АНОНС
Сидорина
Татьяна
Юрьевна Кризис
XX века:
прогнозы
русских
мыслителей. —
М.: ГУ ВШЭ, 2001.
Книга
посвящена
одной из
центральных
проблем
современной
философии — социокультурному
кризису
рубежа XIX—XX в.
Читателю
предлагается
ретроспектива
подходов к
осмыслению этого
культурного
феномена:
русские философы
—
представители
русской
идеалистической
философии и
религиозного
ренессанса,
русские
писатели и
искусствоведы
размышляют о
природе,
причинах и
последствиях
социокультурного
кризиса в
контексте
истории, судьбы
и предназначения
России.
Для
студентов и
преподавателей
вузов, специалистов
в области
философии, культурологии,
социологии,
истории, а
также для
широкого круга
читателей, интересующихся
историей
русской и
мировой
культуры.
Оглавление
Предисловие 5
Глава I.
Эсхатология
и утопия в
русской
философской
мысли
конца XIX — начала XX вв................................... 11
1. Эсхатологизм
русской
философской
мысли.......... 12
2.
Владимир
Соловьев:
теократическая
утопия .,...... 19
3.
Николай
Федоров:
критика
цивилизации
и культуры…23
Глава II.
Кризис
европейской
культуры в
оценке
русских
философов XX в................................ ... 31
1. Россия
в начале
века:
обострение
кризисного
сознания ...32
2.
Николай
Бердяев:
сумерки
Европы —
начало
культурного
преображения...................................... 36
Конец
ренессансной
эпохи................................................ 37
Кризис
искусства................................................................. 39
Культура
и
цивилизация..................................................... 42
Последствия Первой
мировой
войны:
"психологические
опыты" ............................................................ 44
Кризис
интеллигентского
сознания.................................... 46
Размышления
о русской
революции................................... 48
Перспективы
культурного
преображения
........................ 52
Конец
Европы —
расширение
культурных
границ............ 54
3.
Семен
Франк:
крушение
кумиров .......................... 56
4.
Евгений
Трубецкой:
смысл жизни и
катастрофа
современной
культуры.............................................. 65
5.
Михаил
Гершензон:
"банкротство"
культуры......... 72
6.
Дмитрий
Мережковский:
эсхатологические
и
культурные
параллели........................................... 77
7.
Георгий
Федотов:
критерий
культурного
регресса .85
8.
Николай
Устрялов:
прогресс как
стремление к
соперничеству ... 88
9.
Александр
Кожев:
конец
истории......................... 92
Глава III. Эсхатологические
мотивы в
русской
литературе
и искусстве......................................... 95
1. "Серебряный
век" русской
культуры:
предчувствие
Апокалипсиса..................................... 96
2.
Вячеслав
Иванов:
кризис
гуманизма..................... 101
3.
Василий
Розанов:
Апокалипсис
нашего времени
. 105
4.
Иван
Ильин: кризис
и разложение
современного
искусства…112
5.
Владимир Вейдле:
культурная
катастрофа............ 119
6.
Николай
Метнер:
"пропасть" в
истории
музыки....
126
Глава IV.
"Технический"
Апокалипсис............... 133
1. Русские
мыслители о
социальных
последствиях
технического
развития ........................................... 134
2.
Николай
Бердяев:
техническая
контрреволюция
.. 138
3.
Борис Вышеславцев:
техника
власти и
власть техники…145
4. Будущее
России: от
утопии к
антиутопии.............
149
Глава V. Социокультурный
кризис
и пути
его
преодоления........................................ 153
1. Русская
философия:
своеобразие
в выборе путей
преодоления
кризиса..............................................
154
2. Идеи
"консервативной
революции" в
среде
русской
эмиграции: евразийство............................
162
3.
Георгий
Федотов: концепция
христианского
социализма …165
4.
Выход из
кризиса:
плюрализм
программ ............. 167
5.
От
культуры к техноцивилизации.
Вместо
заключении …173
Библиография......................................................... 177
ПРЕДИСЛОВИЕ
Идея
написания
этой книги
обусловлена
несколькими
обстоятельствами.
Занимаясь
на
протяжении
ряда лет культур-философскими
вопросами,
прежде всего
связанными с особенностями
развития
западноевропейской
культуры, в частности
феноменом социокультурного
кризиса рубежа
XIX—XX
вв., мы
заинтересовались
тем, как
кризис европейской
культуры был
воспринят
русскими
философами — представителями
русского
религиозного
ренессанса,
какое влияние
он оказал на
духовную
атмосферу российского
общества
и
умонастроения
российской
творческой
интеллигенции —
писателей,
художников,
музыкантов. Был ли этот
кризис
локальным
явлением,
ограниченным
в пространственном
и временном
отношениях,
характерным
именно для западноевропейской
традиции
(иными словами,
"национальной
болезнью",
поскольку
кризис
культуры рубежа
веков — это прежде
всего
результат и
свидетельство
окончания
царившего в
течение
нескольких
столетий в
Западной
Европе нововременного
общественного
и
культурного
порядка); или это
феномен
более
широкого
масштаба и
его влияние
вышло далеко
за пределы
стран
Западной
Европы?
Хорошо
известно, что
Россия не в
меньшей
степени, нежели
Западная
Европа,
переживала
острые
кризисные события
в первой
трети XX в. (Русско-японская
война, первая
русская
революция,
Первая мировая
война,
события
октября 1917
г. и пр.). Череда
социальных
катастроф
первых десятилетий
века,
перешедших в
эпоху
"социализма",
обусловила стремительное
нарастание кризисного
сознания в
российском
5
обществе и
соответственно
всплеск
интереса к
эсхатологическим,
"конечным"
проблемам. В
этой связи (сокризисность
эпохи очевидна)
тема кризиса
западной
культуры
становится
одной из
центральных
в сочинениях
русских философов
этого
периода. С
большой
вероятностью
можно
утверждать, что
все русские мыслители
этого
времени в той
или иной степени
обращались к
проблеме социокультурного
кризиса на Западе.
Нами был
собран
обширный
материал,
представляющий
некое системное
рассмотрение
и анализ
западноевропейского
социокультурного
кризиса в
русской
религиозно-философской
традиции.
Это
позволило
выявить
определенные
тенденции в
оценке
кризиса,
особенности
восприятия и
подхода к рассмотрению
проблемы,
характерные
именно для
русской философии.
Так
возник
замысел
обобщить
размышления русских
философов о
причинах,
природе и последствиях
социокультурного
кризиса на
Западе и,
конечно, о
судьбе и предназначении
русской
культуры в
контексте
происходящих
социокультурных
перемен, о
взаимовлиянии
западноевропейского
культурного
кризиса и
аналогичных
процессов,
проходивших в
начале XX в. в
России.
Кризис
европейской
культуры
рассматривается
в работах русских
мыслителей и
как
самостоятельное
явление, и
как источник
влияния на
культурную и
социальную
ситуацию в России.
Поэтому мы
неизбежно
отмечаем эти параллели
и
сопоставления.
При всей
самобытности
русская
культура столетиями
ориентировалась
на европейскую
— могли ли русские
философы не
"примерять"
западноевропейский
кризис к
российским
реалиям?
Обращаясь к
теме кризиса,
русские мыслители
говорят о
судьбе и
предназначении
России, предлагают
возможные
пути
преодоления
кризиса,
рисуют возможные
перспективы.
Этот мотив присутствует
и в нашем
исследовании.
При всей эсхатологичности,
апокалипсической
обостренности
философской
мысли России в
произведениях
русских
мыслителей
неизменно
звучит тема
духовного
возрождения,
религиозного
и
культурного
преображения,
воскрешения.
Настрой,
столь
характерный
для русской
души,
русского
6
характера,
делает
философские
произведения
этого
периода необычайно
современными
и особенно
привлекательными
для
российского
читателя в
нынешней
кризисной
исторической
ситуации.
Читателю
предлагается
ретроспектива
подходов к осмыслению
интереснейшего
культурного
феномена:
философы — представители
русской
идеалистической
философии,
русского религиозного
ренессанса,
русские
писатели и
искусствоведы
размышляют
о причинах,
природе,
последствиях
социокультурного
кризиса в
контексте
истории,
судьбы и предназначения
России1.
Не следует
ждать
абсолютного
единства мнений
и оценок происходивших
культурных и
исторических
событий,
предположений
об их влиянии
на судьбы
России и мира.
Зачастую высказываются
противоположные
мнения,
делаются
взаимоисключающие
выводы. Но
это и
интересно:
читателю предоставлена
возможность
обозреть всю
картину
философского
восприятия
данного социокультурного
феномена
(причем не изнутри,
а как бы на
расстоянии).
Система оценок,
понимание причин,
природы,
последствий
европейского
кризиса
рубежа веков
формировались
в России на
иной почве, в
иных
условиях,
1 Следует
определиться
с временными
координатами.
Изначально
мы
предполагали
ограничиться
первой
четвертью XX в.,
ориентируясь
на то, что
эта граница
обозначает символический
конец
собственно
западноевропейского
социокультурного
кризиса (даже
с
некоторым
превышением).
В то же время
четверть
века — веха
символическая
и для
культурной
истории
России: 1922 г. —
год высылки
русской
интеллигенции,
интеллектуальной
элиты. Однако
"социальный
кризис" стал
знаком всего XX в. Едва пережив
кризис
культуры
рубежа веков,
Европа, а
вместе с ней
и весь мир
втянулись в череду
экономических,
политических,
технологических,
экологических
и других кризисов.
Пережив
войны и
революции в
России,
русские
философы и в
эмиграции, в
преддверии Второй
мировой
войны,
надвигающегося
фашизма, не
оставили
тему кризиса,
продолжая анализировать
свершившееся,
сопоставлять
с прошлым,
размышлять о
последствиях,
угадывать
перспективы. Поэтому мы
обращаемся
не только к
сочинениям
первой четверти
XX в., но и к
более
поздним
работам,
помогающим полнее
оценить
концепцию того или
иного
мыслителя,
представить
эволюцию его
взглядов в
некой
ретроспекции,
исторической
перспективе,
не говоря уже
о том, что
многие
определяющие
труды появились
лишь в
середине 1930-х
гг. как эхо
уходящего социокультурного
кризиса или
как
предвестие
будущего.
7
вне
столетиями
складывавшейся
Европы Нового
времени (при всем
влиянии
менталитета
и культуры последней)
и являют
собой
средоточие
собственной
национальной
культуры и
национального
менталитета.
Поэтому при всем
разнообразии
подходов
в оценке
кризиса
русских
мыслителей
объединяют общие
философские
корни,
религия,
национальные
и культурные традиции,
что в целом
позволяет
выделить их
работы как единое
обособленное
направление
в философии
кризиса, если
так
можно
сказать, русскую
составляющую
философии
кризиса.
Еще
10—15 лет назад в
отечественной
философии
эта тематика
обозначалась
как кризис
"буржуазной",
"западной"
цивилизации
и культуры.
Явно или неявно
предполагалось,
что кризис
обошел
стороной
нашу страну,
что он порожден
прежде всего
природой
западного
капиталистического
общества.
Между тем "переоткрытие"
в последнее десятилетие
русского
философского
наследия, а
также переосмысление
отечественной
истории
советского
периода ставят
под вопрос
это наивное
представление.
Острое
кризисное
мировосприятие,
ожидание
грядущих катастроф
было характерно
для русской
философской
традиции, в
том числе и
для русской
дореволюционной
философской
и социальной мысли.
Установление
же в СССР в
1930—1940-е гг. жесткого
тоталитарного
режима
многие мыслители
самых различных
направлений
трактовали
как наглядный
кризис радикальных
социалистических
и коммунистических
идей или
даже как
своего рода
апокалипсис
вековой
российской истории.
Подчеркнем,
что и в этой
нашей работе,
как и в вышедших
ранее,
в центре
внимания — кризис
западноевропейской
культуры и
его влияние
на эволюцию
кризисного
сознания в XX
столетии. Русская
философия и
искусство
играют лишь
фоновую роль
в контексте
центральной
темы. Однако широта
охвата
проблемы социокультурного
кризиса, ее предощущение
преодолели
как
временные, так
и географические
пределы, и
сегодня
трудно
говорить, где
и когда действительно
возникло
предчувствие
наступающей ката-
8
строфы, где
и когда с
большей
силой
проявились
последствия кризиса.
Полагаем, это
объясняет и
извиняет
некоторое
отклонение от
обычных
исследовательских
полей.
Известно,
сколь
глубоки
корни
эсхатологической,
апокалипсической
проблематики
не только в
русской, но и
в мировой философии.
Для
философских
сочинений
начала века в
целом характерно
ощущение
кризиса,
конца исторической
эпохи, крушения
кумиров и
надежд.
Философские
работы,
ставившие или
уточнявшие в
том или ином
отношении
диагноз
кризиса (в
условиях
нараставшего
пессимизма,
нестабильности
в обществе, ожидания
грядущих
катастроф),
неизменно пользовались
повышенным
вниманием
читающей
публики, нередко
приобретая
значение
общественного
события.
Именно так
были восприняты
произведения Вл.
Соловьева, О.
Шпенглера, Н.
Бердяева, X. Ортеги-и-Гассета,
К. Ясперса, Р. Гвардини,
В. Розанова и
других
мыслителей.
Вместе
с тем важно
отметить, что
рассмотрение
кризиса культуры
в
отечественной
философской
среде
отличается
заметными
особенностями
— многое в
построениях
русских философов
исходило из
их общей
антизападной
установки. Поэтому
некоторые из
них
возводили
грехи западной
цивилизации
ко
временам ее
отпадения от
истинной
веры, другие
связывали их
с
мировоззренческими
переломами
эпохи Возрождения
и Реформации,
третьи
винили во всем
буржуазные
революции и
преобразования,
выпустившие
на волю дух мещанства,
торгашества
и
индустриализма.
Поскольку в
предлагаемой
вашему вниманию
книге рассматриваются
концепции социокультурного
кризиса XX в., мы
считаем
целесообразным
не останавливаться
подробно на
общих,
"константных"
установках
русских
мыслителей и
сосредоточиться
на их более
специфических
оценках и
предвосхищениях,
которые
могут
дополнить
картину
кризиса
именно
современной
цивилизации.
При
подготовке
работы частично
использовались
материалы,
ранее опубликованные
в книге
"Человечество
между Написанию
книги во
многом
способствовало
многолетне
общение с
известными
специалистами
в области
истории русской
философии —
докторами
философских
наук А.И.
Алешиным, О.Д.
Волкогоновой,
В.В. Сербиненко,
кандидатом
философских
наук СМ. Половинкиным,
которым мы
выражаем
глубокую признательность.
Мы искренне
благодарны
научному
редактору
книги
доктору философских
наук В.П.
Филатову.