АНОНС (в
оригинальном
скане стр. указаны)
Семушкин А.В. У
истоков
европейской
рациональности.
(Начало
древнегреческой
философии).
Учебное
пособие. — М.: Интерпракс,
1996, 192 с.
ISBN 5-85235-228-4
Автор
ставит своей
целью
раскрыть и
описать
сложный и многозначный
механизм
происхождения
античной
философии.
Главный
объект
внимания
автора — генезисные
зависимости,
связывающие
возникающую
философию и
предшествующую
ей мифологию.
Автор равным
образом не
приемлет как мифогенную
теорию
происхождения
философии,
выводящую
философию из
мифа, так и рационалистический
радикализм,
исключающий
какую бы то
ни было роль
мифа в
становлении
философского
знания. В
пособии
истолковывается
антиномизм
исторического
начала
древнегреческой
философской
рациональности;
рождение
философии
понимается
как
преодоление мифопоэтической
модели
мышления, и в
то же время
миф
расценивается
как необходимое
условие
возможности
происхождения
философского
умозрения.
Пособие
предназначено
для
студентов и
аспирантов
философских
специальностей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................... 7
ГЛАВА
I. ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ
ГЕНЕЗИСА
ФИЛОСОФСКОГО
ЗНАНИЯ
§1.
Происхождение
философии
как процесс................ 22
§2. Миф и
эмпирическое
знание в
механизме зарождения
философии.............................................................. 29
§3. Демифологизация —
отправная
установка
становящейся
философии.............................................................. 40
§4.
Языковой
барьер на
пути к
философскому
самовыражению
... 45
ГЛАВА
II. АНТИНОМИЯ
МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ
КАРТИНЫ
МИРА:
СИНХРОННАЯ
СТРУКТУРА
ОЛИМПИЙСКОГО
КОСМОСА.
ГОМЕР
§1. Первомиф
в Древней
Греции................................. 52
§2. Социокультурные
предпосылки
эпического
субъекта........ 59
§3.
Пространственное
поглощение
времени в олимпийской
космографии.
«Физика»
Гомера................................. 68
§4.
Пространственное
поглощение
времени в олимпийской
теологии.
«Метафизика»
Гомера................................ 77
ГЛАВА
III. АНТИНОМИЯ
МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ
КАРТИНЫ
МИРА:
ДИАХРОНИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА ТЕОКОСМО-ГОНИИ
ГЕСИОДА
§1. Социокультурные
условия
возможности
теогонического
мышления.............................................................. 86
§2.
Натуралистическая
ориентация
теогонического
мышления.... 94
§3.
Теокосмогенез
как скрытый социогенез.
Генезисно-временные
символы
становления............................................... 99
ГЛАВА
IV. ПРЕДФИЛОСОФСКОЕ
БОГОСЛОВИЕ В
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
ФЕРЕКИД
§1.
Понятие предфилософского
богословия...............
110
§2.
Аллегорический
метод Ферекида........................
116
§3.
Метафизика
первоначал....................................
120
§4. Теокосмогония
Ферекида...................................
132
ГЛАВА
V. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ
СОЦИОАНТРОПОМОРФНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
В ДОСОКРАТОВСКОМ
ЛОГОСЕ
§1. Генезисная
модель космообразования
у досократиков.
Судьба
первомифа............................................................
139
§2.
Конструктивно-демиургическая
модель космообразования.
Комплекс
демиурга у досократиков..........................
146
§3. Бытие
как порядок и
структура.
Философский
культ
космоса................................................................
153
§4. Антропо-космический
изоморфизм досократиков.
Микрокосмос
и
макрокосмос...................................
166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................
182
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
УКАЗАТЕЛЬ.................................
187
ВВЕДЕНИЕ
Данное
пособие
посвящено
начальному
периоду древнегреческого
умозрения,
когда исторический
факт
происхождения
эллинской
философии не
вызывает
сомнений,
однако ее логико-теоретические
границы еще
не
определились
и потому для
современного
наблюдателя
остаются
проблематичными.
В
историко-философской
литературе
этот период
обычно
называют досократовским,
желая тем
самым отграничить
его
качественную
самобытность
от
последующей
субъективно-антропологической
рефлексии
софистов и
Сократа.
Своеобразие досократовского
Логоса
коренится в
его
философской первородности:
развитие
философии
здесь
совпадает с
ее
зарождением,
философский
опыт идентифицируется
с
единственным
в своем роде опытом
возникновения
самой
философии.
Поэтому
учение «первых
философов»,
как их
называет
Аристотель, не
имеет еще
строгого
предметного
и методологического
самоопределения.
Перед нами не
столько философия,
сколько ее
спонтанное и мировоззренчески
многозначное
генезисное
начало, в
котором
продукты
зарождающейся
философской
рефлексии с
трудом могут
быть
отделены от
ее дофилософских
истоков и
предпосылок.
Интерес
к
архаическим
формам
сознания в настоящее
время не
может
вызывать
недоумения;
этот интерес
непрерывно
возрастает
и
прослеживается
почти во всех
науках
гуманитарно-исторического
цикла. Такие
научные
дисциплины,
как
этнография, этнология,
структурная
антропология,
мифологоведение
и др., работающие
в основном на
материале
доисторических
обществ, показали,
что между
первобытным
и современным
уровнями
сознания
нет
бесследного
разрыва, как
бы не убеждали
нас в
обратном
стремительные
успехи науки
и
просвещения.
Анализ
архаических
культур
подметил в
них
некоторые
неизменные
параметры
духовно-практического
бытия
человека,
которые в
процессе социокультурного
развития
лишь
видоизменяются,
но никогда не
исчезают
полностью;
всматриваясь
в них, мы
невольно
переживаем
эффект
«узнавания»,
как если бы
восстанавливали
забытые
страницы собственной
биографии.
Тем самым
научное освоение
примитивного
этноса, его
структуры и
его
духовности
создает
благоприятные
условия и
возможности
для нашего
общественного
и личного
самосознания.
Насколько
плодотворно
такое изучение,
показывают современные
социология,
этнопсихология
и социальная психология,
испытавшие и
продолжающие
испытывать
на себе
влияние
упомянутых
дисциплин.
С
аналогичной
ситуацией мы
сталкиваемся
и в случае с
античной
философией, в
особенности
рассматривая
ее начальные
ступени. На
всем
протяжении
развития
западноевропейского
теоретического
мышления
обращение к философскому
первоотечеству
досократиков
образует
довольно
устойчивую
тенденцию. Причем
побудительные
мотивы
такого обращения
никак не
укладываются
в привычную
формулу
вежливости и
почтения, воздаваемых
философами-потомками
родоначальникам
философской
мудрости.
Какой бы
пример из
отмеченной
тенденции мы
ни взяли,
признание
мыслительных
заслуг досократиков
всегда
предполагает
цели нашего
собственного
духовного
обновления
или обогащения:
досократиков
не просто
признают, их
исследуют и у
них учатся.
Античная
философия
после
Аристотеля
движется под
общим знаком
ностальгии
по первоистокам
философского
творчества.
Иссякшие
мыслительные
возможности
она
стремится
компенсировать
открытиями и
предвосхищениями
«первых
философов».
Философская
мысль эпохи
Возрождения
ищет в раннегреческом
умозрении
материал и
повод для
вдохновения;
натурфилософский
динамизм,
как и
рационально-познавательный
оптимизм Возрождения
— будь то
теологический
пантеизм и
диалектика
Николая
Кузанского
или сенсуалистический
натурализм Бернардино
Телезио
— явно
ориентированы
на характернейшие
черты досократовского
мировоззрения.
Начиная с
«Лекций по
истории
философии»
Гегеля (1833—1836),
феномен досократиков
превращается
в осознанную
историко-философскую
проблему. Отношение
к «первым
философам»
приобретает
форму
конкретной
преемственности,
или, попросту
говоря,
творческого
заимствования.
По признанию
самого
Гегеля, «нет
ни одного
положения
Гераклита,
которого я не
принял в свою
«Логику» (23,
стр. 246).
Последующий
(послеклассический)
ход
европейского
философского
развития
отмечен
эпигонством,
возведенным
чуть ли не в
методологический
принцип.
Западное
теоретическое
мышление ищет
в прошлом
отправные
точки
философствования.
Отсюда распространение
ретроспективных
философских
лозунгов
типа «назад
к Канту»,
«назад к
Гегелю». Это
попятное
философское
движение
через
средневековую
схоластику
(«назад к Фоме
Аквинскому»)
достигает
философии
греков и
в конце
концов
упирается в зачинателей
европейской
философии.
Однако
отношение
конкретной
преемственности
с эллинской
мудростью
уступает
место
романтической
или рационалистической
идеализации.
Идею реставрации
греческой
философской
архаики еще в
прошлом веке
провозгласил
Фридрих Ницше
в своем философско-символичес-ком
эссе
«Происхождение
трагедии из
духа музыки»
(1873). Впоследствии,
уже в рамках
современного
западного
сознания,
философское
преклонение
перед досократикой
получает
методически
развернутое
выражение.
Характерно,
что
тяготение к
идейному
синкретизму досократиков,
к их смелому
и
непредубежденному
интеллектуализму
обнаруживается
в
философских
направлениях,
придерживающихся
различных гносео-мировоззренческих
ориентации.
Экзистенциалист
Мартин
Хайдеггер
поклоняется
умозрительному
духу досократиков
с не меньшим
энтузиазмом
(стр. 145, стр. 83, 84),
чем постпозитивист
Карл Поппер.
Это
характерное
для западного
мышления
архаизирующее
настроение
Поппер
выразил в
программном
философском
и науковедческом
призыве:
«Назад к досократикам!»
(169, 130), прозвучавшем
в
научно-философских
кругах
отнюдь не как
шутка или
ретроградная
вылазка.
Разумеется,
бегство к досократикам
не
объясняется
одним только
величием последних.
Дело, скорее,
заключается
в
непрочности
и
обесценении
исходных
установок
современной
теоретической
мысли, ищущей
в античном
умозрении
средств и
стимулов к
омоложению и
развитию. Однако то,
что
предпочтение
при этом
отдается
именно «первым
философам»
Эллады,
весьма
симптоматично
и граничит с
проблематикой,
выходящей за
пределы узко
профессиональных
нужд и увлечений:
в тоске по досократике
угадывается
какая-то
присущая
последней непреходящая
и до конца
еще не
разгаданная
ценность.
Интерес
к
становлению
античной
философии
имеет веские
и | вполне
понятные
оправдания.
По всеобщему
признанию, ее
зарождение
происходит с
классической
определенностью;
то, что
событие ее
происхождения
состоялось с
образцовой
показательностью,
никогда ни у
кого не
вызывало
сомнений.
Никто не решается
отрицать, что
в ее лице мы
имеем
предвосхищение
собственного
мыслительного
опыта; в ней с
предельной
четкостью
конституируются
те инварианты
философской
способности
суждения,
которые на
свой лад
проигрывались
во все
последующие
научно-философские
эпохи,
включая современную.
Современный
ученый и
философ не
случайно обращает
взор к
родоначальникам
античной
философии. В
них ему
импонирует
опередивший
время и родственный
нам тип
теоретической
рефлексии
(рациональности),
суть которой
состоит в
критическом
и
независимом
от религиозно-мифологического
комплекса
способе
истолкования
мира и
человека.
Однажды
возникнув,
греческая рациональность
стала
образцом и
программным
заданием для
последующей
науки и философии.
В
существующем
мнении, что
современное
теоретическое
мышление
представляет
собой лишь
парафразу эллинской
рациональности,
есть своя
доля истины.
Ибо нет науки
без законов,
на познании
которых она
зиждется, но,
по справедливому
замечанию
Чарльза Кана,
«наше
собственное
понятие
законов природы
так или иначе
восходит к
греческим
представлениям»
(152, 199). Следовательно,
изучение
начального
периода греческой
философии
составляет
неотъемлемую
и
существенную
часть
духовной
автобиографии
европейского
(по меньшей
мере) человечества.
Интерес к
нему настолько
же
естественен,
насколько
неотчуждаема
и интимна
память
каждого
человека о
поре своего
ни с чем не
сравнимого
детства. По
замечанию К.
Маркса, греки
в филогенезе
культуры
были
«нормальными
детьми» (I, 26, ч. I, 49).
Знакомство с
опытом их
духовного созревания
в любом
случае и
занимательно,
и поучительно.
Так что
одного этого
соображения
было бы уже
достаточно,
чтобы
оправдать
просвещенческую,
в частности
историко-философскую,
«манию
возврата» к
становлению
миросозерцания
«нормальных
детей»
человечества.
Однако
этим
соображением
мотивы
возврата к досократикам
не
исчерпываются.
Примечательно
то, что в распознавании
механизма
зарождения
философского
знания заинтересована
не только
историко-философская
наука, но и
сама философия.
С каждым
новым достижением
в развитии
философии
становится
все более
очевидным,
что мотивы,
по которым она
обращается к
своим генезисным
предпосылкам
и
первоначальным
формам, идут
значительно
глубже
эпизодических
увлечений
отдельных
любителей и
энтузиастов.
В науке
прочно утверждается
и
приобретает
аксиоматический
характер
мысль о том,
что
философия
интересуется
своими
архаическими
предпосылками
не из
антикварного
любопытства,
а в целях самопознания.
Ее внимание к
своей начальной
истории
вырастает и
постоянно возрождается
как следствие
внутренних
противоречий
самого философского
сознания, как
выражение
злободневных
мировоззренческих
поисков и насущных
философских
задач. Это
значит, что, всматриваясь
в свои генезисные
истоки, она
не
ограничивается
культурно-историческим
стремлением
познать
событие
своего
исторического
возникновения.
Ее главная
цель состоит
в том, чтобы
постичь и
освоить свою
собственную
сущность, в
то время как
реконструкция
исторического
начала
философии
есть удобный и
надежный
путь, ведущий
к такому освоению.
Отсюда
естественно
напрашивается
вывод: философская
ретроспектива,
то есть
постоянное
стремление
философии обратить-ся
к своему
исторически
исходному
пункту, не имеет
ничего общего
с
анахронизмом,
с
ностальгией
по «доброму
старому
времени»
философии. По
своим
намерениям и
реальным
последствиям
философская
ретроспектива
продуктивна
и потому
всегда имеет
перспективно-положительное
измерение.
Обращение философии
(в
исследовании)
к своему
историческому
началу
продиктовано
внутренней
методологической
необходимостью;
это ее
исследовательский
прием,
которым она
пользуется,
уточняя и
корректируя
свои
основания,
возможности
и
перспективы
развития.
Можно сказать,
что
философия в
своем
поступательном
движении
постоянно
проходит
через
собственную
традицию вплоть
до своего исторического
возникновения.
В этом смысле
развитие
философии
есть процесс
непрерывно
обратимый, то
есть
философия
никогда не
отрывается
от своих генезисных
истоков
настолько,
чтобы совершенно
о них забыть
и пренебречь
пользой,
какую она может
извлечь из
опыта
собственного
становления.
Даже
отдаленнейшие
факты своего
исторического
прошлого,
включая свое
происхождение,
философия
оживляет
волнениями
последних
философских
открытий,
осмысляет в
категориях
развитого
мыслительного
аппарата и в направлении
новейших
теоретических
и ценностных
интересов.
Тезис Фалеса
о воде как
начале вещей
при всей его
наивности
поучителен и
для
современной
философии. Это делает
различие
понятий
«традиция» и «современность»,
«начало» и
«конец» в
историческом
движении
философского
знания в
высшей
степени
относительным:
заключительные
этапы
развития
философии (ее
«конец») несут
на себе
печать той
неизменной (в
принципе,
конечно)
«клеточки»
философского
сознания,
которая
впервые
кристаллизуется
вместе с
происхождением
философии (ее
«началом»).
Последний
момент, то
есть надвременная
близость
философов и
философских
идей разных
эпох, —
наиболее
существенный
в понимании
природы
философского
знания.
Мыслители
всех времен
чувствовали
наличие
живой оси,
связывающей
их собственные
теоретические
постулаты с
исторически
первыми
шагами
философской
мудрости. Начиная
с Платона и
Аристотеля,
античная
философская
историография
имела обыкновение
возвращаться
к «первым
философам» и
сопоставлять
их идеи с
собственными
воззрениями.
Подобную же
операцию
склонна
проделывать
и современная
философия.
Это
одновременно
и удивительно,
и закономерно.
Удивительно
потому, что
более развитый
феномен
странным
образом
дорожит
памятью о
менее развитом,
по существу
еще
зачаточном;
закономерно
потому, что
симпатии к
своим исходным
началам
сопровождают
философию на
всем
протяжении
ее развития.
Как объяснить
эффект
присутствия
исторического
начала
(происхождения)
философии в
сложнейших
построениях последующих
философских
систем? Было
бы поспешным
относить
такую связь
за счет
субъективных
пристрастий
или архаических
вкусов
отдельных
философствующих
индивидов.
Стоит только
внимательнее
присмотреться
к ней, как обнаруживается,
что
возвращение
философии к
своим
историческим
первооснованиям
осуществляется
безотносительно
к воле и
желаниям
отдельных
знатоков и
почитателей
старины.
Перед нами,
скорее,
весьма устойчивая
и логически
принудительная
тенденция,
вынуждающая
философию
периодически
«вспоминать»
опыт своего
исторического
становления
и тем самым
констатировать
словами
Гегеля, что в
развитии
философского
мышления
«начало и
конец совпадают»
(23, 28).
Философия
с древнейших
времен
отождествляет
себя с самосознанием;
именно через
него человек
осознает
свое место и
назначение
в космосе,
осмысляет
свою
самобытность
и исключительность
среди живого
и неживого
окружения
природы)
Однако,
отождествляя
философию с
операцией
самосознания,
мы ни в коей
мере не
исчерпываем
сущность
философии.
Наоборот,
после этого
настоящие
трудности
только
начинаются,
ибо такое
отождествление
в лучшем
случае
придает
исследованию
эвристическое
настроение
поиска, но не
дает
непосредственного
ощущения
результата.
Сложность в
том, что
понятие
самосознания,
через
которое
определяется
существо
философии, —
одно из самых
скрытых от
рационального
наблюдения и
труднодоступных
для описания.
Акт
самосознания
не поддается
логической
«раскладке»
и сопротивляется
всяким
попыткам
заключить
его в жесткие
границы
дефиниций и
формулировок.
Без
преувеличения
можно
сказать: хотя
наши знания о
природе и
структуре
философии
безмерно
возросли
сравнительно
со знанием
философов
прошлого, тем
не менее
вопрос о том,
что такое
философия в
своем самопознавательном
механизме,
остается
открытым и,
может быть, проблематически
более заостренным,
чем когда бы
то ни было
прежде (69, 56).
И
вот тут на
помощь
должен
придти
первоначальный,
по существу
еще пробный
опыт
возникновения
и начального
становления
философии.
Известно, что
философское
сознание не
только
теоретически
осуществляется,
но и исторически
возникает в
форме
самосознания.
Эта
рефлективная
установка
становящейся
философии
запечатлена
в
императивном
афоризме,
который
приписывается
почти всем
мудрецам и
«первым философам»
Древней Греции:
«познай
самого себя».
Оказывается,
философия и в
своем
начальном
движении, и в
своих
позднейших
формообразованиях
развертывается
и утверждает
себя в
качестве
рефлексии
человека о
космосе, о
своем месте и
назначении в
нем. Для
историка
философии
это факт
обнадеживающей
важности. С
его
уразумением
философия
обретает
дополнительные
возможности
в познании
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
УКАЗАТЕЛЬ
1.
Аристотель.
Афинская
Политая. М., 1936.
2.
Аристотель.
О
частях
животных. М., 1937.
3.
Аристотель.
О
возникновении
животных. М., 1940.
4.
Аристотель.
Соч.
в 4-х тт. Т. I. M., 1976.
5.
Андреев
Ю.В. К
проблеме послемикенского
регресса. //
ВДИ, 1985.
6.
Античная Греция.
Проблемы
развития
полиса. Т. 1—2. М., 1983.
7.
Ауэрбах
Э. Мимесис. М., 1976.
8.
Белох Ю. История
Греции. Т. 1—2. М., 1905.
9.
Бернал
Дж. Наука в
истории
общества. М., 1956.
10.
Богомолов
А.С. Диалектический
Логос. М., 1982.
11.
Богомолов
А.С. Античная
философия.
Изд. МГУ, 1985.
12.
Богаевский Б.Л. Земледельческая
религия Афин.
Пг., 1916.
13.
БоннарА. Греческая
цивилизация.
Т. I—III. M., 1959—1962.
14.Бородай
Т.Ю. Платоновский
демиург —
образ или
категория
//
Античная
культура и
современная
наука. М., 1985. 14а. Структура
и развитие
науки. М., 1978.
15.
Ван дер Варден.
Пробуждающаяся
наука. М., 1959.
16.
Васильева
Т. В. Дельфийский
оракул о
мудрости
Сократа // Культура
и
искусство
античного
мира. М., 1980.
17.
Вересаев
В.В. Эллинские
поэты. М., 1963.
18.
Визгин В.П.
Генезис
и структура квалитативизма
Аристотеля.
М., 1982.
19.
Винкельман И. История
искусства
древности. Л.,
1933.
20.
Виппер Р. История
Греции в
классическую
эпоху. М., 1916.
21.
Вольская Н.С. Семистика
древнегреческого
мифа //
«Вопросы фило
софии», 1972, № 4.
22.
Гайденко П.П. Эволюция
понятия
науки. М., 1980.
23.
Гегель
Г.В.Ф. Лекции
по истории
философии. //
Соч. Т. IX. М., 1932.
24.
ГердерИ.Г. Избр.
соч. М.-Л., 1959.
25.
Гёте И.В. Об
искусстве. М.,
1978.
26.
Голосовкер
Я.Э. Логика
мифа. М., 1987.
27.
Гринцер П.А. Древнеиндийский
эпос. М., 1974.
28.
Гумбольдт
В. Язык
и философия
культуры. М., 1985.
29.
Давыдов
Ю.Н. Античность
как предмет
исторической
социологии //
Античная
культура и
современная
наука. М., 1985.
30.
Доброхотов
А.Д. Категория
бытия в классической
западноевропейской
философии.
Изд. МГУ, 1986.
31. Дюмезиль
Ж. Верховные
боги
индоевропейцев.
М., 1986.
32.
Зайцев
А.И. Культурный
переворот в
Древней
Греции VIII—
V вв. до н.э. Изд.
ЛГУ, 1985.
33.
Зелинский
Ф.Ф. История
античной
культуры. Ч. I—II. СПб., 1913.
34.
Зелинский
Ф.Ф. Древнегреческая
литература
эпохи независимости.
Пг.,
1919.
35.
1978.
36.
рических
схем текстов
// Структура
текста. М., 1980.
37.
//
Проблемы
реконструкции
языка и
культуры. Тезисы
и материалы.
М.,
1986.
38.
1904, № 1-3.
39.
История
древнего
мира. Т. I—III. M., 1983.
40.
Кагаров Е.Г. Культ
фетишей,
растений и
животных в
Древней
Греции.
СПб.,
1913.
41.
Кассирер Э. Познание
и
действительность.
СПб., 1912.
42.
Карнап Р. Философские
основания
физики. М., 1971.
43.
Кессиди Ф.Х. От Мифа
к Логосу. М., 1972.
44.
Койре А. Очерки
истории
философской
мысли. О
влиянии философс-
ких
концепций на
развитие
научных
теорий. М., 1985.
45.
Кроль Ю.Л. Проблема
времени в
китайской
культуре // Из истории
традиционной
китайской
идеологии. М.,
1984.
46.
Лебедев А.В.:
τо άπειρον: не
Анаксимандр,
а Платон и
Аристотель //
«Вестник
древней
истории», 1978, №
1—2.
47.
Лебедев
А.В. Фалес и Ксенофан //
Античная
философия в интерпрета-
ции
буржуазных
философов. М.,
1981.
48.
Лебедев
А.В. Геометрический
стиль и
космология
Анаксимандра
//
Культура и
искусство
античного
мира. М., 1980.
49.
Лебедев
А.В. Анаксимандр
В1ДК: опыт
истолкования
// Структура
тек
ста — 81. Тезисы
симпозиума.
М., 1981.
50.
Лебедев
А.В. Демиург у
Фалеса? //
Текст:
семантика и
структура. М.,
1983.
51. Лебедев
А. В. Пατηρ — δημιουργος—
βασιλευς//
Симпозиум по
структуре
текста.
М., 1979.
51а. Леви-Брюль.
Сверхъестественное
в
первобытном
мышлении. М., 1937.
52. Леви-Стросс К. Сырое и
вареное // Семистика
и искусствометрия.
М.,
1972.
52а. Леви-Стросс
К. Структурная
антропология.
М., 1983.
53.
Леонтьев
П. О
поклонении
Зевсу в
Древней
Греции. М., 1850.
54.
Липе Ю. Происхождение
вещей. Из
истории
культуры человечества.
М.,
1954.
54а. Лифшиц
М. Мифология
древняя и
современная.
М., 1980.
55.
Лосев
А.Ф. Античная
мифология в
ее
историческом
развитии. М., 1957.
56.
Лосев А. Ф. Гомер.
М., 1960.
57.
Лосев А.Ф. История
античной
эстетики.
Ранняя
классика. М., 1963.
58.
Лосев А.Ф. Гесиод
и мифология
// Ученые
записки МГПИ
им. В.И.
Ленина.
Т. 83, 1954 (вып. 4).
59.
Лосев А.Ф. Античная
философия
истории. М., 1977.
60.
Лукач Й. Пути
богов. К
типологии
религий,
предшествовавших
хрис-
тианству. М., 1984.
61.
Лурье С.Я. История
античной
общественной
мысли. М-Л.,
1929.
62.
Лурье С.Я. Демокрит,
Эпикур,
Лукреций // Лукреций.
О природе ве-
щей.
Т. II.
М., 1947.
63.
Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970.
64.
Маковельский А.О. Досократики. Ч. I—III,
Казань, 1914—1919.
65.
Мейерсон Э. Тождественность
и
действительность.
СПб., 1912.
66.
Мелетинский Е.М. Поэтика
мифа. М., 1976.
67.
Мифы народов
мира. Т. 1—2. М., 1980—1982.
68.
Нахов ИМ. Физиогномия
или
отражение
способа типизации
в антич-
ной
литературе //
Вопросы
классической
филологии. IX, Изд. МГУ, 1987.
69.
Ойзерман
Т.Н. Проблемы
историко-философской
науки. М., 1982.
70.
Поппер К. Логика
и рост
научного
знания. М., 1983.
71.
Потебня А.А. Эстетика
и поэтика. М, 1976.
72.
Преображенский
П.Ф. В
мире
античных
идей и
образов. М., 1965.
73.
Пригожин И. От
существующего
к
возникающему.
М., 1985.
74.
Пригожин И., Стергерс
И. Порядок
из Хаоса. М., 1986.
75.
Пуанкаре
А. О
науке. М., 1983.
76.
Рассел Б. Почему
я не
христианин.
М., 1987.
77.
Ратцель Ф. Народоведение.
Т. 1—2. СПб., 1903.
78. Рейенбах Г. Философия
пространства
и времени. М., 1985.
79. Ренан
Э. Будущее
науки. Т. 2. Киев,
1902.
80.
Рожанский И.Д.
Развитие
естествознания
в эпоху
античности.
М., 1979.
81.
Рожанский И.Д. Наука
в контексте
античной
культуры //
Наука и куль
тура. М.,
1984.
81а. Сахарный
Н. Гомеровский
эпос. М., 1976.
82.
Семенцова
Э.Л. Дионисийско-аполлонийские
мироощущения
в эгейском
искусстве III—II
тыс. до н.э.
// Культура и
искусство
античного мира.
М., 1980.
83.
Семушкин А.В. Эпименид
Критский как
историко-философский
факт
//
Историко-философский
сборник. М., 1972.
84.
Семушкин А.В. Эмпедокл.
М., 1985.
85.
Семушкин А.В. Происхождение
философии
как
методологическая
проблема
//
Методология
научного
познания и развитие
современной науки. Дн-ск, 1984.
86. Семушкин А. В. Начало
философии
как
методологическая
проблема
//
Методологические
и
мировоззренческие
проблемы
истории
античной и
средневековой
философии. М.,
1986.
87. Соколов
В.В. Об одной
гносеологической
проблеме //
Античная
культура и
современная
наука. М., 1985.
88. Соколов
В. В. Европейская
философия XV—XVII вв.
М., 1984.
89. Соловьев
B.C.
Мифологический
процесс в
древнем
язычестве.
//
Собр. соч. Т. I, СПб., б.г.
90. Структура
и развитие
науки. М., 1978.
91. Сыма-Цянь. «Трактат
о
жертвоприношениях Небу
и
Земле»
//
Исторические
записки. Т. IV. М., 1986.
92.
Таннери П. Первые
шаги
древнегреческой
науки. СПб., 1902.
93.
Тахо-Годи А.А. Структура
поэтических
тропов в
«Илиаде» Гомера
//
Вопросы
античной
литературы и
классической
филологии. М.,
1972.
94.
Томсон Дж.
Исследования
по истории
древнегреческого
общества. Т.
1-
95.
Токарев
С.А. Сущность
и
происхождение
магии //
«Труды Института
этнографии».
Т. 51, 1959.
96.
Тренчени-Вальдапфель
И. Гомер и
Гесиод. М., 1956.
97.
Тэрнер В. Символ
и ритуал. М., 1983.
98.
Тэйлор Э. Первобытная
культура. М., 1939.
99.
Фейерабенд
П. Избранные
труды по
методологии
науки. М., 1986.
100.
Флоренский
П. Пифагоровы
числа // Труды
по знаковым
системам. Т.V. Тарту, 1971.
101.
Флоренский
П. Иконостас //
Богословские
труды, № 9, 1972.
102.
Флоренский
П. Философия
культа //
Богословские
труды, N° 17, 1977.
103.
Франкфорт Г. и
др. В
преддверии
философии. М.,
1984.
104.
Фрейденберг О.М.
Миф
и литература
древности. М.,
1978.
105.
Фюстель де Куланж. Гражданская
община
древнего
мира. СПб., 1906.
106.
Хомяков
А.С. Записки о
всемирной
истории. Соч.,
Т. V. М., 1903.
107.
Цейтен Г. История
математики в
древности и в
средние века.
М.—Л., 1932.
108.
Цивьян Т. В.
Мотив
первожертвы
в основном
мифе //
Проблемы ре
конструкции
языка и
культуры. М., 1986.
109. Чанышев А.Н.
Эгейская предфшюсофия.
Изд. МГУ, 1970.
110. Чанышев
А.Н. Начало
философии.
Изд. МГУ, 1982.
111. Чанышев А.Н. Методологические
проблемы
исследования
истоков
философии
//
Методологические
и мировоззренческие
проблемы
истории
античной и
средневековой
философии. М.,
1986.
112. Шеллинг.
Философия
искусства. М.,
1966.
112а. Шичалина
Е. Ф. «День» в
поэтике
эпического
времени //
Античная культура
и
современная
наука. М., 1985.
113.
Шталь И.В. Гомер
и досократики
//
Древнегреческая
литературная
критика.
М., 1975.
114.
Apollodonis. The
library. Ed. by J.G. Frazcr. Vol. 1—2, Cambr., 1939.
115.
Bachofen J. Das Mutterrecht. F. a M., 1975.
116.
Beienvaltes W. Lux intelligibis.
Untersuchungen zur Lichtmetaphysik der
Griechen. Miinchen, 1957.
117.
Boas G. Rationalism in Greek Philosophy.
118.
Boyanci P. Le cultc dcs
Muses chez les philosophes grees.
P., 1972.
119. Burkert W. Iranisches bei
Anaximander // Rheinisches
Museum CV1, 1963.
120.
Burnet J. Greek
Philosophy. Thales to Plato, bond.,
1960.
121.
Capelle W. Die Vorsokratiker.
122. Caird E. The
evolution of theology in the Greek philosophers. Vol. 1., № 4, 1968.
123.
Pattern Theories of History. № 4. 1962.
124.
Cassierer E. The
Philosophy of Symbolic forms. Vol. 2, Lond., 1955.
125.
Chadwick M.N., Chadwick
N.K. The Growth of Literature. Vol. 1.
Cambr. 1932.
126.
Cook A. Zeus, Cambr., 1914-1940.
127.
Copleston F.A. History of philosophy. Vol. I. L., 1944.
128.
Cornford F.M. From Religion to Philosophy. A study in the origin of
Western speculation. № 4, 1957.
129.
Cornford F.M.
The unwritten philosophy and other essays. Cambr., 1950.
130.
Cornford F.M. Principium sapientiae. The
origins of Greek philosophical
thought. Cambr., 1952.
131.
Cornford
F.M. Mystery religions and pre-Socratic philosophy // The
Cambridge Ancient History. Vol. IV,
1926.
132.
Diels H. Die Fragmente der Vorsokratiker. Bd. 1—3,
6 Aufl. Hrg. von
W.
133.
Dodds KR. Greeks and the Irrational.
134.
Drews A. Geschichte des Monismus im Altertum.
135.
Eisler R. Weltenmantel und Himmelszeit. Münch.,
1910.
136.
Eliade M. Kosmos und Geschichte. Der Mythos der ewigen Wiederkehr.
137.
Farrington B. Greek science, its meaning
for us. Thales to Aristotle.
Harmondsworth, 1949.
138.
Festigiere A. Personal religion among the Greeks. L.-Ang., 1954.
139.
Fritz K. von Nous. Noein and their
derivatives in Presocratic Philosophy
// The Presocratics.
Ed. by A. Mourelatos. N.Y., 1974.
140.
Gemet L. Anthropologie de la grece antique. Par., 1982.
141.
Gigon O. Der Ursprung der griechischen Philosophie von Hesiod bis
Parmenid.
142.
Guterbock H.G. The Hittite Version of the Hurrian
Kumarbi Myth's
Oriental Forerunners of Hesiod
// American Journal of Archeology, 1948, № 1.
143.
Guthrie W.K.C. A History of Greek philosophy. Vol. 1-2. Cambr., 1962-1965.
144.
145.
Heidegger M. Holzwege Fr.a. M. 1957.
146.
Heidel W.A. A study of the conception of nature among the
Pre-Socratics
// Proceedings of the Amer. Acad. of Arts and
Sciences. 1910, № 45.
147.
Heidel W.A. Qualitative Change in Pre-Socratic Philosophy // The
Pre-Socratics. Ed. by A. Mourelatos.,
N. Y., 1974.
148.
// The Pre-Socratics. Ed. by A. Mourelatos, 1974, №.4.
149.
Jaeger W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf. 1947.
150.
Jammer M. Concepts
of Space. Cambr., 1954.
151.
Joel K. Der Ursprung der Naturphilosophie aus dem Geiste der
Mystik.
152.
Kahn
153.
Kerenyi K. Prometheus. Die menschliche Existenz in griechischer
Deutung.
154.
155.
Kirk G.S., Raven J., Schofleld M. The Presocratics Philosophers, Cambr., 1983.
156. Kirk G.S. Myth, its meaning and functions in ancient and other
cultures. Cambr., 1970.
157.
Leinfellner W. Die Entstehung der Theorie. Munch.,
1966.
158.
Linforth J. Telestic madness in Plato //
philology, 1946, vol. 13, № 6.
159.
Linforth J. The corybantic rites in Plato //
philology, 1946, vol. 13, № 5.
160.
Linforth J. The Arts of Orpheus.
161.
Lloyd A.H. A study in the logic of the early Greek philosophy:
pluralism /
/ Philosophical Review, 1901, Mii 10.
161a. Lloyd G. Magic, reason and experience. Studies in the origin and development
of Greek science. Cambr., 1979.
162.
Lloyd G. Popper versus Kirk: a controversy in the
interpretation of Greek
science // British Journal for the Philosophy of
Science, 1967, XVIII.
163.
Marcel G. Pour une sagisse
tragique et son au-dela. P., 1968.
164.
Nestle W. Vom Mythos zum Logos. Die Selbstentfaltung des griechischen
Denkens von Homer bis
auf die Sophistik und Sokrates.
Stutt.,
1942.
165. Nietzsche F. Die Philosophy im tragischen
Zeitalter der Griechen
//Werke, Bd. 10, Lpz.,
1898.
166.
Nilsson M. The Minoan-Mycenaean Religion and its Survival in
Greek
Religion. Luna, 1950.
167.
Otto W. Die Wirklichkeit der Götter. Von der Unzerstörbarkeit griechis-
cher Weltsicht. Humburg, 1963.
168. Otto W. Theophania. Der Geist der altgriechischen Religion.
169. Popper
K. Back to Presocratics. // Studies in Presocratic Philosophy. Vol.
I, Ed. by D. Furley and R. Allen. Lond., 1970.
170. Rohde
E. Psyche. Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen. Bd.
1-2, Lpz., 1903.
171.
Sambursky S. The physical world of the Greeks, N.Y., 1964.
172.
Schadewaldt IV. Die Anfange der Philosophic bei der Griechen. F.A.M.
1978.
173.
Sinnige Th. Matter and Infinity in the Presocratic
Schools and Plato.
Assen, 1968.
174. Snell B. The discovery of the mind. The Greek Origins of European
Thought.
Cambr., 1953.
175. Vernant J.-P. Myth and
thought among the Greeks. Lond., 1983.
175a. Vernant J.-P. Myth and Society in ancient
176.
Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Rcligionssoziologie. Bd. 1,
1920.
177.
West M. The cosmology of «Hippocrates». De Hebdomadibus // The
Classical Quarterly. Vol. 21(2), 1971.
178. Whoiff B. Language,
Thought and Reality. Cambr., 1956.
178a. Wilamowitz-Maellendorf U. Die каθαρμоί des Empedoklcs // Kleine
Schriuen. Bd. 1-2,
179. Zeller E.
Die Philosophie der
Griechen in ihrer geschichtlichen
Entwicklung. Th. 1, Hälf. 1-2. Her. von W. Nestle. Lpz., 1920.