АНОНС

 

Вдовина И.С. Французский персонализм  (1932—1982): Учеб. посо­бие для филос. фак. ун-тов.— М.: Высш. шк., 1990. — 151 с.

ISBN 5-06-001597-1

В книге анализируется религиозно-идеалистическая концепция одного из ве­дущих течений современной западной философии — французского персонализма. Выделяются основные этапы трансформации «личностной философии»: левохристианский, реформистский, буржуазно-апологетический; исследуется влияние идей персонализма на идеологию Ватикана и различные концепции современного ле­вого католицизма.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                              Стр.

Введение                                                                                       3

  1. Цели и задачи персоналистского движения во Франции     9

   2. Истоки «личностной философии»                                           23

    3. Личность и деятельность. «Вовлеченное существование»   44

 4. Внутренний мир личности                                                     69

 5. Личность и общение                                                               89

 6. Личность и искусство                                                            102

       7. Эволюция «личностной философии» в 50—80-е годы                123

       8. Персонализм и современный католический мир                        138

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Французский персонализм является одним из основных тече­ний современной западной философии. Вместе с экзистенциа­лизмом, феноменологией, неотомизмом он составил целую эпоху в философской жизни Франции 30—50-х годов.

Одной из центральных проблем философии персонализма (лат. persona — личность) стал вопрос об универсальном разви­тии человека, о личности, что, собственно, и дало название этому учению. Сквозь призму личностного существования персоналисты рассмотрели все философские проблемы — онтологические, гносе­ологические, социальные. Во многом благодаря деятельности фи­лософов-персоналистов личностная проблематика привлекла вни­
мание
современных западных философов и социологов, культуро­логов и экономистов, ориентируя их на исследование проблем духовного мира человека.. Большая роль принадлежит персона­лизму в обращении зарубежной мысли к вопросам личностного содержания труда и деятельности, человеческого общения и чело­веческой общности как наиболее актуальным проблемам совре­менности. Широкую популярность завоевала эстетическая концеп­ция «личностной философии», ратующая за раскрепощение твор­ческого потенциала человека, за его становление эстетически совершенным субъектом мира.       

Вместе с тем, создавая свою концепцию, основоположник французского персонализма Эмманюэль Мунье (1905—1950) на­меревался обновить христианское учение о человеке путем асси­миляции наиболее влиятельных в современном ему мире философ­ских антропологических позиций, прежде всего феноменологии, экзистенциализма и марксизма. Выполняя этот замысел, сто­ронники «личностной философии» перетолковали многие пробле­мы христианской концепции человека, стремясь ослабить свой­ственный ей догматизм и ввести в нее новое содержание, соответ­ствующее современности. Абсолютное и относительное, конечное и бесконечное, трансцендентное и имманентное, земное и небесное, реальное и сверхреальное — эти и другие антиномии христианско­го мышления получили во французском персонализме новое про­чтение.

Французский персонализм представляет собой также совре­менный вариант социального христианства радикально-левой ори-

ентации. В 30-х годах нашего столетия сторонники «личностной философии» выступили с идеей преобразования традиционного христианства на современной основе путем обращения к зло­бодневным проблемам общественного развития. В орбиту их осмысления втягивались события, связанные с итогами первой мировой войны, Октябрьской революции в России и социалистиче­скими революциями в Германии, Венгрии, экономический кризис капитализма 1929—1932 годов, наступление фашизма в Герма­нии. В напряженной атмосфере 30-х годов французские католики из группы «Эспри» («Esprit» — печатный орган французских пер­соналистов; основан в октябре 1932 г.) звали верующих людей и атеистов к совместной деятельности на стороне прогрессивных сил, против угрожающих человечеству и его культуре явлений, прежде всего — против фашизма. Идея вовлеченного в совре­менность существования людей стала центральной в персоналистской философии, она призывала человека к осмысленному, твор­ческому, гуманистическому выполнению своей миссии на Земле.

Мунье и его соратники были одержимы стремлением разрабо­тать такой социальный идеал, где общественная жизнь индивидов совпадала бы с их жизнью личностной, а люди в своей деятельно­сти руководствовались бы духовными ценностями, сформулиро­ванными в христианской традиции и обновленными в диалоге с выдающимися умами человечества. На вопрос о качествах и свойствах личности философы-персоналисты искали ответ у Со­крата и Цицерона, Декарта и Лейбница, Канта, Паскаля, Мальбранша, Руссо, Фихте, Шелера, Бергсона, Бердяева, Пеги, Прудона, Достоевского, Льва Толстого, Маркса, Ленина ... Во всех делах человеческих они хотели видеть творческое осуществление личностной позиции, осознание индивидом своей исторической ответственности перед миром и человечеством. В итоге персона­лизм Франции вошел в историю современной западной мысли как борец за права и достоинство человеческой личности, за ее духов­ное совершенствование.

Историческая заслуга французского персонализма заключает­ся также в том, что его сторонники, будучи католическими мысли­телями, признали равное право на существование различных мировоззрений, в том числе и атеистического. «Эспри» создавался как журнал, поддерживающий плюрализм мнений и оценок; руко­водимый философами-католиками, он не стал собственно католи­ческим изданием, а объединил вокруг себя людей разных религи­озных конфессий и неверующих с целью выработки всецивилизационного миропонимания.

Философы-персоналисты с редким для представителей религи­озного миропонимания своего времени интеллектуальным мужест­вом выступили за продуктивный диалог между католиками и мар­ксистами, положив начало взаимному движению навстречу друг

другу христиан и марксистов и их сотрудничеству в борьбе за лучшее будущее людей. Общей основой сближений христиан и коммунистов основатель персонализма и его единомышленники признали борьбу за социализм, под которым Мунье понимал: «изменение общественного положения пролетариата, замену анархической экономики, опирающейся на прибыль, экономикой, организованной на основе универсальных перспектив личности; внегосударственную социализацию тех отраслей производства, где процветает экономическое отчуждение; развитие профсоюзной жизни; реабилитацию труда; возвышение личности рабочего; примат труда над капиталом, уничтожение классов, возникших из разделения труда и богатств; примат личной ответственности над анонимными аппаратами» 1. Муньеровская попытка «вписать» христианство в социализм и сегодня дает мощный импульс лево-католическим движениям, выступающим за установление социа­листических общественных отношений в различных регионах зем­ного шара.

Тенденция персонализма к диалогу между левыми католиками и марксистами совпадает с политикой «протянутой руки», выдви­нутой французским коммунистом Морисом Торезом в 1936 г., которая в наши дни приобретает чрезвычайно важное значение. В 70—80-ые годы наблюдается последовательное расширение контактов между левыми христианами и коммунистами, особенно в политическом и моральном планах. Как пишет исследователь религии и религиозного сознания французский марксист А. Муэн, сегодня два ранее противостоящие друг другу не на жизнь, а на смерть мышления «стремятся понять и стимулировать друг друга путем плодотворного взаимного вопрошания» 2. Более того, в на­стоящее время ряды коммунистических партий Франции, Австрии, Канады и других стран открыты для каждого христианина и даже священнослужителей, согласных с программой и уставом партии.

В предвоенное и военное время идеи французского персонализ­ма оказывали значительное воздействие на духовную жизнь таких западных стран, как Италия, Швейцария, Бельгия, Скандинав­ские государства, вдохновляя католиков в антифашистских вы­ступлениях и вооруженной борьбе в рядах Сопротивления. В на­ши дни идеи основоположника французского персонализма Мунье признаются теоретической основой различными направлениями социальной теологии: теологии труда, теологии личности, теоло­гии политики, теологии революции, теологии освобождения — и являются вдохновителями некоторых левых католических дви­жений и организаций. Известны случаи, когда под воздействием идей персонализма верующие люди приходили к позициям атеиз-

 


1          Mounier E. Le personnalisme. P., 1969. P. 120.

2          Moin A. Préface à: Créqui G. Les Chrétiens et les defisdu Ill-ème millénaire. P., 1981. P. 4.

 

ма и сближались с коммунистическими идеалами 3. Персоналистская философско-социальная доктрина внесла весомый вклад в идейную переориентацию официального учения католицизма, нашедшую отражение в документах II Ватиканского собора и последущих материалах церкви и выразившуюся в новом осмысле­нии миссии человека в истории.

Влиятельность философских и социально-политических идей французского персонализма вновь становится ощутимой с начала 70-х годов. В немалой степени это сопряжено с разочарованием части западной интеллигенции в идеалах политического и куль­турного радикализма 60-х годов, определившим возрождение интереса к духовным исканиям начала XX века, в первую оче­редь — к поискам альтернатив буржуазной культуре и путей преобразования капитализма на гуманистических основах.

Итак, в «личностной философии» сформулированы идеи, кото­рые и по сей день стимулируют мышление и деятельность левых католиков. Причины влиятельности идей Мунье и его соратников в католическом мире и далеко за его пределами можно было бы сформулировать следующим образом:

   разработка концепции личности и личностного существова­ния в качестве основного предмета философии и главной заботы человеческой цивилизации;

   критика буржуазного строя и свойственных ему явлений отчуждения и обезличивания человеческого бытия;

   безусловное признание ценности земного бытия и призыв к вовлеченному существованию и борьбе за установление небур­жуазного общественного строя, основанного на примате человече­ского  (личностного) начала;

   критика буржуазной «деформации» христианства, его кон­сервативных социальных установок и антикоммунистической на­правленности;

   выдвижение концепции «открытого католицизма», нацелен­ного на диалог католического миропонимания с нерелигиозными воззрениями, в том числе и особенно с марксизмом, и использова­ние идей последнего в обновлении христианского взгляда на мир.

В своем учении сторонники персонализма намеревались синте­зировать все достижения философской и социальной мысли в об­ласти гуманизма от античности до современности и проложить третий путь между материализмом и идеализмом в философии, между капитализмом и социализмом в социальном учении; вместе с тем философы-персоналисты стремились создать миропонима­ние, приемлемое как для верующих, так и для атеистов. За этими проектами, как уже отмечалось, стоит задача обновления тради­ционного христианского мировоззрения. Решая эту задачу, сто-

 


3  См.: David М. Croire ou éspérer? P., 1981; Créqui G. Les Chrétiens et les defis défis du III-ème millénaire. P.,  1981.

 

ронники персонализма постоянно ведут работу в двух направлени­ях: с одной стороны, они действительно модернизируют христиан­ское миропонимание, включая в него проблемы реального челове­ческого существования, остро вставшие именно в XX веке — место человека в историческом процессе, в познании и преобразовании действительности; духовное содержание личности и ее ответствен­ность за судьбу мира и цивилизации; условия подлинно человече­ского взаимопонимания и взаимодействия людей; с другой — в конечном итоге дают этим проблемам религиозное истолкование, что, как представляется, сужает позитивный потенциал француз­ского персонализма — одного из прогрессивных интеллектуаль­ных движений современности.

Когда сегодня мы говорим о значении французского персона­лизма, то речь идет прежде всего и исключительно о концепциях Э. Мунье и его ближайших соратников: Ж- Лакруа, М. Недонселя, П. Фреса, П.-Э. Тушара и др. Все дело в том, что вскоре после смерти Мунье основанный им журнал резко изменил свою ориента­цию; главной своей заслугой издатели «Эспри» конца 50-х— 80-х годов и их окружение признают то, что им удалось преодолеть многие политические и философские иллюзии основоположника французского персонализма. По существу речь идет об отказе от того содержания, которое придавало «личностной философии» черты радикально-левого христианского миропонимания.

В эволюции французского персонализма, какую эта доктрина проделала на протяжении более пятидесяти лет своего существо­вания, явно выделяются три этапа, совпадающие в основном с этапами эволюции современной западной философии в целом и отражающие глубинные социальные процессы, происходящие в буржуазном обществе в XX веке.

Первый этап персонализма во Франции связан с именем Э. Мунье, в творчестве которого в свою очередь проступают два периода: довоенный и послевоенный. В довоенное время француз­ский персонализм ориентируется главным образом на идеи откры­того католицизма и левого социального христианства, предусмат­ривающих диалог верующих людей с историей и современной культурой, их участие в общественной деятельности на стороне левых сил. В это время в центре внимания философов-персонали­стов проблемы социально-политического и экономического поло­жения человека в буржуазном обществе, отношения католиков к современности, вопрос о перспективах общественного развития и универсальном самоосуществлении человека. В послевоенный период французские персоналисты заняты главным образом раз­работкой философского учения о внутренней, духовной деятельно­сти личности, которое непосредственно примыкает к современной феноменологическо-экзистенциалистской философии.

С 1957 г. по 1976 г. французский персонализм и его теоретиче­ский орган — журнал «Эспри» возглавляет Жан-Мари Доменак,

переведший «личностную философию» на позиции реформизма. Сменивший на посту директора «Эспри» Ж.-М. Доменака Поль Тибо и новое поколение философов-персоналистов выдвигают перед «личностной философией» задачу осмысления с позиций христианства проблемы буржуазного общества на исходе XX ве­ка, ориентируясь на наиболее типичные для данного времени западные философские и социально-философские концепции.

В марксистской историко-философской литературе уже проде­лана существенная работа по критическому анализу французско­го персонализма. Различные аспекты «личностной философии» изучены в работах В. Н. Кузнецова, Т. А. Сахаровой, Л. А. Чу-хиной, А. А. Радугина, Б. Л. Губмана, А. Б. Каплана, Т. Плужаньского, Т. Ярошевского, Л. Сэва, И. С. Вдовиной. В них про­слежена персоналистская трактовка проблем бытия и познания, взаимодействия личности и общества, концепция прогресса; под­вергнуты анализу социальная доктрина и этическая концепция французского персонализма, соотношение в последнем философ­ского и религиозного содержания; показано единство социально-политического и философско-антропологического учения с этиче­скими и эстетическими идеями.

Автор настоящего исследования ставит задачу создать по возможности целостную картину формирования и дальнейшей эволюции «личностной философии» с момента ее зарождения по настоящее время, в целом — пятидесятилетнюю историю фран­цузского персонализма (вот почему и вынесены в заглавие книги годы: 1932—1982). В работе выделяются основные этапы эволю­ции персоналистского учения, определяются важнейшие для каж­дого этапа идеи и способы их обоснования. Вместе с тем в книге исследуется влияние идей французского персонализма на совре­менную левокатолическую мысль и обновленческий процесс в иде­ологии Ватикана, роль личностной концепции в современной западной философии в целом.

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz