АНОНС
Сканирование
и
распознавание
http://personalism.narod.ru/
А. П.
Скрипник
ПРОБЛЕМА
МОРАЛЬНОГО
ЗЛА В ИСТОРИИ
ДОМАРКСИСТСКОЙ
ЭТИКИ
Что
такое
моральное
зло? Является
ли оно объективным
свойством
бытия или субъективным
состоянием
человека, где
оно обитает —
в вещах или
душе? Зла не
существует
без добра, и
наоборот. Но
значит ли
это, что зло
по статусу и
силе
соразмерно
добру? Эти и
многие
другие
напряженные
вопросы
занимали
философов с
древнейших
времен.
С
момента
своего
возникновения
этика была призвана
занять
определенную
позицию по отношению
к одной из
вечных
проблем
нравственности
— моральному
злу. Ей
предстояло выявить
и описать
характерные
черты зла и
его «опознавательные
знаки», выяснить
причины его
появления,
развенчать
аморализм,
показать его
отталкивающие
качества,
вести неустанный
поиск путей
борьбы со
злом, его
искоренения.
Все эти
функции
этики
сходились, как
лучи в
фокусе, в
одной
проблеме:
существует
ли нечто злое
по своей
природе, то
есть независимо
от
субъективных,
индивидуальных
и групповых
моральных
оценок, или
все то, что
принято
называть
злом,
оказывается
таковым лишь
вследствие
именно такой
оценки
данного
явления.
Развитие и
углубление понятия
зла в истории
этики
происходило
в противоборстве
различных
решений
данной
проблемы.
Вопрос
о природе зла
органически
связан с более
общей и фундаментальной
проблемой
этики —
проблемой
сущности
морали. Если
мораль
представляет
собою
какую-то
сущностную
сторону бытия,
то, очевидно,
и зло — не
простая
видимость
или продукт
субъективной
точки зрения,
а нечто,
противостоящее
бытию, придающее
ему ложные,
искаженные
формы. Если же
мораль — только
фикция, не
заключающая
в себе
никакого объективного
значения, а
употребляемая
лишь для
личного или совместного
удобства, то
и зло
приобретает
иллюзорный,
необязательный,
произвольный
характер:
вроде пугала,
которого
может устрашиться
лишь тот, кто
не знает его
действительного
смысла.
В
истории
этики было
представлено
множество
пониманий
сущности
морали и
соответственно
зла. Их можно
свести к четырем
основным
типам:
этическому
абсолютизму,
этическому
конвен-циализму,
имморализму
и
диалектическому
объяснению
зла. Всю историю
этики
допустимо
рассматривать
как движение
от непрекращающейся
борьбы между
абсолютизмом
и
конвенциализмом
через
временные, но
нередкие
имморалистические
отклонения к
диалектическому
пониманию
зла,
преодолевающему
крайности и
односторонности
предшествующих
подходов.
АБСОЛЮТНОЕ
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
ДОБРА И ЗЛА
Абсолютистские
концепции
строятся на
онтологизации
добра (блага)
и толковании
зла как
чего-то по
сути своей
чисто отрицательного,
противоборствующего
бытию и искажающего
его.
Противоположность
зла и добра,
согласно
такому
мировоззрению,
носит
абсолютный
характер. Ни
в каких
условиях, ни
в каком отношении
зло не
способно
переходить в
добро, и
наоборот. Подобное
понимание
зла
развивалось,
как правило,
в рамках
объективно-идеалистической
философии и
религии.
Насколько
объективному
идеализму
чужда
диалектика,
настолько он
склонен абсолютизировать
противоположность
между злом и
добром.
Своеобразные
конструкции
этического
абсолютизма
обнаруживаются
в этике
Сократа,
Платона,
Аристотеля,
стоиков, в
христианской
теологии, в
религиозном
учении
манихеев, у
Декарта,
Лейбница,
Канта и т. д.
Основной
недостаток
такого типа
концепций — в
их отрыве от
реальных
нравов.
Действительное
многообразие
нравственной
жизни, богатство
нюансов в
обычаях и
характерах
различных
народов и
социальных
групп подведены
под
идеальные
конструкции,
с которыми
они практически
не имеют
связи. Любое
отклонение
от нравов
данной
страны, от
интересов господствующего
класса, от
собственных
моральных
симпатий мыслителя
рискует приобрести
статус
нравственного
зла. Этический
абсолютизм
недостаточно
чуток к
историческим
изменениям
морали.
В
рамках
этического
абсолютизма
и других названных
подходов
разработано
много
различных,
порою прямо
противоположных
концепций
зла, его сущности
и
происхождения.
Поскольку
зло — предмет
весьма
сложный и
многоликий, у
одного и того
же мыслителя
нередко
сочетались
сразу
несколько вариантов
его определения.
Попытаемся
выделить
наиболее
характерные
из них.
Самым
архаичным
способом
понимания
зла является,
по-видимому,
выделение
особого духа,
божества или субстанции,
выступающих
источником
всех бед и
несчастий в
мире. Этот
способ
понимания
уходит
корнями в
первобытную
мифологию.
Развернутое
выражение он
нашел в
религии
древних персов
— зороастризме.
Мировая
история,
согласно
данной религии,
представляет
борьбу
Аримана
(Ангро-Майнью)
и Ормузда (Ахурамазда)
— духа-разрушителя
и
духа-созидателя,
злого и доброго
богов, абсолютного
зла и
абсолютного
добра, тьмы и
света.
Утверждалось,
что борьба
этих двух
начал только
в конце
времен
завершится
победой
добра. Все
благие вещи в
мире созданы
Ахурамаздой,
а
Ангро-Майнью
сотворил все
скверное и вредное
для человека:
смерть, зиму,
хищных чудовищ,
злых
колдунов,
шатание
мыслей, грех
педерастии и
многое
другое1.
Главными
соратниками
Ангро-Майнью
являются
Друдж (ложь) и
Айшма —
воплощение
хищничества
и разбоя.
Зороастризм
— крайняя
форма
противопоставления
добра и зла.
Близким к
нему по смыслу
способом
понимания
зла было
выведение его
из
материального
телесного,
вещественного
начала.
Такое
понимание,
представляющее
собой шаг
вперед от
мифологии к
философии,
основано на
резком
противопоставлении
души и тела. В
западноевропейскую
культуру оно
внесено
пифагорейцами
и Платоном.
От них идет
идея о том,
что имеющая
божественный
источник
душа
погребена в
теле, как в могиле
2. Тело
обременяет
душу массой
разных
низменных
страстей и
отвращает ее
от познания
истины. Все
телесные
влечения
суть зло и
источник зла.
Тело, будучи
материальным,
вещественным,
плотным,
тяжелым и т. п.,
влечется к
подобному
себе: к
материальным
предметам,
богатству,
пище, питью. Оно
хочет
физически
обладать и
чувственно
наслаждаться.
Душа,
наоборот, как
бестелесная
и незримая,
стремится к
нематериальным
вещам: идеям
и истине.
Познание, как
путь
добродетели,
противопоставляется
порочным
путям
приобретения
и
наслаждения.
Почему
этика пошла
по пути
противопоставления
души и тела,
по пути
отождествления
всего телесного
со злом?
Возможность
противопоставления
душевного
телесному
заключена
уже в том
культурном
процессе, в
котором
человеческая
деятельность
освобождается
от
направленности
только на
удовлетворение
природных
потребностей
(пищевой,
сексуальной,
оборонительной
и т. п.).
Усложнение
детерминации
поведения,
появление
психических
механизмов,
надстроенных
над
естественно-биологическими
приспособительными
реакциями,
создают предпосылку
для
различения
1 См.:
Хрестоматия
по истории
Древнего
Востока, ч.
2 См.:
Платон. Соч. В
3-х т., т. 1, с. 319.
высших
и низших
побуждений. В
реальной, жизни
индивида
возвышенные
душевные
побуждения
могут
вступать в
конфликт с
элементарными
влечениями.
Этот конфликт
и готовит
почву для
представления
о том, что
именно
элементарные
влечения
являются
источником
зла.
Но
между
душевными и
телесными
побуждениями
не может быть
неустранимого
антагонизма,
ибо первые
регулируют порядок
и степень
удовлетворения
вторых соответственно
сложившимся
в данном обществе
отношениям.
Антагонистический
характер
взаимосвязь
души и тела
приобретает
только тогда,
когда в самом
обществе
возникают
непримиримые
антагонизмы.
Противопоставление
души и тела
было не чем
иным, как
превращенной
формой
осознания
противоречия
между образом
человека,
задаваемым
требованиями
общества и
культурой, с
одной
стороны, и
реальными
стремлениями
индивидов — с
другой. Реальные
побудительные
мотивы
принимались
за влечения
тела и
клеймились
как зло, а
образ человека,
созданный
общественной
культурой и
господствующей
идеологией,
олицетворялся
в душе и
возводился
на ценностный
пьедестал.
Идея
иерархической
подчиненности
тела душе
порождается
культурой
классово-антагонистического
общества и
воспроизводит
в себе
особенности
соответствующих
общественных
отношений. По
логике
Платона, «божественное
создано для
власти и
руководительства,
а смертное —
для
подчинения и
рабства...»1.
Действительное
противоречие,
выраженное в
мистифицированной
форме, не
получало разрешения.
Наоборот, оно
обрекало
человека на
нескончаемую
и
бесперспективную
борьбу с
самим собой.
Последовательным
практическим
воплощением
этого
мировоззрения
был аскетизм,
уводящий личность
от
социальной
действительности
вместо того,
чтобы
ориентировать
ее на
активные
миропреобразовательные
действия.
Противопоставление
телесного
душевному —
один из
наиболее
типичных догматических
способов
понимания
зла.
Античная
этика видела
коренное
преимущество
души перед
телом в ее
способности
к познанию.
Этот взгляд
дает ключ к
еще одному
характерному
пониманию
зла —
отождествлению
его с незнанием,
заблуждением,
невежеством.
Уравнивание
добра и истины,
добродетели
и знания
влечет за
собой истолкование
зла как
недостаточного
или
ошибочного
познания.
Такое истолкование
является
заметным
шагом на пути
демифологизации
зла. Зло осознается
как продукт
собственной
деятельности
человека,
неправильно
ориентированного
в окружающем
мире. У истоков
этого
способа.
объяснения
зла стоит
Сократ.
1 Платон.
Соч. В 3-х т. М., 1970, т. 2, с. 45.
Рационалистическая
этика
Сократа
построена на
принципе
единства
знания и
добродетели.
Люди творят
зло
вследствие
причастности
какому-либо
пороку —
невежеству,
безрассудству,
нечестивости,
несправедливости
либо
трусости.
Всякая
добродетель
основана на
знании, а
порок, стало
быть,
проистекает
из невежества.
Если
мудрость (sophia) —
главная
добродетель,
то главою
всех пороков
выступает
невежество —
особое
состояние
души, когда
ее понятия и
представления
темны,
неотчетливы,
спутаны
между собою.
Остальные
пороки по
смыслу
сходны с невежеством
и вытекают из
него.
Безрассудство
— это
незнание
истинной
меры в удовлетворении
своих
желаний и
страстей;
трусость —
незнание
того, что на
самом деле
является
страшным, а
что таковым
только
кажется; несправедливость
— незнание
блага и зла в
государственной
жизни.
Природа
зла в
сократовской
этике
конкретизируется
в трех
выводах: 1)
никто не
творит зла
добровольно 1;
2) тот, кто
совершает
несправедливость
намеренно,
лучше того,
кто
допускает ненамеренное
нарушение
справедливости
2; 3) чинить
несправедливость
значительно
хуже, чем ее
терпеть 3.