АНОНС

 

Слово о науке. Книга первая. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты / Сост., автор предисловия и введений к главам Е.С. Лихтенштейн. М.: «Знание», 1976. - 304 с.
   

 В сборнике предоставлено слово корифеям науки всех времен и народов и нашим выдающимся современникам. Приведены также высказывания о науке писателей и общественных деятелей.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

3    ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

 

ГЛАВА    I   НАУКА В ВЕКАХ                            11

 

19   Древние о науке

30   Новая история

50   Наше время

 

ГЛАВА   II   НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ        69

 

77   Мировоззрение

84   Научно-техническая революция

94   Наука и практика

104   Будущее науки

 

ГЛАВА   III   ГУМАНИЗМ НАУКИ           113

 

121   Наука и человечество

134   Наука и природа

154  Наука и борьба за мир

 

ГЛАВА   IV  ЛАБОРАТОРИЯ УЧЕНОГО            161

168      Идея, гипотеза

180      Поиск, опыт

202      Эвристика

212      Научный спор

 

ГЛАВА   V   НАУКА И ЗНАНИЕ   221

 

229  Образование, просвещение

255  Наука,  литература,  искусство

 

ГЛАВА VI   КУНСТКАМЕРА        269

 

270 Улыбка, шутка и смех

287 Авторский указатель

 

ГЛАВА    I   НАУКА В ВЕКАХ

ДРЕВНИЕ О НАУКЕ

 

Как хорошо, когда благоденствие человека основано на законах разума...

 

Пифагор

Много земли перерывают золотоискатели и находят немного [золота].

 

Гераклит

Точное логическое определение понятий — главней­шее условие истинного знания.

 

Сократ

Не сведущий в математике да не входит в этот дом.

 

Надпись  над воротами

платоновской Академии

...зрение служит на мой взгляд источником величай­шей пользы для нас, потому что, например, если бы люди не могли видеть ни звезд, ни солнца, ни неба, то никакое рассуждение, подобное тем, которые мы ведем ныне о природе вселенной, не было бы возможно. Но после того, как день и ночь, месячные и годовые обра­щения подпали созерцанию, они произвели число, дали идею времени и возбудили потребность исследовать природу   вселенной. Благодаря  же  всему  этому,  мы  достигли... философии — (науки) такого блага, лучше ко­торого еще ничего не было, да и никогда не может быть ниспослано в дар роду смертных от богов.

 

Платон

В системе мира нам дан короткий срок пребывания — жизнь; дар этот прекрасен и высок. Бодрствование, чув­ствование, мышление — высшие блага, исполненные на­слаждения... мышление — верх блаженства и радость в жизни, доблестнейшее занятие человека.

 

Аристотель

Нет царского [привилегированного]  пути к геометрии.

 

Евклид

Наш разум по природе своей наделен неутомимой жаждой познавать истину.

 

Цицерон

Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.

 

Цицерон

...вещи невиданые, скрытые и непознанные порожда­ют в нас и больше веры и больше страха.

 

Цезарь

Истина может порой быть затемненной, но никогда не гаснет.

 

Ливий

Нелегок путь от земли к звездам.

 

Сенека Младший

Новизна восхищает часто больше, чем величие.

 

Сенека Младший

Дело разумного человека — в том, чтобы приложить свои мысли к делу сообразно с законами природы... дер­жаться истины, отстранять заблуждение и не рассуж­дать о том, что неизвестно...

 

Эпиктет

Мое имя — Христофор Колумб, я — бедный генуэзец, недавно прибывший в Лиссабон. Живу здесь тем, что черчу морские карты и продаю книги. Но если вам при­дется когда-нибудь услышать о человеке, открывшем новые пути в неведомые земли, знайте, что это сделал ваш покорный слуга.

 

Колумб

...преследуемый, забытый, я не могу вспомнить об Эспаньоле и Жемчужном береге без того, чтобы слезы не увлажнили моих глаз. ...После того, что мне удалось отдать под ваш скипетр обширные земли, я надеялся предстать перед вамп, как победитель, с удовлетворени­ем в душе. Вместо этого я со своими братьями был за­кован в цепи. Меня лишили пристойной одежды. Со мной обращались жестоко. Мне причиняли мученья без того, чтобы раньше судить меня или уличить, как пре­ступника.

...Двадцать лет моей службы, в течение которых я вынес столько трудов и опасностей, не принесли мне ровно ничего и по сей день у меня нет крова в Испании, который я мог бы назвать своим...

...До сих пор я плакал о других, а теперь, о, пусть сжалится надо мною небо, пусть плачет обо мне земля...

 

Колумб

Истинные науки — те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на языки спор­щиков. Истинная наука не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и доступ­ных познанию начал постепенно продвигается к цели при помощи истинных заключений, как это явствует из первых математических наук, называемых арифметикой и геометрией, т. е. числа и меры.

 

Леонардо да Винчи

Наукой называется такое разумное рассуждение, которое берет исток от своих последних начал; после этих начал уже не может найтись ничего в природе, что входило бы в состав той же науки.

 

Леонардо да Винчи

...люди, считавшие в течение столетий твердо уста­новленным, будто Земля покоится недвижно среди неба и в центре его, неизбежно признают бессмысленным мои утверждения о движении Земли. ..трах перед издева­тельствами и насмешками, ожидающими меня за мои новые и кажущиеся бессмысленными воззрения, едва не принудил меня прекратить начатое сочинение.

 

Коперник

...и был Аристарх судим за то, что сдвинул с места святой центр мира.

 

Коперник

Среди многочисленных и разнообразных занятий науками и искусствами, которые питают человеческие умы, я полагаю, в первую очередь нужно отдаваться и наивысшее старание посвящать тем, которые касаются наипрекраснейших и наиболее достойных для познава­ния предметов. Такими являются науки, которые изуча­ют божественные вращения мира, течения светил, их ве­личины, расстояния, восход и заход, а также причины остальных небесных явлений и, наконец, объясняют всю форму Вселенной. А что может быть прекраснее небес­ного свода, содержащего все прекрасное! Это говорят и самые имена: Caelum (небо) и Mundus (мир); послед­нее включает понятие чистоты и украшения, а первое — понятие чеканного (Caelatus).

 

Коперник

Я дал себе труд прочесть сочинения всех философов, какие только смог раздобыть. Я хотел установить, не было ли среди них хоть одного, который высказал бы мнение, что движение небесных тел вовсе не таково, как учат   математики   в   школах.   Я   нашел   искомое мною  прежде всего у Цицерона. Он рассказывает, что Никет допускал движение Земли. После этого я прочел у Плу­тарха, что и другие придерживались того же мнения... Отправляясь отсюда, я стал и сам размышлять о воз­можности движения Земли. Хотя такое допущение ка­залось мне самому противным здравому смыслу.

 

Коперник

Если уж издавать трактат — надо в предисловии сказать все, что я думаю о праве ученого искать истину! И о праве невежд судить ученого!..

 

Коперник

Если же появятся в будущем пустые зубоскалы, ко­торые, хоть и не смысля ничего в математике, позволят себе все же, на основании какого-нибудь места из свя­щенного писания, по злой своей воле хулить мое учение или нападать па пего,— я вовсе не буду этим огорчен, а к их суждениям отнесусь с презрением.

 

Коперник

...наука о строении человеческого тела является са­мой достойной для человека областью познания и заслу­живает чрезвычайного одобрения; наиболее выдающим­ся и в деяниях своих и в занятиях философскими дисцип­линами мужам Рима было угодно посвящать ей все свои силы.

 

Везалий

...мой Учитель (Коперник) никогда не побоится суда достойных и ученых людей! Он готов предстать перед этим судом!

 

Ретик

Наш разум — это подвижный, опасный и отважный инструмент...

 

Монтень

Поистине   человеческий   ум — большой   мастер   тво­рить чудеса...

 

Монтень

Наука — дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.

 

Монтень

…наука — великое украшение и весьма полезное орудие...

 

Монтень

Я люблю и почитаю науку, равно как и тех, кто ею владеет. И когда наукой пользуются, как должно, это самое благородное и мощное из приобретений рода че­ловеческого.

 

Монтень

Там обо мне будут верно судить, где научное иссле­дование не есть безумие, где не в жадном захвате — честь, не в обжорстве — роскошь, не в богатстве — ве­личие, не в диковинке — истина, не в злобе — благора­зумие, не в предательстве — любезность, не в обмане — осторожность, не в притворстве — умение жить, не в ти­рании — справедливость, не в насилии — суд.

 

Бруно

...время есть величайший из новаторов.

 

Френсис Бэкон

Цена истины, как бы она дорога ни была, может быть сравнена разве с ценой жемчужины, освещенной дневным светом, а не с ценой брильянта или карбунку­ла, сильнее играющих при свечах.

 

Френсис Бэкон

В истории черпаем мы мудрость; в поэзии — остро­умие; в математике — проницательность; в естествен­ных науках — глубину; в нравственной философии — серьезность; в логике и риторике — умение спорить.

 

Френсис Бэкон

Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы на­звать ее бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нем порядок.

 

Френсис Бэкон

Нет ничего нового под солнцем,— сказал Соломон. И как Платон считает, что «всякое знание есть лишь воспоминание», так Соломон говорит, что «все новое есть лишь забвенное...»

 

Френсис Бэкон

...наука совершенствует природу, но сама совершен­ствуется опытом.

 

Френсис Бэкон

Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею...

 

Френсис Бэкон

Наука не только как жаворонок подымается в высо­ту и наслаждается своим пением, но подобно хищной птице умеет также спуститься вниз и схватить ее до­бычу.

 

Френсис Бэкон

Те, кто занимались науками, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, по­добно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же из­бирает средний способ, она извлекает материал из цве­тов   сада   и   поля,   но   располагает   и   изменяет   его собственным умением. Не отличается от этого и подлин­ное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутый материал, извлекаемый из естест­венной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме.

 

Френсис Бэкон

Есть и у науки младенчество, когда она только еще лепечет; затем юность, когда она бывает цветущей и пышной; далее зрелость, когда она становится серьез­ной и немногословной; и наконец, старость, когда она дряхлеет.

 

Френсис Бэкон

Какое чудо природы человек! Как благороден ра­зумом!

 

Шекспир

...человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа...

 

Галилей

Вот так в моих потемках я брожу, фантазируя то об одном, то о другом явлении природы, и не могу, как мне хотелось бы, дать хоть некоторый покой моему беспокой­ному мозгу...

 

Галилей

Ничто великое в мире не совершалось без страсти.

 

Галилей

Посмеемся, Кеплер, великой глупости людей. Что сказать о главных философах здешнего университета, которые с каким-то аспидским упорством, несмотря на тысячекратные приглашения, не хотели даже взглянуть ни на планеты, ни на Луну, ни на телескоп. Поистине, как у аспида нет ушей, так и у этих ученых глаза за­крыты для света истины.

...Как громко ты расхохотался бы, если бы слышал, как выступал против меня в присутствии великого гер­цога первый ученый университета, как пытался он логи­ческими аргументами, как магическими заклинаниями, отозвать и удалить с неба новые планеты.

 

Галилей

Ты чуть не насмешил меня уверенностью, что эти яс­ные наблюдения в состоянии убедить отъявленных упрямцев. Тебе, кажется, еще неизвестно, что испокон веков наблюдения были достаточно убедительны только для тех, кто способен рассуждать и желает знать исти­ну. Но чтобы переубедить упрямца... недостаточно и свидетельства звезд, если бы они даже сошли на землю и сами стали говорить о себе.

 

Галилей

Для того, чтобы уничтожить учение Коперника, во­все недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно еще наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть на небо!

 

Галилей

...смущенный и напуганный несчастной судьбою дру­гих моих сочинений, принял решение не выпускать более публично своих трудов и, чтобы не оставлять их вовсе под спудом, сохранять лишь рукописные копии таковых в месте, доступном, по крайней мере, для лиц, достаточно знакомых с трактуемыми мною предметами.

 

Галилей

Я свято чту Лактанца, пусть он и отрицал шаро­образность Земли, и святого Августина, который при­знавал шарообразность Земли, но отрицал существова­ние антиподов. Я уважаю и современное официальное мнение, которое допускает, что Земля весьма мала по сравнению со Вселенной, но отрицает ее движение. Однако самое святое для меня — правда.

 

Кеплер

Тем, кто слишком ограничен, чтобы понимать астро­номическую науку, или слишком малодушен, чтобы без ущерба для своей набожности верить Копернику, я могу лишь посоветовать покинуть школу астрономии... Он мо­жет отречься от нашего движения в пространстве, вер­нуться домой и возделывать свой огород.

 

Кеплер

Подлинно просвещенные люди, движимые горячей любовью к мудрости и истине, никогда не считают себя настолько мудрыми и ум свой настолько самодовлею­щим, чтобы не принять истину, когда бы и откуда бы она ни пришла; их кругозор не настолько узок, чтобы считать, что все сделанное в науке и искусствах являет­ся настолько законченным и совершенным, что для ста­рания и труда новых деятелей не осталось ничего.

Все честные и настоящие ученые никогда не подда­ются до такой степени зависти или раздражению, чтобы не выслушать хладнокровно того, что высказывается ради истины, и чтобы не понять правильно освещенного факта. Они не считают позором менять свое мнение, если правдоподобность и явное доказательство этого требуют. Они не считают постыдным отказаться от за­блуждения, будь это даже самое древнее, так как им хорошо известно, что заблуждение свойственно человеку и что открытия могут быть сделаны случайно и любой может учить другого: юноша — старика, простец — ра­зумного.

 

Гарвей

...не дóлжно сомневаться в том, что кажется истин­ным... однако не дóлжно полагать это за непреложное, чтобы не отвергать составленных нами о чем-либо мне­ний там, где того требует от нас разумная очевидность. Не зная истинности этого положения или зная, но пре­небрегая ею, многие из желавших за последние века быть философами слепо следовали Аристотелю и часто, нарушая дух его писаний, приписывали ему множество мнений, которых он, вернувшись к жизни, не признал бы своими...

 

Декарт

Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое фило­софия... слово «философия» обозначает занятие муд­ростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках.

Декарт

...я желал бы здесь кратко изложить, из чего состоят те науки, которыми мы теперь обладаем, и какой ступе-пи мудрости эти науки достигают. Первая ступень со­держит только те понятия, которые благодаря собствен­ному свету настолько ясны, что могут быть приобрете­ны и без размышления. Вторая ступень охватывает все то, что дает нам чувствительный опыт. Третья — то, чему учит общение с другими людьми. Сюда можно присоединить, на четвертом месте, чтение книг, конечно не всех, но преимущественно тех, которые написаны людьми, способными наделить нас хорошими наставле­ниями; это как бы вид общения с их творцами. Вся муд­рость, какою обычно обладают, приобретена, на мой взгляд, этими четырьмя способами.

 

Декарт

...философия (поскольку она распространяется на псе доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.

 

Декарт

Я должен... рассмотреть тысячи различных вещей для того, чтобы способ, с помощью которого я мог бы выразить истину, не поражал бы ничьего воображения и не противоречил общепринятым мнениям.

 

Декарт

Божественная философия! Ты не сурова и не суха, как думают глупцы, но музыкальна ты как лютня Апол-

лона! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вку­шать на твоем пиру тот сладостный нектар, от которого нет пресыщения.

 

Мильтон

...наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен.

 

Паскаль

Математика и опыт — вот подлинные основания до­стоверного,  естественного,  разумного  живого  познания.

 

Спиноза

Сократ сказал: нет сокровищницы лучше знания, и нет врага хуже дурного человека, и нет почета велича­вее, чем знание, и нет украшения лучше стыда.

 

«Кабус намэ»

Наука есть разрешение многих сомнений; она есть видение сокрытого; она есть око для всего...

 

«Хитопадеша»

 

НОВАЯ ИСТОРИЯ

 

 

Мысль — это  ключ   ко  всем  сокровищницам...

 

Бальзак

Источник всего нового есть старое.

 

 В. Г. Белинский

 

...истина не требует помощи у лжи.

 

В. Г. Белинский

Фанатизм и мистицизм враги науки, потому что они — тьма, а наука — свет.

 

В. Г. Белинский

Философы — не более чем кузнецы, кующие плуг. После них многое еще должно быть сделано, чтобы получился хлеб.

 

Берне

Сказать правду,— времена, когда нельзя было, не впадая в ересь, сказать, что земля кругла, что суще­ствуют антиподы, что земля движется,— отнюдь не заслуживают похвал, а тем более те люди, которые обнаружили так много ложного усердия в преследова­ниях за эти взгляды.

 

Даниил Бернулли

Лучше несколько потерпеть от сурового клима­та страны льдов [России], в которой приветствуют муз, чем умереть от голода в стране с умеренным климатом,  в  которой  муз  обижают  и  презирают.

 

Иоганн Бернулли

Пределы наук походят на горизонт: чем ближе под­ходят к ним, тем более они отодвигаются.

 

Буаст

...как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине.

 

А. М. Бутлеров

Только при посредстве теории знание, слагаясь в связное целое, становится научным знанием; стройное соединение фактического знания составляет науку.

 

А. М. Бутлеров


 

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz