АНОНС
Вдовина
И.С. Французский
персонализм (1932—1982): Учеб. пособие
для филос. фак.
ун-тов.— М.: Высш.
шк., 1990. — 151 с.
ISBN 5-06-001597-1
В книге анализируется религиозно-идеалистическая концепция одного из ведущих течений современной западной философии — французского персонализма. Выделяются основные этапы трансформации «личностной философии»: левохристианский, реформистский, буржуазно-апологетический; исследуется влияние идей персонализма на идеологию Ватикана и различные концепции современного левого католицизма.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение
3
1. Цели
и задачи персоналистского
движения во Франции 9
2. Истоки
«личностной
философии»
23
3. Личность
и
деятельность.
«Вовлеченное
существование»
44
4. Внутренний
мир личности
69
5. Личность
и общение
89
6. Личность
и искусство
102
7. Эволюция
«личностной
философии» в
50—80-е годы 123
8. Персонализм
и
современный
католический
мир 138
ВВЕДЕНИЕ
Французский
персонализм
является
одним из
основных
течений современной
западной
философии.
Вместе с экзистенциализмом,
феноменологией,
неотомизмом
он составил
целую эпоху в
философской
жизни Франции
30—50-х годов.
Одной
из
центральных
проблем философии
персонализма
(лат. persona —
личность)
стал вопрос
об универсальном
развитии
человека, о
личности,
что, собственно,
и дало
название
этому учению.
Сквозь
призму
личностного
существования
персоналисты
рассмотрели
все
философские
проблемы — онтологические,
гносеологические,
социальные.
Во многом
благодаря
деятельности
философов-персоналистов
личностная
проблематика
привлекла вни
мание
современных
западных философов
и социологов,
культурологов
и
экономистов,
ориентируя
их на исследование
проблем духовного
мира
человека.. Большая
роль
принадлежит
персонализму
в обращении
зарубежной
мысли к
вопросам
личностного содержания
труда и
деятельности,
человеческого
общения и
человеческой
общности как
наиболее
актуальным
проблемам
современности.
Широкую
популярность
завоевала
эстетическая
концепция
«личностной
философии», ратующая
за
раскрепощение
творческого
потенциала
человека, за
его
становление
эстетически совершенным
субъектом
мира.
Вместе
с тем,
создавая
свою
концепцию,
основоположник
французского
персонализма
Эмманюэль
Мунье (1905—1950)
намеревался
обновить
христианское
учение о
человеке
путем ассимиляции
наиболее
влиятельных
в современном
ему мире
философских
антропологических
позиций,
прежде всего
феноменологии,
экзистенциализма
и марксизма.
Выполняя
этот замысел,
сторонники
«личностной
философии»
перетолковали
многие
проблемы
христианской
концепции
человека,
стремясь
ослабить
свойственный
ей догматизм
и ввести в
нее новое содержание,
соответствующее
современности.
Абсолютное и
относительное,
конечное и
бесконечное,
трансцендентное
и
имманентное,
земное и
небесное,
реальное и сверхреальное
— эти и
другие
антиномии
христианского
мышления
получили во
французском
персонализме
новое прочтение.
Французский
персонализм представляет
собой также
современный
вариант
социального
христианства
радикально-левой
ори-
ентации. В 30-х
годах нашего
столетия
сторонники
«личностной
философии»
выступили с
идеей преобразования
традиционного
христианства
на
современной
основе путем
обращения к злободневным
проблемам
общественного
развития. В
орбиту их
осмысления
втягивались
события,
связанные с
итогами
первой
мировой войны,
Октябрьской
революции в
России и
социалистическими
революциями
в Германии,
Венгрии, экономический
кризис
капитализма
1929—1932 годов, наступление
фашизма в
Германии. В
напряженной
атмосфере 30-х
годов французские
католики из
группы «Эспри»
(«Esprit» —
печатный
орган
французских
персоналистов;
основан в
октябре
Мунье и его
соратники
были
одержимы
стремлением
разработать
такой
социальный
идеал, где
общественная
жизнь
индивидов
совпадала бы
с их жизнью
личностной, а
люди в своей
деятельности
руководствовались
бы духовными
ценностями,
сформулированными
в
христианской
традиции и
обновленными
в диалоге с
выдающимися
умами человечества.
На вопрос
о качествах и
свойствах
личности
философы-персоналисты
искали ответ
у Сократа и
Цицерона,
Декарта и
Лейбница,
Канта,
Паскаля,
Мальбранша,
Руссо, Фихте,
Шелера, Бергсона,
Бердяева,
Пеги, Прудона,
Достоевского,
Льва
Толстого,
Маркса, Ленина
... Во всех
делах
человеческих
они хотели
видеть
творческое
осуществление
личностной
позиции,
осознание
индивидом
своей исторической
ответственности
перед миром и
человечеством.
В итоге
персонализм
Франции вошел
в историю
современной
западной
мысли как
борец за
права и
достоинство
человеческой
личности, за
ее духовное
совершенствование.
Историческая
заслуга
французского
персонализма
заключается
также в том,
что его
сторонники,
будучи католическими
мыслителями,
признали
равное право
на
существование
различных
мировоззрений,
в том числе и
атеистического.
«Эспри»
создавался
как журнал,
поддерживающий
плюрализм
мнений и
оценок; руководимый
философами-католиками,
он не стал собственно
католическим
изданием, а объединил
вокруг себя
людей разных
религиозных
конфессий
и неверующих
с целью
выработки всецивилизационного
миропонимания.
Философы-персоналисты
с редким для
представителей
религиозного
миропонимания
своего
времени интеллектуальным
мужеством
выступили за
продуктивный
диалог между
католиками и марксистами,
положив
начало
взаимному
движению
навстречу
друг
другу
христиан и
марксистов и
их сотрудничеству
в борьбе за
лучшее
будущее
людей. Общей
основой
сближений
христиан и
коммунистов
основатель
персонализма
и его
единомышленники
признали
борьбу за социализм,
под которым Мунье
понимал:
«изменение
общественного
положения
пролетариата,
замену
анархической
экономики,
опирающейся
на прибыль,
экономикой,
организованной
на основе
универсальных
перспектив
личности; внегосударственную
социализацию
тех отраслей
производства,
где
процветает
экономическое
отчуждение;
развитие
профсоюзной
жизни;
реабилитацию
труда;
возвышение
личности
рабочего; примат
труда над
капиталом,
уничтожение
классов,
возникших из
разделения
труда и
богатств;
примат
личной
ответственности
над
анонимными
аппаратами» 1.
Муньеровская
попытка
«вписать»
христианство
в социализм и
сегодня дает
мощный
импульс
лево-католическим
движениям,
выступающим
за установление
социалистических
общественных
отношений в
различных
регионах земного
шара.
Тенденция
персонализма
к диалогу
между левыми
католиками и
марксистами
совпадает с
политикой
«протянутой
руки», выдвинутой
французским
коммунистом
Морисом Торезом
в
В
предвоенное
и военное
время идеи
французского
персонализма
оказывали
значительное
воздействие
на духовную
жизнь таких
западных
стран, как Италия,
Швейцария,
Бельгия,
Скандинавские
государства,
вдохновляя
католиков в антифашистских
выступлениях
и
вооруженной
борьбе в
рядах Сопротивления.
В наши дни
идеи
основоположника
французского
персонализма
Мунье признаются
теоретической
основой
различными
направлениями
социальной
теологии:
теологии
труда,
теологии
личности,
теологии
политики,
теологии
революции,
теологии
освобождения
— и являются
вдохновителями
некоторых
левых
католических
движений и
организаций.
Известны
случаи, когда
под
воздействием
идей
персонализма
верующие
люди
приходили к
позициям атеиз-
1 Mounier E. Le personnalisme. P., 1969. P. 120.
2 Moin A. Préface
à: Créqui G.
Les Chrétiens et les defisdu Ill-ème millénaire. P., 1981. P. 4.
ма и сближались
с
коммунистическими
идеалами 3. Персоналистская
философско-социальная
доктрина
внесла весомый
вклад в
идейную
переориентацию
официального
учения
католицизма,
нашедшую отражение
в документах
II Ватиканского
собора и последущих
материалах
церкви и выразившуюся
в новом
осмыслении
миссии
человека в
истории.
Влиятельность
философских
и социально-политических
идей
французского
персонализма
вновь
становится
ощутимой с
начала 70-х
годов. В
немалой
степени это
сопряжено с
разочарованием
части
западной интеллигенции
в идеалах
политического
и культурного
радикализма
60-х годов,
определившим
возрождение
интереса к
духовным
исканиям
начала XX века,
в первую очередь
— к поискам
альтернатив
буржуазной культуре
и путей
преобразования
капитализма
на
гуманистических
основах.
Итак,
в
«личностной
философии»
сформулированы
идеи, которые
и по сей день
стимулируют
мышление и
деятельность
левых
католиков.
Причины
влиятельности
идей Мунье
и его
соратников в
католическом
мире и далеко
за его
пределами
можно было бы
сформулировать
следующим
образом:
– разработка
концепции
личности и
личностного
существования
в качестве
основного
предмета
философии и
главной
заботы человеческой
цивилизации;
– критика
буржуазного
строя и
свойственных
ему явлений отчуждения
и обезличивания
человеческого
бытия;
– безусловное
признание ценности
земного
бытия и
призыв к
вовлеченному
существованию
и борьбе за
установление
небуржуазного
общественного
строя, основанного
на примате
человеческого
(личностного)
начала;
– критика
буржуазной
«деформации»
христианства,
его консервативных
социальных
установок и
антикоммунистической
направленности;
– выдвижение
концепции «открытого
католицизма»,
нацеленного
на диалог
католического
миропонимания
с
нерелигиозными
воззрениями,
в том числе и особенно
с марксизмом,
и использование
идей
последнего в
обновлении
христианского
взгляда на
мир.
В
своем учении
сторонники
персонализма
намеревались
синтезировать
все
достижения
философской
и социальной
мысли в области
гуманизма от
античности
до современности
и проложить
третий путь
между материализмом
и идеализмом
в философии,
между
капитализмом
и
социализмом
в социальном
учении;
вместе с тем
философы-персоналисты
стремились
создать
миропонимание,
приемлемое
как для
верующих, так
и для атеистов.
За этими
проектами,
как уже
отмечалось,
стоит задача
обновления
традиционного
христианского
мировоззрения.
Решая эту
задачу, сто-
3 См.: David М. Croire ou éspérer? P.,
1981; Créqui G. Les Chrétiens
et les defis défis du III-ème millénaire. P., 1981.
ронники
персонализма
постоянно
ведут работу
в двух
направлениях:
с одной
стороны, они
действительно
модернизируют
христианское
миропонимание,
включая в
него проблемы
реального
человеческого
существования,
остро
вставшие именно
в XX веке —
место
человека в
историческом
процессе, в
познании и
преобразовании
действительности;
духовное содержание
личности и ее
ответственность
за судьбу
мира и
цивилизации;
условия
подлинно
человеческого
взаимопонимания
и
взаимодействия
людей; с
другой — в
конечном
итоге дают этим
проблемам
религиозное
истолкование,
что, как
представляется,
сужает
позитивный
потенциал
французского
персонализма
— одного из
прогрессивных
интеллектуальных
движений
современности.
Когда
сегодня мы
говорим о
значении
французского
персонализма,
то речь идет
прежде всего
и
исключительно
о концепциях
Э. Мунье и
его
ближайших соратников:
Ж- Лакруа,
М. Недонселя,
П. Фреса,
П.-Э. Тушара
и др. Все дело
в том, что
вскоре после
смерти Мунье
основанный
им журнал
резко
изменил свою
ориентацию;
главной
своей заслугой
издатели «Эспри»
конца 50-х— 80-х
годов и их
окружение
признают то,
что им
удалось
преодолеть
многие политические
и
философские
иллюзии
основоположника
французского
персонализма.
По существу
речь идет об
отказе от
того
содержания,
которое
придавало
«личностной
философии»
черты
радикально-левого
христианского
миропонимания.
В
эволюции
французского
персонализма,
какую
эта доктрина
проделала на
протяжении
более
пятидесяти
лет своего
существования,
явно
выделяются
три этапа,
совпадающие
в основном с
этапами
эволюции
современной
западной философии
в целом и
отражающие
глубинные социальные
процессы,
происходящие
в буржуазном
обществе в XX
веке.
Первый
этап
персонализма
во Франции
связан с
именем Э. Мунье,
в творчестве
которого в
свою очередь
проступают два
периода:
довоенный и
послевоенный.
В довоенное
время
французский
персонализм
ориентируется
главным образом
на идеи открытого
католицизма
и левого
социального
христианства,
предусматривающих
диалог
верующих
людей с
историей и
современной
культурой, их
участие в
общественной
деятельности
на стороне
левых сил. В
это время в
центре внимания
философов-персоналистов
проблемы
социально-политического
и экономического
положения
человека в
буржуазном
обществе, отношения
католиков к
современности,
вопрос о перспективах
общественного
развития и
универсальном
самоосуществлении
человека. В послевоенный
период
французские
персоналисты
заняты
главным
образом разработкой
философского
учения о
внутренней,
духовной
деятельности
личности, которое
непосредственно
примыкает к
современной феноменологическо-экзистенциалистской
философии.
С
переведший
«личностную
философию»
на позиции
реформизма. Сменивший
на посту
директора «Эспри» Ж.-М.
Доменака
Поль Тибо
и новое
поколение
философов-персоналистов
выдвигают
перед
«личностной
философией»
задачу
осмысления с
позиций
христианства
проблемы
буржуазного
общества на
исходе XX века,
ориентируясь
на наиболее
типичные для
данного
времени
западные
философские
и
социально-философские
концепции.
В
марксистской
историко-философской
литературе
уже проделана
существенная
работа по
критическому
анализу
французского
персонализма.
Различные
аспекты
«личностной
философии»
изучены в
работах В. Н.
Кузнецова, Т.
А. Сахаровой,
Л. А. Чу-хиной, А.
А. Радугина, Б.
Л. Губмана,
А. Б. Каплана, Т. Плужаньского,
Т. Ярошевского,
Л. Сэва, И.
С. Вдовиной. В них прослежена
персоналистская
трактовка
проблем
бытия и
познания,
взаимодействия
личности и
общества,
концепция
прогресса;
подвергнуты
анализу
социальная
доктрина и этическая
концепция
французского
персонализма,
соотношение
в последнем
философского
и
религиозного
содержания;
показано
единство
социально-политического
и философско-антропологического
учения с
этическими
и
эстетическими
идеями.
Автор
настоящего
исследования
ставит задачу
создать по
возможности
целостную картину
формирования
и дальнейшей
эволюции
«личностной
философии» с
момента ее
зарождения
по настоящее
время, в
целом — пятидесятилетнюю
историю французского
персонализма
(вот почему
и вынесены в
заглавие
книги годы:
1932—1982). В работе
выделяются
основные
этапы эволюции
персоналистского
учения,
определяются
важнейшие
для каждого
этапа идеи и
способы их
обоснования.
Вместе с тем
в книге
исследуется
влияние идей
французского
персонализма
на современную
левокатолическую
мысль и
обновленческий
процесс в идеологии
Ватикана,
роль
личностной
концепции в
современной
западной
философии в
целом.