Ермилов А.
Женская логика в зеркале В. И.
Курбатова
(Курбатов
В.И. Чего хочет женщина, того хочет бог. Р./н. Д. Феникс, 2004. Страницы в
тексте указ. в скобках).
Эта книга написана д.ф. н., профессором,
специалистом по аргументации … Однако, несмотря на то,
что автор в академическом отношении принадлежит к стану философов, философии
как таковой в книге содержится совсем немного. Книга, в целом,
не философская (в смысле: не мировоззренческая), а книга-практикум, бытовая, повседневная,
и даже развлекательная.
Сначала два слова о том, как написана эта книжка. Прежде всего, с
одной стороны, полусерьезно, зачастую в полушутливом тоне, а с другой –
категорично. Изложена она с прицелом на доступность, а посему упрощенным,
уличным (не литературным) языком. Ожидаемый уровень читательской аудитории
высвечивается уже тем, что самые избитые латинизмы раскрываются в скобках прямо
в тексте. Собственно, и рассуждения преподносятся зачастую на уровне обыденного
сознания. Удивительно от специалиста по аргументации, читать книгу, где
основные (подразумеваемые) аргументы автора – личные. Она изобилует множеством
повторов, жеваниями одного и того же, расплывами структуры рассуждений и
шатаниями мысли. Адресат читателя сразу ясен – массы, а не философы. Теперь о чем она. Предмет неопределенен и расплывчат:
женская логика, и, одновременно, взаимоотношения мужчины и женщины. Начав с
обзора принципов женского мышления, книга заканчивается советами в оценке
мужчин в их сексуальных позициях: одним словом – «полный салат». Если кратко сформулировать
ее содержание и выводы, надо сказать следующее: женская логика – логика парадокса,
иррационализма, игры, каприза, причуды, она не имеет никакого отношения к логике
как науке, к смыслу или к истине. Основывается она
прежде всего на пристрастиях и интересах ее обладательницы. Судя по всему, главная
задача женской логики, ни много ни мало – поработить
мужчину. (Автор, правда, не использует это выражение, а выбирает более
мягкие: «лишить мужчину уверенности в его отношении к женщине» (6)). Однако
именно этот вывод логически напрашивается из последующего изложения: чему же
служат основные принципы женской логики как не порабощению (пусть и не
тотальному): переложению обязанностей и ответственности с самой себя? А принципы ее следующие: всеобщая неопределенность (с его знаковым
«ну, я не знаю…»), многозначность (модус суждений «может быть»), практичность,
непринужденность (=произвол, «принудительность и женщина – вещи несовместимые»
(27)), понуждения мужчины к действию (используются упреки), нерешительности
(подтолкнуть к решению мужчину), неожиданность (непредсказуемые повороты и
скачки в развитии темы с мужчиной), непререкаемая правота (= безошибочность,
недопущение признания собственных ошибок). Женская логика – особый
семантический мир, где свои правила, смыслы, ценности, в котором главное
поразить не доказательством, а очаровать женственностью, сексапильностью (39). (Добавлю:
а разве очарование чем бы то ни было, не есть форма порабощения, пусть и самая
мягкая?)
Автор
настроен к объекту изложения с нескрываемым почтением и иногда прямо-таки
поэтично. Сравнивая женщину с книгой автор заявляет:
«Нужно заслужить то, чтобы эта книга
была для вас открытой, но никогда не зачитанной». (7) Воскурив фимиам,
изложение дальше продолжается в подобном же восторженном тоне. Приведу цитату:
У женщины «нет и по
природе ее не может быть никаких недостатков. У нее всего избыток!»
(440) Избыток достоинств, разумеется. О женщине вообще говориться как о высшем
существе, высоконравственном и высокодуховном. Женщина – чудо, –
безапелляционно заверяет автор. Хотя здесь и можно угадать некую философскую
иронию, но автор, скорее всего, близок к всамделишному восторгу.
Пожалуй, самое глубокое и убедительное
место в книге там, где автор рассуждает о борьбе полов: мир мужчины и женщины
антагонистичен, поскольку они две противоположности. Борьба идет за обладание,
но последнее слово на право обладания в ней всегда за женщиной, а поэтому она
всегда в выигрыше (158). По определению этой игры (или борьбы) мужчина не может
в ней выиграть (победить), все, что он может – осознавать это положение вещей. Вывод
звучит как ода женщине и приговор мужчине: в борьбе полов у мужчины нет ни
одного шанса на победу. Мне лично вывод кажется бесспорным. Правда, автор
(софистически или замаскировано иронично) утверждает, что борьба полов – это
борьба друг за друга, а не друг против друга (164) …
Причем, если мужчина борется против женщины он останется без нее, т.е. у него
одна стезя борьбы: бороться на ее стороне и за нее. (Иначе
говоря: у него нет выбора: он выбирает только из тех, кто обратил на него
внимание и создали условия, способствующие знакомству. А дальше, выбирают уже его, и у него нет никаких способов (насилие
стало изнасилованием) сделать так, чтобы за ним было последнее слово в выборе).
Правда, автор рассуждает вполне радужно: эта игра полов идет на обоюдное
выживание, и автору рисуется не стоящей особой драматизации.
Противоречий в книге немало. Несмотря на
оговорки автора о том, что «не стоит говорить о женщине «вообще» (394), тем не
менее, писатель это проделывает постоянно. Или постулируя,
что универсального мерила, по которому можно было бы судить о женщине «нет и
быть не может», он постоянно оценивает (с личной т. зр.)
женщин и их качества.
Далее, автор нередко выступает в роли
адвоката женского пола. По его мнению, женоненавистники – жертвы собственной
глупости, зависти или страха, которые свое «не могу» в своем уме
трансформировали в «не хочу», а в
обоснование последнего создали негативный образ женщины (233). «…Поскобли
женоненавистника и найдешь неудачливого завистника», – заявляет писатель. Более
того, женоненавистничество – это болезнь, своеобразное
социально-психологическое расстройство» (234). Одним словом, по автору, не
любить женщину невозможно, а кто не любит, тому лечиться надо. Аргумент у него
один – верьте в женскую добродетель. Женоненавистники просто не нашли или не
ищут, или не понимают живого женского парадокса. Вот такая вот философия подобострастия
и женолюбия…
Замечу только, что эта «философия» оправданна
только к категории бытового женоненавистничества, однако мировоззренческие
женоненавистники (Шопенгауэр, Ницше, Вейнингер, Август Стриндберг, Юлиус Эвола и др.) были незаурядными личностями с
глубочайшей рефлексией, а их суждения обосновывались порой более основательно,
чем идеи данного писателя.
Прочитав книгу, я для себя вывел следующее
заключение: если истина женщину (как биологический пол) не интересует (как,
впрочем, факты и доказательства), с чем автор согласен[1],
то зачем тогда диалог (не разговор или рассказ, а именно диалог) с женщиной? Иначе
говоря, если в диалоге потерян или отсутствует основополагающий его смысл
(поиск истины-смысла), то зачем тогда такое пустое занятие[2]?
Автор сам обмолвился, что смысл имеет даже бессмысленное (37)
Возможно, смысл женского бессмыслия (цели и смыслы женского разговора-рассказа
(этой эгоцентричной речи)) можно прочесть как чисто биологический (поддержание
контакта, удовольствие и т.п[3].).
Но тогда о какой духе человека (?[4])
может идти речь, для которого истина – пустой звук? (Удивительно, исходя из всего выше
сказанного, звучит мнение автора о женской милости: милость ее
дескать в том, что «женщина способна сделать из каждого мужчину философа»).
Что касается выводов из прочитанного то,
как мне представляется, главным выводом книги можно сделать следующий
– бездуховная логика женщины является одним из главных рабовладельцев мужчины в
этом мире. Еще раз, по-другому: женщина – рабовладелец мужчины, который не
оставляет ему шанса на свободу, исход и победу в своем рабстве. В этом весь
смыл ее семантического мира называемого женской логикой. Грубо говоря, перефразируя
хрестоматийные слова Маркса об обществе, можно сказать: нельзя жить (спать,
есть etc.) с женщиной и
быть свободным от нее.
Оценка
– 3,5 из 10.
[1] Ср.: «Истина,
которая, казалось бы, тоже имеет непосредственное отношение к логическому доказательству, женщиной вообще не почитается.
Думается, что в глубине души женщины считают истину досужей выдумкой мужчины.
Кому она нужна, эта истина, одна на всех. (...) Поэтому каждая женщина имеет
свою собственную истину. Она заключается в изначальном
принципе правоты» (52). Далее любопытен следующий шутливый пассаж: для
женской логики – «истина в вине», причем, «если вина мужчин доказана» (там же).
И далее: «Никогда истина не может быть системой логических доказательств для
женщины. (см. 189)
[2] Перефразирую:
если Логика, сознательность, понятия, объективная реальность (т.е. истина) не
для женщины, а по ее «епархии» – мистика, суеверия, мифы, религиозность,
сновидения, субъективность, эмоции, то зачем тогда диалог?
[3] Ср.: «В разговоре
она ищет не столько общения, сколько признания» (189).
[4] Вспоминается
Паскаль с его максимой: все наше достоинство в способности мыслить. Исходя из
нее, достоинство женщины выгладит как минимум проблематично.