цивилизация
на нашей планете
до сих пор
жива
благодаря
тому, что люди,
становясь
сильнее, в
конечном счете
умели
становиться
и мудрее.
Доказательству
и
иллюстрации
закона техно-гуманитарного
равновесия
посвящен
предлагаемый
курс лекций, в
котором
исследуется
история
глобальных
кризисов от
палеолита до
наших дней
и прослеживаются
возможные сценарии
дальнейшего
развития
событий. Построенный
на синтезе
естественных,
общественных
дисциплин и
психологии,
курс
предназначен
для
студентов, аспирантов,
преподавателей
и научных
сотрудников
различных
специальностей.
Автор
— профессор
Факультета
психологии
Московского
государственного
университета
им.
М.В.Ломоносова.
Работа
выполнена
при
финансовой
поддержке
Российского
гуманитарного
научного
фонда.
ISBN 5-86562-013-4
© А.П.Назаретян
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ко 2-му
изданию............................................ 4
Лекция 1 (Вводная).
Были ли
предки лучше
нас, и верно ли
люди
воспринимают
прошлое?
Метаморфозы идеи
прогресса ……………………………………
5
Обсуждение
лекции……………………………………
16
Лекция
2. Природные
истоки и пределы
агрессивности.
Энтропия,
устойчивое
неравновесие
и кризисы
в биосфере…………………………………… 20
Обсуждение
лекции……………………………………
30
Лекция
3. Эволюционные
предпосылки
и первичны;
формы морали. Культура как регулятор
агрессии…………………………………… 39
Обсуждение
лекции 50
Лекция
4. Кризис
верхнего
палеолита
и формирование
нового типа отношений
между людьми .
……………………………………. 51
Обсуждение
лекции……………………………………
62
Лекция
5—6. Ненасилие,
совесть, гуманизм в их историческом
становлении.
Инструментальная
и гуманитарная
культура:
эволюционные
корреляции
... 69
Обсуждение
лекции……………………………………
96
Лекция
7—9. Глобальный
кризис современной
цивилизации:
тест на зрелость.... 109
Обсуждение
лекции…………………………………… 133
Лекция
10. Что
же дальше?
(Образ будущего и смысл
жизни) ... ... 151
Обсуждение
лекции…………………………………… 163
Литература…………………………………………… 175
Предисловие
ко 2-му изданию
Первая
публикация
этих
Лекций,
несмотря
на
малый
тираж,
вызвала
удивительно
быстрый
и широкий
отклик:
последовали
обсуждения,
приглашения
на
интервью,
звонки
знакомых
и незнакомых
дотоле
читателей.
Разумеется,
удивление
было
в основном
приятным,
и не только
из-за
авторского
честолюбия.
Радует
возросший
интерес
людей
к причинам
собственной
агрессивности,
к принципам
светской
(нерелигиозной)
морали,
к перспективам
сохранения
жизни
и цивилизации на планете.
Вместе
с тем критические
замечания
со
стороны
ученых
— от математиков
и биологов
до
религио- и литературоведов
— убедили
меня
в том, что текст
содержит
ряд
неточностей,
неудачных
формулировок
и терминов.
Эти
замечания
и дискуссии,
а
также
знакомство
с новыми,
только
появившимися
за
истекшие
месяцы
либо
с опозданием
дошедшими
до
автора,
научными
работами,
помогли
четче
изложить
некоторые
тезисы, заполнить
бреши
в аргументации,
использовать
более
подробный
фактический
материал.
Надеюсь,
что
новое
издание,
расширив
круг
читателей
и критиков,
даст
дополнительный
импульс
публичному
обсуждению
проблем,
которые
я отношу
к числу
наиболее
животрепещущих
для
современного
общества.
Лекция 1 (Вводная)
Были ли предки
лучше
нас,
и верно
ли
люди
воспринимают
прошлое?
Метаморфозы
идеи
прогресса
— Да, были
люди в наше
время, Не то, что
нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
М.Ю.Лермонтов
Я думаю — ученые
наврали,— Прокол
у них в теории,
порез: Развитие
идет не по спирали,
А вкривь и вкось,
вразнос,
наперерез.
В.С.Высоцкий
Кажется, со второй
половины
80-х
годов
ни
о чем в российской
печати
не
пишут
так
же
много,
как
о падении
нравов.
По
радио
я слышал
выступление
старого
журналиста,
утверждавшего,
что
даже
среди
его
коллег
резко
снизились
моральные
нормы...
Не странно
ли?
Советская
журналистика,
десятилетиями
"стоявшая
на
полусогнутых",
поголовно
готовая
откликнуться
на
любое
веление
очередного
партийного
вождя
(от
государственного
до
районного
уровня),
видится
более
нравственной,
нежели
журналистика
посткоммунистическая,
где
каждый
имеет
возможность
действовать
согласно
своим
убеждениям
и кто-то
реально
пользуется
этой
возможностью.
Общество,
в котором
понятия
милосердия,
терпимости,
инакомыслия
были
чуть
ли
не
ругательствами,
в котором
писались
сотни
тысяч
анонимных
доносов,
военные
вторжения
в зарубежные
государства
получали
такую
же
шумную
всенародную
поддержку,
как
и массовые
расправы
над
соотечественниками,
а природные и социальные
катаклизмы
сопровождались
неумолчным
громом
фанфар
— это общество
представляется
образцом
морали...
...В 1989 году в Тбилиси
от
саперных
лопаток
и давки
погибли
19 человек
— и это вызвало
взрыв
негодования
в далеких
от
Грузии
городах.
А в 1962 году
после
расстрела
рабочей
демонстрации
жители
Новочеркасска,
от которых
5
нельзя
было,
как
от всей страны,
скрыть
происшедшее,
на
собраниях
клеймили
погибших
"хулиганов".
Отношение
к беженцам
в
90-х не самое
благородное.
Но
спросите
очевидцев,
перечитайте
воспоминания
о том, как относились
государство
и население
к миллионам
высланных,
умиравших
от
голода
"кулацких"
семей.
Лично
меня,
например,
из
всей
истории
большевизма,
теперь
более
или
менее
известной,
особенно
потряс такой
факт:
в то самое
время,
когда
на
Украине
и в Поволжье
крестьяне
(уже
те,
кто
остались
после
"раскулачивания")
гибли
без
хлеба
целыми
деревнями,
советское
правительство продавало
зерно
за
рубеж...
Долго еще можно
приводить
факты,
сравнения,
остро
контрастирующие
с
распространенным
представлением
о нынешнем моральном
упадке.
Но я даже не хочу
сейчас
ставить
акцент
на
том,
что
понятие
нравственности
трактуется
нами
как-то
уж
очень
ситуативно,
под
влиянием
сиюминутного
настроения.
Подчеркну
другое: сама массовая
убежденность
в падении
нравов
— добрый
признак.
И напомню:
в СССР
20— 30-х годов
преобладала
уверенность
в том, что мораль
совершенствуется,
на
смену
лживым
буржуазным
ценностям
приходят истинные
— пролетарские;
революционное
правосознание
вытесняет
лукавое
крючкотворство
эксплуататоров.
Нечто
подобное
происходило
в Германии
30-х годов,
когда
массы
приверженцев
идеологии
арийского
всеединства
с энтузиазмом
отпевали
упадническую
мораль
сострадания
к слабому...
Политическим
психологам
хорошо
известен
этот
удивительный
феномен,
названный
"ретроспективной
аберрацией":
обыденное
сознание
оценивает
динамику
социальных
тенденций
с точностью
до
наоборот.
Сказанное
относится
не
только
к таким
"трудноопределимым"
реалиям,
как
моральное
состояние
общества,
но
и к легко
доступным
для
объективной
регистрации
политическим,
даже
экономическим
процессам.
Так, советские
люди
десятилетиями
не
испытывали
столь
острого
и массового
ощущения
недоинформированности,
как
в конце
80-х,
т.е.
именно
тогда,
когда
в стране
утверждалась
"гласность".
А в начале
90-х отстраненные
от
власти
функционеры
КПСС
с телеэкранов
и со страниц
оппозиционной
прессы
бичевали
новых
руководителей
страны
за...
неуважение
к свободе
печати,
и это даже
не
казалось
смешным.
Со школьных
лет
нам
проповедовали
расхожую теорию,
будто
революции
совершаются
обнищавшими
массами.
На
уроках истории
рассказывали
анекдоты
наподобие
того,
как
королева
Франции
Мария-Антуанетта,
услышав
за
день
до
начала
восстания,
что
у крестьян
нет
хлеба,
якобы
заявила:
"Пусть
едят
пирожные"...
Между
тем
еще
в прошлом
веке
выдающийся историк
А. де Токвиль
убедительно
доказал:
революции
всегда
следуют
за
годами
экономического
роста,
расширения
политических
свобод
и возможностей.
В частности,
в 80-х
6