Власенко Милена Шамильевна. Социальное зло и механизмы его преодоления : : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Башкир. гос. ун-т. Уфа, 2005.-18 с.

СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА...13

    §1.1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению социального зла...13

    § 1.2. Концептуализация социального зла как социокультурного явления..37

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА...64

    §2.1. Преступность как форма социального зла в современном российском обществе...64

    §2. 2. Социальное и правовое государство как механизм преодоления социального зла...88

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ...111

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...115

СПИСОК ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...135

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность предпринятого исследования может быть обоснована рядом аргументов. * Первый из них связан с тем, что в том, что в последнее время большинство социальных и гуманитарных наук стали детально исследовать феномен социального зла и его форм в жизни современного общества.

Наиболее спорными в исследовании социального зла являются вопросы его определения, выявление его исторических корней, соотношения его форм и видов и др. Поэтому философское исследование данного социокультурного феномена позволит увидеть его специфические черты на современном этапе социального развития.

Другой аспект актуальности темы связан с тем, что большинство социальных трансформаций, в том числе все социальные революции, войны, народные восстания, бунты и т.п. были, в конечном счёте, направлены на улучшение жизни либо общества в целом, либо какой-то социальной группы. Организаторы и идейные вдохновители этих событий не предполагали, что они приведут к отрицательным последствиям: к гибели людей, разрушению экономики, культуры, всего общественного уклада. В этой связи особое внимание следует уделить политическим лидерам, которые, выступая орудием социальных изменений в жизни общества, становятся как бы катализаторами новых форм социального зла.

Если раньше под злом понимали зло нравственное, которое состояло в

* нарушении деятелем ранга ценностей, большей любви к себе, чем другим , людям, то сегодня под социальным злом все чаще понимают разные виды преступлений. Отсюда следующее обстоятельство, придающее актуальность настоящему исследованию, заключается в том, что социальное зло, которое, с одной стороны, порождено общественными отношениями людей и является отражением условий их экономической, политической, культурной жизни, с другой стороны, связано со специфической системой ценностных ориентации той части людей, которых мы называем преступники.

В современном российском обществе наблюдается катастрофический рост преступности, как в традиционных, так и в совершенно новых для России видах. Особые опасения вызывает усиление корыстной направленности преступности, ее профессионализация, появление и широкое распространение таких форм преступности, как терроризм, открытая

пропаганда национальной розни и нетерпимости, алкоголизация и наркотизация широких масс населения (в том числе молодежи и несовершеннолетних).

На сегодняшний день в российском обществе сложилась ситуация, требующая не только интенсификации борьбы с преступностью и изменения качества этой борьбы со стороны государства и общества в целом. Это, в свою очередь, заставляет обратиться к анализу причин воспроизводства преступности как формы социального зла, а, в конечном счете, выходу на исследование его предельных оснований.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема исследования социальной сущности и роли зла имеет мощные корни в истории социально-философской мысли. И хотя большинство современных исследователей отмечают, что эта проблема наилучшим образом рассмотрена Г.В.Ф. Гегелем и социальной философией марксизма, но истоки интереса к этой проблеме находим в античности.

В диалоге «Теэтет» Платон вкладывает в уста чужеземца ту мысль, что к

* человеческой душе относятся два вида зла: один проявляется «как болезнь в теле, другой - как безобразие»1. Обе эти разновидности относятся к сфере видимого. Безобразие есть некая несоразмерность и неприглядность во всех отношениях. Напротив, общественная гармония есть нечто невидимое, и приобрести точное знание о ней почти невозможно. Но, тем не менее, нельзя

1 См.: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 2. - М.: Мысль, 1993. - С. 290.

и не проверить всеми возможными способами существующие на этот счёт точки зрения. И всё же социальное зло — это то, что вызывает дисгармонию и проявляется как своеволие.

В средневековой философии происходит истолкование общественных

отношениях в категориях этики. По мнению Фомы Аквинского, социальное

зло рождается в тот момент, когда большинство народа, подавляя богатых и

знатных, навязывает им свою волю и тем самым уподобляется тирану1.

В социальных теориях Ренессанса (идеология централизованного государства (Н. Макиавелли, Ж. Боден), в теории естественного права (Г. Гроций), в теоретических проектах утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла) по-разному расставлены акценты на добре и зле2. Если Макиавелли исходит из политики и её самостоятельности (её определяют не Бог и мораль, а сама политическая практика), то Кампанелла выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований (т.е. также в дело включает политику) в соответствии с христианской совестью. По его мнению, зло - это частная собственность и всё с ней связанное.

В философии Нового времени также ставится и разрабатывается проблема социального зла. Так, по мнению Д. Юма, движущая сила развития общества — удовлетворение потребностей и достижение прибыли. Всё, что идёт вразрез с этим — зло. Без удовлетворения потребностей нет упорядочения общества и рациональной власти, обеспечивающей преодоление социального зла.

И. Кант осуждает высокомерие, жадность и злорадство человека как его главные пороки. Формой преодоления зла он считает следование нравственному долгу, которое должно со временем превратиться в привычку или стать «второй натурой». И.Г. Фихте абсолютизирует деятельность, считая труд человека высшей ценностью. Из права на труд и на его

1 См.: Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 289.

2 См., например, Кампанелла Т. Город Солнца. - М.: Госиздат, 1954.

результаты Фихте выводит право собственности, понимаемой как обладание такими материальными благами личного пользования, которые нельзя использовать для наживы и жизни за счёт труда других людей1.

Тема социального зла получает развитие в трудах Г.В.Ф. Гегеля. Гегель во имя предотвращения смерти обездоленного человека от голода, этого страшного общественного зла, обосновывает правомерность народа на ниспровержение существующих порядков .

В произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса дан обстоятельный анализ социального зла. Это зло рассматривается с точки зрения отношений «личной зависимости», при которых социальное отчуждение огромное и всесильно. Вторая ступень человеческого отчуждения — это отношения «личной независимости». Это — современное Марксу и нам общество индустриального типа, с мировым информационным и финансовым рынками, наёмным трудом. Господство социального отчуждения здесь наглядно воплощено в деньгах. На второй ступени человечество накапливает силы для перехода к стадии «присвоения» человеком всех накопленных человечеством сил и потенций. При этом Маркс исходит из той мысли, что не человек должен подчиняться отчуждённым сущностям (разделению труда, государственным институтам, деньгам, идеологическим иллюзиям и т.д.), а наоборот, всё это должно быть преобразовано и поставлено на службу человеку, людям в их личностной уникальности3.

В нашей отечественной философии изучение зла как социального явления представлено в трудах Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьёва, Г.П.Федотова4.

1 См.: Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века.-М.: Высшая школа, 1989.  С. 150-151.

2 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1977.

3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 46. Часть 1. - С. 100-101.

4 Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. - Париж, 1939; Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994; Соловьёв B.C. Свобода и

Исследованию сущности и специфической природы социального зла посвящены работы Д.Ж. Валеева, Э.В. Ильенкова, Л.Н. Когана, В. Кувакина

и др.1

Советские философы смогли отстоять лучшие традиции философствования о добре и зле по той причине, что в своей подавляющей массе не дали себя увлечь не только сложившимися к середине 30-х гг. XX века идеологическими стереотипами восприятия зла (зло — это капиталисты, империализм, частная собственность и т.д.), но и определённым романтическим духом, который господствовал вплоть до начала 70-х гг. и который толкал людей на ничем не обоснованное подвижничество в деле построения социально однородного общества, где «стёртыми» должны были оказаться не только классовые, но и национальные различия. Поэтому сегодня вполне можно и нужно говорить о феномене советской философии, которая представлена блестящими работами не только в области истории философии, но и в области методологии социального познания, включая сюда и познание общественных аномалий, девиантного поведения, различных форм конфликта, социальных антагонизмов, противоречий, всего того зла, которое связано с условиями социальной жизни людей.

Отсюда неоценимую помощь в осмыслении генезиса и сущности зла нам оказали труды С.Ф. Анисимова, М.М. Бахтина, B.C. Библера, А.В. Гулыги, А.Я. Гуревича, А.А. Гусейнова, А.Ф.Кудряшева, В.А.Малинина, И.С.Нарского, И.М.Орешникова, Л.А.Ширяева2 и других, а также работы по

зло в философии Шеллинга //Историко-философский ежегодник. - М.: Наука. 1987. - С. 271-278; Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. -СПб.: Изд-во СПб. университета, 1994.

1 Валеев Д.Ж. Происхождение морали. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Республика, 1991 Коган Л.Н. Зло. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992 и др.

2 Анисимов С.Ф. Духовные ценности, производство и потребление. - М.: Мысль, 1988; Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. - М., 1986; Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат, 1991; Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. - М.: Соратник, 1995; Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». -М.: Индрик, 1990; Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995; Ильенков

методологии социального развития Г.С.Арефьевой, Г.А.Антипова, В.С.Барулина, А.А.Валькова, Б.С. Галимова, Б.А.Грушина, В.Е.Кемерова, А.Н.Кочергина, А.Б.Курлова, СМ. Поздяевой, Р.М.Тухватуллина, В.Г.Федотовой и др.

К этому следует добавить, что в последние десятилетия обострился

< интерес к проблеме зла и его преодоления тех современных западных

учёных, которые работают в русле трансцендентальной парадигмы и теории

коммуникативного действия. Отметим работы Г. Гирндта, X. Трауба, Ю.

Хабермаса.

В последнее время обращается пристальное внимание на такую форму зла, как нравственное отчуждение, поскольку нравственность есть объединение воли людей и их моральности. Проникновение в природу нравственности затрагивает субстанцию всех институтов и степень их соответствия сущности человека. Это - работы Д.И.Дубровского, З.Р.Валеевой, ГШ.Великого, В.В.Журавлёва, В.Б.Иорданского, А.С.Курашова, О.Н.Крутовой, В.П.Коблякова, Ю.М.Смоленцева, К.Н. Смирнова3 и др.

Э.В. Философия и культура. - М.: Республика, 1991; Малинин В.А. История русского утопического социализма: Вторая половина XIX - начало XX века. - М.: Наука, 1991; Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992; Ширяев Л.А. Социально- философские проблемы оптимизации научно-технического творчества. - Свердловск: Изд-во УРГУ, 1990.

1 Арефьева Г. С. Общество, познание, практика. - М.:Мысль, 1988; Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии анализа общества как целостной системы. -

 Новосибирск, 1988; Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. - М: Изд-во

МГУ, 1982; Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. -

Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1981; Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт

определения и проблемы исследования. - М.: Политиздат, 1987; Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности //Вопросы философии. - 1999, № 7; Курлов А.Б. Методология

* социального моделирования. - Уфа: Автор-проект, 2000; Поздяева СМ. Российское

общество в условиях модернизации: (социально-философский анализ). - Уфа: БГУ, 1998; Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1997; Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. - 1995 -№12.-С.21-34идр.

2 См., например, Хабермас Ю. Будущее человеческой природы /Пер. с нем. - М.: Издательство «Весь мир», 2002.

3 Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. - М.: Изд-во «РЭЙ»,

Однако нравственность не существует в отрыве от других форм

сознания. И зло есть явление такое же комплексное, как и добро. Поэтому

создание механизмов снижения зла в обществе предполагает всесторонний

анализ форм взаимодействия морали и права, политики и морали, морали и

науки, анализ толерантности как предпосылки снижения зла, исследования

власти и проблемы её рационализации, анализ терроризма и предпосылок его

преодоления и т.д. Изучение всех этих вопросов содержится не только в

трудах западноевропейских авторов — М.Вебера, Э.Трёльча, В.Хёсле1, — но и

в трудах современных отечественных авторов, многие из которых уже

названы выше.

И всё же, несмотря на обилие работ, посвященных изучению отчуждения, негативных общественных явлений, включая расширение теневых сфер жизнедеятельности, следует отметить, что сама по себе проблема социального зла остаётся своеобразным «белым пятном». Не находит достаточного освещения в литературе выявление сущности зла и 4 механизмов, способствующих его снижению.

Объект исследования - социальное зло как феномен, порождённый реальными отношениями людей, условиями их социальной и культурной жизни.

Предмет - формы проявления социального зла в современном российском обществе.

Цель и основные задачи работы. Целью диссертации является философский анализ социального зла и механизмов его преодоления.

1994; Валеева З.Р. Нравственное отчуждение как философская проблема. - Авт-т дисс... канд. филос. наук. - Уфа, 1998; Великий П.П. Экономика и нравственность. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1992; Журавлёв В.В. Проблемы духовной жизни общества. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1972; Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций //Вопросы философии. - 1998, №12; Крутова О.Н. Человек и мораль. - М.: Политиздат, 1970; Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. - М.: Изд-во МГУ, 1989; Смирнов К.Н. Фауст против Мефистофеля? Диалоги и размышления о нравственной проблеме научно-технического прогресса. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1987 и др. 1 Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994; Трельч Э. Историзм и его проблемы. -М.: Юрист, 1994; Хёсле В. Философия и экология. - М.: Издат. фирма АО Kami, 1994.

10

С учётом данной цели автором решались следующие задачи:

• проанализировать существующие подходы к определению социального зла как сложного и противоречивого явления экономической, политической и духовной жизни;

• исследовать содержательные аспекты категории социального зла и ее соотношение с другими понятиями, выступающими одновременно как его формы;

• выявить факторы, детерминирующие развитие преступности как формы социального зла;

• рассмотреть становление в России социального и правового государства как механизма снижения общего уровня зла в обществе.

Методологическая база исследования. Методологической основой работы выступает системный подход к анализу социальных явлений. Одну из его отличительных особенностей составляет относительная адекватность уровню сложности и неопределённости социальных процессов, в силу чего эвристические возможности данного метода достаточно высоки.

Автор исходит также из философско-антропологического и ценностного понимания развития общественных отношений. Автор опирается на принцип историзма, особенно при раскрытии исторических форм зла; он исходит из принципа единства духовной жизни, который оказывается методологически продуктивным в процессе анализа причин возникновения социального зла.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

• обосновано, что социальное зло есть такое явление общественной жизни, которое функционирует на уровне разных субъектов как специфическое нигилистическое мировоззрение, целью которого становится кардинальное изменение общества (или человека) с помощью физического, экономического, политического, психологического и других видов насилия;

11

• обнаружено, что социальное зло обусловлено не только резкой поляризацией общества на сверхбогатых и очень бедных, но и наличием в обществе открытых и латентных очагов конфликтов, теневыми, незаконными взаимодействиями на всех уровнях общества;

• выявлены главные детерминанты преступности как одной из опаснейших форм социального зла: социальное неравенство, бедность, маргинализация населения, «теневизация» сфер жизнедеятельности общества, деидеологизация, правовой нигилизм, падение нравов;

• обосновано, что в условиях современной России происходит переориентация общественного сознания с гуманистических ценностей на ценности преступного мира, что свидетельствует об укоренении криминального мировоззрения в сознании россиян;

• доказано, что принципы организации преступного мира, который существует как «государство в государстве» в теле современного российского общества, подрывают глубинные основы общественной морали и активизируют антимодернизационные тенденции;

• выявлены механизмы, способствующие общему снижению в обществе зла (разграничение сфер права и нравственности, ясность и приемлемость для людей морального целеполагания со стороны государства, ориентация на построение социального и правового государства, воспитание у граждан способности вести политический дискурс, отличающийся достаточным уровнем гуманитарной культуры).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение работы заключается в том, что положения и выводы диссертации могут послужить теоретической основой для дальнейшего исследования сущности социального зла и его разновидностей, а также использованы в качестве общетеоретической основы для социологических исследований, анализирующих различные формы девиантного поведения человека.

12

Практическое значение работы заключается в том, что выводы диссертации найдут своё применение в процессе чтения лекционных курсов по социальной философии, социологии, культурологии, этики, политологии и правоведению, а также при чтении спецкурсов: «Правовой нигилизм в России», «Социально-философский подход к исследованию преступности».

Апробация исследования. Основные идеи и выводы диссертации докладывались на всероссийских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях, в том числе: на Всероссийской межвузовской конференции «Культурология в контексте гуманитарного мышления» (Саранск, 2004 г.); на научно-практической конференции, посвященной 95-летию основания Башкирского государственного университета (Уфа, 2004); на Международной конференции «Фихте, Платон, Макиавелли и идея правового общества» (Уфа, 2004 г.).

Концептуальные положения работы представлены в четырех публикациях автора общим объёмом 1,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 260 наименований. Общий объем диссертации — 135 страниц.

13

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА

§1.1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению социального зла

На вопрос о сущности зла философы в разные времена отвечали и отвечают по-разному. Но все их ответы, как замечает Л.Н. Коган, могут быть сведены в основном к трём позициям: 1) зло заключено в самой природе человека; 2) зло в основном не зависит от человека и от общества в целом. Оно присутствует в самом мироздании (у позднего Шеллинга, например, зло воплощено во второй космической потенции, которая олицетворяет силу смерти, стремление к небытию1); 3) зло порождено реальными, земными общественными отношениями людей, условиями их социальной жизни2. Именно этой последней точки зрения мы и придерживаемся, стремясь по возможности больше учесть то рациональное содержание, которое заключено в первых двух.

Тема общественного зла чрезвычайно обширна и многогранна. Прежде, чем мы приступим к ее анализу, нужно отметить следующее.

Категория зла не выступает обособленно от другого понятия, являющегося его антиподом - добро. Добро и зло в истории философской, и особенно этической, мысли выступают как нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой -нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явления социальной действительности.

1 Подробнее см.: Энгельс Ф. Шеллинг и откровение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. Т. 41. - С. 184; Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). — Уфа: РИО БашГУ, 2001.

2 См.: Коган Л.Н. Зло. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. - С. 106-107.

14

В интерпретации добра и зла в истории этики начиная с древности сталкивались две традиции.

Первая связывала эти понятия с человеческими потребностями и интересами, с законами природы или фактическими желаниями и устремлениями людей (натурализм), с наслаждением и страданием, счастьем и несчастьем человека (гедонизм, эвдемонизм), с реальным социальным значением действий индивидов для их совместной жизни.

Вторая выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума (и отклонений от них), из некоторых потусторонних миру сущего идей, сущностей, законов, в результате чего конфликту между добром и злом придавался метафизически-онтологический смысл борьбы двух извечных начал в мире, или же сводила содержание данных понятий к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека.

Но вместе с тем в данных понятиях сохранялось некоторое предельно общее содержание: они всегда выражали в форме нравственных оценок и предписаний практические задачи социальных субъектов в современности или. на отдаленное будущее - задачи, формулирующие, с одной стороны, требования сохранения уже достигнутых в предшествующем развитии культуры результатов, а с другой - выражающие неудовлетворенность сущим и цели дальнейшего исторического прогресса.

Наш подход к данной проблеме задан той доминантной характеристикой социальной философии, как совокупности социально-нормативных учений, согласно которой эта философия включает в себя размышления о возможностях человеческого духа, о парадоксах и тупиках духовного развития, а, следовательно, о негативной и позитивной сущности зла. Ведь Гегель прямо говорит о том, что зло «есть не что иное, как дух, ставящий себя на острие своей единичности»1. Социально-философское осмысление данного тезиса предполагает в свою очередь анализ явлений общественной

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. - С. 26.

15

жизни с точки зрения их социальной и духовной противоречивости. Тот факт, что дух сохраняется и в противоречии, свидетельствует о том, что он возвышается над злом и, следовательно, последнее не имеет такой абсолютной силы, какой обладает добро.

В настоящей работе нас интересует зло прежде всего как социокультурный феномен, как явление социальной и культурной жизни. Поэтому следует особо выявить ракурс рассмотрения данной проблемы социальной философией.

Социальная философия рассматривает зло как имманентно присущее каждому обществу явление, связывает его причины с отклонениями от норм общественной жизни и социализации личности. В то же время социальная философия показывает, как с течением времени менялись требования человека к действительности: если мир социума и его порядок не удовлетворял человека, то он своими действиями пытался изменить его, нарушая нравственные предписания, установленную систему ценностей. Тем самым социальная философия рассматривает также эволюцию форм социального зла, которые выступают как изменения канонов морального сознания в разные исторические эпохи. Наконец, социальная философия, формулируя цели дальнейшего исторического прогресса, ставит практические задачи сохранения уже достигнутых в предшествующем развитии культуры результатов и преодоления наиболее опасных для общества форм социального зла.

«Социальная философия, - читаем в «Философском словаре», - включает все размышления о возможностях, которые представляет лучше устроенный мир, а, следовательно, также все социальные утопии и идеологии, выдающие себя через видимость философского обоснования за научные теории»1.

1 Философский словарь. - 22-е, новое, переработ, изд. под ред. Г.Шишкоффа /Пер. с нем./ Общ. ред. В.А. Малинина. - М.: Республика, 2003. - С. 417-418.

16

Комплексный социально-философский анализ позволяет сделать вывод, что, условно говоря, логика истории с её объективно заданными макропроцессами постепенно «уступает дорогу» этике личности, осознающей сложность нынешнего момента, стремящейся совершать ответственные и социально значимые поступки в целях улучшения положения дел в социуме, а, следовательно, «в русле реального освобождения от социального зла»1. В этом плане можно развивать мысль об актуальности духовно-нравственного наследия Сократа, склонявшегося к той идее, что добродетель есть знание и благодаря ему человек вырабатывает моральные нормы как наилучшее средство для улучшения своей жизни. Одна интеллектуализация нравственности и свободы ничего не даёт; она должна быть ориентирована на укрепление единства слова и дела, что выступает критерием подлинно духовной жизни людей и способом преодоления социального зла.

Философы действительно постоянно размышляли и продолжают размышлять о путях построения лучшего мира и, следовательно, о преодолении зла в обществе. Таких вариантов или социальных моделей в истории социально-философской мысли было создано большое множество.

Но мы решили остановиться лишь на таких, которые существенным образом не только повлияли на стиль мышления теоретиков, но и имели отношение к реальной исторической практике людей.

Первый подход называется трансцендентальным. Он имеет давнюю историю и связан не только с именами И. Канта и И.Г. Фихте, но и уходит своими корнями в античность, главным образом к неоплатонику Плотину.

Однако прежде чем охарактеризовать этот подход, логично было бы обратиться к самому Платону. Его попытка осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (Сицилия) потерпела неудачу. Но отсюда,

1 См.: Артёмов В.М. Свободный человек: средство или цель //Первый Российский философский конгресс. В 7-ми тт.: Т. VI. - СПб., 1997. - С. 225.

17

видимо, нельзя делать вывод о непродуктивности самого платоновского учения об идеях и содержащейся в его рамках теории соотношения добра и зла.

Согласно Платону, социальное зло возникает в том случае, если человек

„ живет в неправильно организованном государстве. Подобно тому, как в

* душе имеются три части, так и в государстве должны быть три группы

, граждан, три сословия. Разумной части души должно соответствовать

сословие философов — правителей; «яростной» части — сословие воинов —

стражей; низменной — сословие земледельцев и ремесленников. Именно

такое государство добродетельно и справедливо, поскольку в таком

государстве все служат ему как некой целостности и каждый занимается

«своим делом» и не вмешивается в чужие дела, а это и есть

справедливость»1. Заметим, что с таким разделением вряд ли согласятся

трудящиеся, лишённые в государстве Платона всяких прав, даже права на

защиту своей родины от врагов.

* Для самого Платона — это явный вымысел, обман, в истинности которого, однако, необходимо убедить граждан проектируемого государства2. Вместе с тем функциональная действенность такого вымысла ограничена определённым сроком ожидания, своего рода периодом полураспада надежды и её увядания.3 Но эта социальная ложь вполне допустима, поскольку она служит благу целого.

Платон с осуждением относится к существующим государственным формам. Он верно замечает, что в государствах существует имущественное неравенство, делающее из одного государства «два враждебных между собой

* государства: одно - бедняков, другое - богачей»4. При этом «в каждом из них

См.: Платон. Собрание сочинений в 4-х т.: Т. 3. - М: Мысль, 1994. - С. 204-205.

2 См.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М: Высшая школа, 1981. - С. 271.

3 См. Дубровский Д.И. Обман: Философско-психологический анализ. - М.: Изд-во «РЭЙ». 1994.-С. 23.

4 См.: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 3. - С. 192.

 

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz