Записки нигилиста

Записки нигилиста. (Цитатник).

 

Введение.

 

 Одна из основных установок постмодернизма, заключалась в том, что для современного творческого человека – все уже сказано и ему остается только цитирование. Отчасти соглашаясь с этим, я составил эту эпопею цитат.

«Хочу сделать (!) книгу из фрагментов, заметок, афоризмов – и только.

 Может быть, я ошибаюсь, но, по правде говоря, такая форма куда ближе моему складу, моей любви к отрывкам, чем все эти развёрнутые эссе, где ради внешней строгости приходиться поступаться внутренней правдой» [Чоран, 2002, с.491]. Здесь я совпадаю в желание с Чораном и попробовал его реализовать.

 

    Часть 1.

 

«Только сила отрицания от всего прошедшего есть сила, создающая нечто новое и лучшее» (Н.Г. Чернышевский).

«Главная социальная устремлённость философии – критика настоящего, постоянное обнаружение отживающих структур и форм бытия, тормозящих прогрессивное развитие. Отсюда и напряжённость отношений философа и стабилизирующих жизнь властных структур» [Кочергин,1996, с. 36].

«Сколько дурака ни учи, а он все равно все знает». (Л.С.Сухоруков).

«Ум, чуждый тревоги, вызывает во мне гнев или досаду» (А. Франс).

«Если мир — хаос, то книга станет не космосом, но хаосом, не деревом, но корневищем. <...> Все ее точки будут связаны между собой, но связи эти бесструктурны, множественны, запутаны, они то и дело неожиданно обрываются. Книга эта будет не калькой, а картой мира, в ней исчезнет смысловой центр». (Делез и Гваттари, "Ризома" (1976)).

«Слова – образы; словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно говоря, словарь есть книга в самом широком значении слова. Все другие книги содержаться в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из неё». (Ф. Вольтер).

«Книга должна быть либо произведением искусства, либо вызовом обществу. Другая цель литературной работы просто нелепа». (Фердыев, В. Рокотов "Идиотский роман").

«Честное изображение зловещих фактов, никогда не было настолько необходимым, как сейчас, потому что, как мне кажется, мы превратили уход от реальностей жизни (эскейпизм) в систему нашего мышления» [Шумпетер Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия. М.: Экономика, 1995. С.26].

«Разве незнаем сами, что есть много презренного и глупого в жизни? И без того случается нам часто видеть то, что вовсе неутешительно. Лучше же представляйте нам прекрасное и увлекательное. Пусть лучше позабудемся мы!» [Гоголь Н. «Мёртвые души» М.Л., 1948. С.240.].

«Я всегда полагал, что, если люди хоть на минуту перестали лгать и высказали вслух то, что думают, общество бы не устояло» (Ш. Сент-Бев).

«Иллюзия – вот что рождает наш мир: разрушить её – он тоже рухнет» [Чоран,2002, с. 198].

Не иллюзия ли свободы существует в этом мире? «Лелеять мысль, одну-единственную, но такую, что взорвала бы мир» [Чоран,2002, с.106].
Что может взорвать этот мир как не свобода, мысль о свободе?

«Путь общества, не освещённый философской рефлексией, - это путь в «никуда» [Кочергин,1996, с.15].

«Буквально на наших глазах туннель, по которому поезд цивилизации движется в будущее, становится шахтой, ведущей в небытие». «Единственный путь выживания и спасения – отказ от господствующих ценностей этого мира» [Орлов,2002, с.116].

«…Спасение прежде всего в философской рефлексии» [Кочергин,1996, с.37].

«Свобода – это сила на реализацию своего собственного понимания, своего “так вижу – и не могу иначе…» [Мамардашвили,1992, с.209].

«Философия (и мысль вообще) не может и не должна почтительно замирать ни перед чем» [Мамардашвили,1992, с.32].

 «Старое противопоставление искусства и философии достаточно произвольно. Если понимать его в узком смысле,  то оно просто ложно.  Единственно приемлемый аргумент сводится здесь к установлению противоречия между философом, заключенным в сердцевину своей системы и художником,  стоящим перед своим произведением.  Но,  подобно мыслителю, художник вовлекается в свою работу и в ней становится самим собой. Это взаимовлияние творца и произведения образует важнейшую проблему  эстетики.  Между  дисциплинами,  которые создаются человеком для понимания и любви, нет границ» (А.Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде."  М. 1989.)

 

 «Лишь поздно является мужество признать то, что, собственно говоря, уже знаешь» [Ф. Ницше, 2000, с.602]. 

 

«Наличие у ученого каких-то собственных проблем, если только они осознаны, не мешает ему быть объективным в его исследованиях. Иначе придется признать, что самые важные вопросы изучать некому». [И. Кон, 1999, с.6].

 

«Когда начинаешь размышлять, все оказывается трудным!» (А. Франс).

 

 «Разве незнаем сами, что есть много презренного и глупого в жизни? И без того случается нам часто видеть то, что вовсе неутешительно. Лучше же представляйте нам прекрасное и увлекательное. Пусть лучше позабудемся мы!» [Гоголь Н. «Мёртвые души»  М.Л., 1948. С.240.].

 

 «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». (Эпикур)

 

 «Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но зато избавила меня от очень многих трат». (А. Шопенгауэр)

 

 «Что такое философ? Это человек, который законам противопоставляет природу, обычаям - разум, общепринятым взглядам - совесть, и предрассудкам - собственное мнение». (Н. Шамфор)

 

  «Я есть мой мир» (Л. Витгенштейн).

 

 «Человек - единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти» (Э. Фромм)

 

 «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». (Карл Маркс).

 

 «Нам нужно искоренить из сознания демократию знания, согласно которой существует только то, что может знать каждый».  (Х.  Ортега-и-Гассет)

 

 «Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же».  (Ж.П. Сартр).

 

 «Неужели человек менее прав оттого, что с ним никто, не согласен?» [А. Герцен, 1986, с.100].

 

 «Всякое истинное познание - переходит в переживание. Я не познаю сущность явлений, но я постигаю их по аналогии с волей к жизни, заложенной во мне. Таким образом, знание о мире становится моим переживанием мира. Познание, ставшее переживанием, не превращает меня по отношению к миру в чисто познающий субъект, но возбуждает во мне ощущение внутренней связи с ним» [Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.,1993. C.476].

 

 «Ересь - всего лишь другое название свободы мысли». (Грэм Грин)

 «Догма есть не что иное, как прямой запрет мыслить». (Людвиг Фейербах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz