АНОНС

Сидорина Татьяна Юрьевна  Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей. — М.: ГУ ВШЭ,  2001.

 

Книга посвящена одной из центральных проблем современной филосо­фии — социокультурному кризису рубежа XIX—XX в. Читателю предла­гается ретроспектива подходов к осмыслению этого культурного феномена: русские философы — представители русской идеалистической философии и религиозного ренессанса, русские писатели и искусствоведы размышляют о природе, причинах и последствиях социокультурного кризиса в контексте истории, судьбы и предназначения России.

Для студентов и преподавателей вузов, специалистов в области фило­софии, культурологии, социологии, истории, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей русской и мировой культуры.

 

Оглавление

Предисловие         5

Глава I. Эсхатология и утопия в русской философской мысли
конца XIX — начала XX вв................................... 11

1. Эсхатологизм русской философской мысли.......... 12

2.      Владимир Соловьев: теократическая утопия .,...... 19

3.      Николай Федоров: критика цивилизации и культуры…23

Глава II. Кризис европейской культуры в оценке

русских философов XX в................................ ... 31

1.      Россия в начале века: обострение кризисного сознания                                  ...32

2.  Николай Бердяев: сумерки Европы — начало

культурного преображения...................................... 36

Конец ренессансной эпохи................................................ 37

Кризис искусства................................................................. 39

Культура и цивилизация..................................................... 42

Последствия Первой мировой войны:

"психологические опыты" ............................................................ 44

Кризис интеллигентского сознания.................................... 46

Размышления о русской революции................................... 48

Перспективы культурного преображения ........................ 52

Конец Европы — расширение культурных границ............ 54

3.      Семен Франк: крушение кумиров .......................... 56

4.  Евгений Трубецкой: смысл жизни и катастрофа

современной культуры.............................................. 65

5.      Михаил Гершензон: "банкротство" культуры......... 72

6.  Дмитрий Мережковский: эсхатологические

и культурные параллели........................................... 77

7.       Георгий Федотов: критерий культурного регресса .85

8.   Николай Устрялов: прогресс как стремление к соперничеству   ... 88

9.   Александр Кожев: конец истории......................... 92

Глава III. Эсхатологические мотивы в русской

литературе и искусстве......................................... 95

1. "Серебряный век" русской культуры:

предчувствие Апокалипсиса..................................... 96

2.  Вячеслав Иванов: кризис гуманизма..................... 101

3.  Василий Розанов: Апокалипсис нашего времени .  105

4.  Иван Ильин: кризис и разложение современного искусства112

5.      Владимир Вейдле: культурная катастрофа............ 119

6.  Николай Метнер: "пропасть" в истории музыки.... 126

Глава IV. "Технический" Апокалипсис............... 133

1. Русские мыслители о социальных последствиях

технического развития ...........................................  134

2.  Николай Бердяев: техническая контрреволюция ..                                           138

3.  Борис Вышеславцев: техника власти и власть техники145

4.  Будущее России: от утопии к антиутопии............. 149

Глава V. Социокультурный кризис

и пути его преодоления........................................ 153

1. Русская философия: своеобразие в выборе путей

преодоления кризиса.............................................. 154

2. Идеи "консервативной революции" в среде

русской эмиграции: евразийство............................ 162

3.  Георгий Федотов: концепция христианского социализма 165

4.  Выход из кризиса: плюрализм программ .............  167

5.      От культуры к техноцивилизации. Вместо заключении 173

Библиография......................................................... 177

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея написания этой книги обусловлена несколькими обстоятельствами. Занимаясь на протяжении ряда лет культур-философскими вопросами, прежде всего связанными с особенностями развития западноевропейской культуры, в частности феноменом социокультурного кризиса рубежа XIXXX вв., мы заинтересовались тем, как кризис евро­пейской культуры был воспринят русскими философами — представителями русского религиозного ренессанса, какое влияние он оказал на духовную атмосферу российского общества и умонастроения российской творческой интел­лигенции — писателей, художников, музыкантов. Был ли этот кризис локальным явлением, ограниченным в простран­ственном и временном отношениях, характерным именно для западноевропейской традиции (иными словами, "националь­ной болезнью", поскольку кризис культуры рубежа веков — это прежде всего результат и свидетельство окончания царив­шего в течение нескольких столетий в Западной Европе нововременного общественного и культурного порядка); или это феномен более широкого масштаба и его влияние вышло далеко за пределы стран Западной Европы?

Хорошо известно, что Россия не в меньшей степени, нежели Западная Европа, переживала острые кризисные события в первой трети XX в. (Русско-японская война, первая русская революция, Первая мировая война, события октября 1917 г. и пр.). Череда социальных катастроф первых деся­тилетий века, перешедших в эпоху "социализма", обусловила стремительное нарастание кризисного сознания в российском

5

обществе и соответственно всплеск интереса к эсхатологическим, "конечным" проблемам. В этой связи (сокризисность эпохи очевидна) тема кризиса западной культуры становится одной из центральных в сочинениях русских философов этого периода. С большой вероятностью можно утверждать, что все русские мыслители этого времени в той или иной степени обращались к проблеме социокультурного кризиса на Западе. Нами был собран обширный материал, представляющий некое системное рассмотрение и анализ западноевропейского социокультурного кризиса в русской религиозно-философской традиции. Это позволило выявить определенные тенденции в оценке кризиса, особенности восприятия и подхода к рассмотрению проблемы, характерные именно для русской философии. Так возник замысел обобщить размышления русских философов о причинах, природе и последствиях социокультурного кризиса на Западе и, конечно, о судьбе и предназначении русской культуры в контексте происходящих социокультурных перемен, о взаимовлиянии западноевро­пейского культурного кризиса и аналогичных процессов, прохо­дивших в начале XX в. в России.

Кризис европейской культуры рассматривается в работах русских мыслителей и как самостоятельное явление, и как источник влияния на культурную и социальную ситуацию в России. Поэтому мы неизбежно отмечаем эти параллели и сопоставления. При всей самобытности русская культура столетиями ориентировалась на европейскую — могли ли русские философы не "примерять" западноевропейский кризис к российским реалиям? Обращаясь к теме кризиса, русские мыслители говорят о судьбе и предназначении России, предлагают возможные пути преодоления кризиса, рисуют возможные перспективы. Этот мотив присутствует и в нашем исследовании. При всей эсхатологичности, апокалипсической обостренности философской мысли России в произведениях русских мыслителей неизменно звучит тема духовного воз­рождения, религиозного и культурного преображения, воскре­шения. Настрой, столь характерный для русской души, русского

6

характера, делает философские произведения этого периода необычайно современными и особенно привлекательными для российского читателя в нынешней кризисной исторической ситуации.

Читателю предлагается ретроспектива подходов к ос­мыслению интереснейшего культурного феномена: философы — представители русской идеалистической философии, русского религиозного ренессанса, русские писатели и искусствоведы размышляют о причинах, природе, последствиях социокуль­турного кризиса в контексте истории, судьбы и предназначения России1.

Не следует ждать абсолютного единства мнений и оценок происходивших культурных и исторических событий, предпо­ложений об их влиянии на судьбы России и мира. Зачастую высказываются противоположные мнения, делаются взаимо­исключающие выводы. Но это и интересно: читателю пре­доставлена возможность обозреть всю картину философского восприятия данного социокультурного феномена (причем не изнутри, а как бы на расстоянии). Система оценок, понимание причин, природы, последствий европейского кризиса рубежа веков формировались в России на иной почве, в иных условиях,

1 Следует определиться с временными координатами. Изначально мы предполагали ограничиться первой четвертью XX в., ориентируясь на то, что эта граница обозначает символический конец собственно западноевропейского социокультурного кризиса (даже с некоторым превышением). В то же время четверть века — веха символическая и для культурной истории России: 1922 г. — год высылки русской интеллигенции, интеллектуальной элиты. Однако "социальный кризис" стал знаком всего XX в. Едва пережив кризис культуры рубежа веков, Европа, а вместе с ней и весь мир втянулись в череду экономических, политических, технологических, экологических и других кризисов. Пережив войны и революции в России, русские философы и в эмиграции, в преддверии Второй мировой войны, надвигающегося фашизма, не оставили тему кризиса, продолжая анализировать свершившееся, сопоставлять с прошлым, размышлять о последствиях, угадывать перспективы. Поэтому мы обращаемся не только к сочинениям первой четверти XX в., но и к более поздним работам, помогающим полнее оценить концепцию того или иного мыслителя, представить эволюцию его взглядов в некой ретроспекции, исторической перспективе, не говоря уже о том, что многие определяющие труды появились лишь в середине 1930-х гг. как эхо уходящего социокультурного кризиса или как предвестие будущего.

7

вне столетиями складывавшейся Европы Нового времени (при всем влиянии менталитета и культуры последней) и являют собой средоточие собственной национальной культуры и национального менталитета. Поэтому при всем разнообразии подходов в оценке кризиса русских мыслителей объединяют общие философские корни, религия, национальные и культурные традиции, что в целом позволяет выделить их работы как единое обособленное направление в философии кризиса, если так можно сказать, русскую составляющую философии кризиса.

Еще 10—15 лет назад в отечественной философии эта тематика обозначалась как кризис "буржуазной", "запад­ной" цивилизации и культуры. Явно или неявно предпола­галось, что кризис обошел стороной нашу страну, что он порожден прежде всего природой западного капиталисти­ческого общества. Между тем "переоткрытие" в последнее десятилетие русского философского наследия, а также пере­осмысление отечественной истории советского периода ста­вят под вопрос это наивное представление. Острое кризис­ное мировосприятие, ожидание грядущих катастроф было характерно для русской философской традиции, в том числе и для русской дореволюционной философской и социальной мысли. Установление же в СССР в 1930—1940-е гг. же­сткого тоталитарного режима многие мыслители самых раз­личных направлений трактовали как наглядный кризис ра­дикальных социалистических и коммунистических идей или даже как своего рода апокалипсис вековой российской истории.

Подчеркнем, что и в этой нашей работе, как и в вышедших ранее, в центре внимания — кризис западноевропейской культуры и его влияние на эволюцию кризисного сознания в XX столетии. Русская философия и искусство играют лишь фоновую роль в контексте центральной темы. Однако широта охвата проблемы социокультурного кризиса, ее предощущение преодолели как временные, так и географи­ческие пределы, и сегодня трудно говорить, где и когда действительно возникло предчувствие  наступающей  ката-

8

строфы, где и когда с большей силой проявились последствия кризиса. Полагаем, это объясняет и извиняет некоторое откло­нение от обычных исследовательских полей.

Известно, сколь глубоки корни эсхатологической, апока­липсической проблематики не только в русской, но и в мировой философии. Для философских сочинений начала века в целом характерно ощущение кризиса, конца исторической эпохи, крушения кумиров и надежд. Философские работы, ставившие или уточнявшие в том или ином отношении диагноз кризиса (в условиях нараставшего пессимизма, нестабильности в обществе, ожидания грядущих катастроф), неизменно пользовались по­вышенным вниманием читающей публики, нередко приобретая значение общественного события. Именно так были восприняты произведения Вл. Соловьева, О. Шпенглера, Н. Бердяева, X. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса, Р. Гвардини, В. Розанова и других мыслителей.

Вместе с тем важно отметить, что рассмотрение кризиса культуры в отечественной философской среде отличается за­метными особенностями — многое в построениях русских философов исходило из их общей антизападной установки. Поэтому некоторые из них возводили грехи западной циви­лизации ко временам ее отпадения от истинной веры, другие связывали их с мировоззренческими переломами эпохи Воз­рождения и Реформации, третьи винили во всем буржуаз­ные революции и преобразования, выпустившие на волю дух мещанства, торгашества и индустриализма.

   Поскольку в предлагаемой вашему вниманию книге рас­сматриваются концепции социокультурного кризиса XX в., мы считаем целесообразным не останавливаться подробно на общих, "константных" установках русских мыслителей и сосредоточиться на их более специфических оценках и пред­восхищениях, которые могут дополнить картину кризиса именно современной цивилизации. При подготовке работы частично использовались материалы, ранее опубликованные в книге "Человечество между Написанию книги во многом способствовало многолетне общение с известными специалистами в области истории русской философии — докторами философских наук А.И. Алешиным, О.Д. Волкогоновой, В.В. Сербиненко, кандидатом философских наук СМ. Половинкиным, которым мы  выражаем глубокую признательность. Мы искренне благодарны научному редактору книги доктору философских наук В.П. Филатову.

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz