Новое в библиотеке

Февраль-Март 2009:

Вдовина И.С. Французский персонализм (1932—1982): Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов.— М.: Высш. шк., 1990. — 151 с.
    В книге анализируется религиозно-идеалистическая концепция одного из ведущих течений современной западной философии — французского персонализма. Выделяются основные этапы трансформации «личностной философии»: левохристианский, реформистский, буржуазно-апологетический; исследуется влияние идей персонализма на идеологию Ватикана и различные концепции современного левого католицизма.

История античной диалектики. М., «Мысль», 1972. ─ 335 с. (АН СССР. Ин-т философии).
    Эта книга представляет собой первое в советской историко-философской науке специальное исследование истории античной диалектики.
    Авторы книги выявляют в концепциях главных представителей античной философии (от Милетской школы до неоплатоников) элементы диалектики, понимаемой в ее современном, марксистско-ленинском истолковании. Вместе с тем в книге рассмотрены и те различные смыслы, которые вкладывали в термин «диалектика» сами древнегреческие философы.

Мерло-Понти М. В защиту философии / Пер. с франц., примеч. и послесл. И.С. Вдовиной. — М., Издательство гуманитарной литературы, 1996 (Французская философия XX века). — 248 с.
    Морис Мерло-Понти (1908—1961) — известнейший философ XX века, автор работ "Феноменология восприятия" (1945), "Смысл и бессмыслица" (1948), "Видимое и невидимое" (1964) и др.
   В настоящей книге Мерло-Понти ищет ответ на вопрос: "Что такое философия?"
Первейшей задачей философии автор считает стремление к новому, неизведанному. В своих исследованиях философ опирается на онтологическое учение Лавеля, интуитивизм Бергсона, концепцию "изобретательности" Ле Руа, "исторический рационализм" Маркса, "скептицизм" Монтеня, анализирует идею интерсубъективности Гуссерля, концепции социальной антропологии Мосса и Леви-Стросса, политические взгляды Макиавелли, то вступая в продуктивный диалог, то резко полемизируя с ними.
   Для студентов и преподавателей вузов, историков философии, а также широкого круга читателей, интересующихся культурой Франции XX века.

Июль-Декабрь 2009:

Румянцева Т.Г. Фридрих Ницше / Т.Г. Румянцева. - Мн.: Книжный Дом, 2008. - 192 с. - (Мыслители XX столетия).
    В книге излагаются вехи судьбы и творчества немецкого мыслителя Фридриха Ницше, предсказавшего будущие чудовищные войны XX века, «воцарение худшего из возможных типов людей - стадного, агрессивно-амбициозного животного», масштабные эксперименты по «измельчению человеческого рода». Для широкого круга читателей.

Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. -Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. - 448 с.

Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «Закон любви»: (Нравственная философия Достоевского). - М: Знание, 1991. - 62 с.

Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский - художник и мыслитель: Сборник статей / АН СССР. Ин-т мир. лит. / Отв. ред. К.Н. Ломунов. - М.: Худ. лит., 1972.

Корсунцев И.Г. Был ли Большой взрыв Вселенной? // Корсунцев И.Г. В мире современных научных мифов / Предисл. С. А. Модестова. - М.: Мол. гвардия, 2004. С. 79-103.

Слово о сложителе. В.Курбатов // О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. Сост., предисл., илл. Ю.И. Селиверстова. Послесловие Г.Б. Пономаревой и В.Я. Курбатова. М.: Молодая гвардия, 1992. - 272 с.

Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Концепция человека. Издательство Ростовского университета, 1987. - 208 с.
    В монографии исследуются малоизученные стороны мировоззрения Достоевского, прослеживается антропология писателя в сопоставлении с концепцией человека у Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Штирнера, Шопенгауэра, Гартмана, Конта и других мыслителей. Выясняется, как изображение человека у Достоевского соотносится с концепцией человека в немецкой классической философии, с позитивизмом, уточняется его отношение к христианству и утопическому социализму.
    Монография рассчитана на литературоведов, философов, преподавателей и студентов.

Дудкин В.В. Достоевский - Ницше (Проблема человека) - Петрозаводск: КГПИ, 1994. - 153 с.
    В книге - и у нас, и за рубежом с перерывом в сто лет впервые монографически - рассматривается творчество двух властителей умов XX века, Достоевского и Ницше, в сопоставлении их взглядов на проблему человека.

Кушкин Е.П. Достоевский и Камю.// Достоевский в зарубежных литературах. - Л.: Наука, 1978. С. 81-117.

Кушкин Е.П. Альбер Камю. Ранние годы. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. - 181 с.
    Монография посвящена раннему творчеству известного французского писателя ХХ века Альбера Камю. В ней рассматриваются вопросы становления личности, философско-эстетических взглядов и творческого метода писателя в тесной связи с проблематикой эпохи между двумя войнами и теми идейно-художественными течениями, в русле которых он вступал в литературу. Монография вводит в обиход ранее недоступные и источники и фактические данные, относящиеся к алжирскому периоду жизни Камю. Проводимый анализ текстов молодого Камю (1932-1940) связан с изучением творчества писателей, оказавших на него влияние (Достоевский, Жид, Мальро, Монтерлан, Гренье и др.).
    Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов, а также на широкий круг читателей, интересующихся французской литературой.

Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. Критический анализ. Отв. ред. Б.Т. Григорьян. - М. : Наука, 1977. - 142 с.
    Работа посвящена критическому анализу французского экзистенциализма. В ней рассматриваются взгляды ведущих представителей этого направления по вопросам теории познания, философии истории, этики.

Фришман Алексей (Копенгаген, Дания). Достоевский и Киркегор: диалог и молчание. // Достоевский в конце XX века: Сб. статей / Сост. К.А.Степанян. - М-: Классика плюс, 1996. - с. 575-590.

Гайдукова Т. У истоков: Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. СПб.: Издательство «Алетейя», 1995. — 112 с.
    В центре внимания книги концепции двух популярных в XX веке философов — Кьеркегора и Ницше, стоявших у начала двух философских направлений: экзистенциализма и философии жизни. Название книги не случайно, поскольку речь идет об истоках их концепций, а именно об иронии как микрокосме творчества Кьеркегора, той основе, на базе которой формировалась концепция мыслителя; и о древнегреческой трагедии, ее роли и месте в творчестве Ницше, поскольку именно греческий материал помог выкристаллизоваться мировоззрению философа. Ставя перед собой цель исследовать трагедию современной культуры, Ницше обращается к исследованию древнегреческой трагедии не как к литературному жанру, а как к форме жизнедеятельности, существования древнего грека. Человек в трагедии и трагедия в жизни человека — вот та линия, по которой идет исследование.
    Для специалистов и широкого круга читателей.
Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. — М.: Наука, 1990.— 173 с.— Немецкая классическая философия. Новые исследования.
    В книге раскрывается сложный путь идейного развития Ф. В. Й. Шеллинга — от смелых естественнонаучных обобщений и предвидений до углублений в библейско-христианские пророчества в позднейшей философии религии. Рассматриваются связи его учения с Французской революцией XVIII в., с идеями Фихте и йенских романтиков, с новыми открытиями в науке о природе. Анализируются противоречия философии тождества и позитивная философия Шеллинга как альтернатива гегелизму.
   Для историков философии, всех интересующихся историей духовной культуры.

Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: Философские очерки / САА. Красноярск, 2001. 432 с.
ISBN 5-86433-064-7.
    В монографии доказывается, что научное познание развертывается на базе двух основных проектов науки: западного, софистского проекта, следующего принцип) свободы (свободы воли) ученого, и восполняющего принцип совершенства Аристотеля альтернативного проекта науки. Каждый проект науки осуществляется в соответствии со своей моделью мира, своей совокупностью стандартов теоретизирования и определенным типом научной рациональности. Вопреки сложившейся традиции противопоставления друг другу коллективистского и индивидуалистического типов общества, проводится концепция их различения, раскрывается необходимость изучения каж¬дого типа общества в системе адекватного ему проекта науки.

Используются технологии uCoz