Часть 3.
«И я доныне не слыхал, увы, ни от кого,
Зачем я жил, зачем страдал и сгину для чего».
Даже самые
светлые в мире умы
Не смогли разогнать окружающей тьмы.
Рассказали нам несколько сказочек на ночь
И отправились, мудрые, спать, как и мы.
Не завидуй
тому, кто силен и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равную вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
Тот
усердствует слишком, кричит: "Это - я!",
В кошельке золотишком бренчит: "Это - я!".
Но едва лишь успеет наладить делишки,
Смерть в окно к хвастунишке стучит: "Это - я!". (Омар Хайям)
«Вообразите,
что перед вами множество людей в оковах, и все они приговорены к смерти, и
каждый день кого-нибудь убивают на глазах у остальных, и те понимают, что им
уготована такая же участь, и глядят друг на друга, полные скорби и
безнадежности, и ждут своей очереди. Вот картина человеческого существования».
(Б. Паскаль)
«Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем,
пренебрегая тем единственным, которое нам дано». (Б. Паскаль)
«Каждый
человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает». (Г. Гейне)
«Удивительно
устроен человек: он огорчается, когда теряет богатство, но равнодушен к тому,
что безвозвратно уходят дни жизни». (Абу-ль-Фарадж)
«...С каждым днем он все более похож на
свой будущий труп». (Ж.П. Сартр).
«Нельзя все время суетиться и спешить. Чтобы
восстановить душевное спокойствие, чтобы можно было подумать о чем-то большом и
прекрасном... для этого человеку обязательно нужно одиночество, высокое небо
сквозь деревья, тишина, робкий птичий пересвист, солнечное сияние снегов».
(Игорь Минутко)
«КАЗАЛОСЬ БЫ, в наше динамичное и жизнеутверждающее
время, не приспособленное для медитаций и долгих раздумий, вряд ли можно найти
людей, которые последовали бы призыву древних - "Думай о смерти!".
Тут о насущном-то едва успеваешь подумать, да и потом - слишком уж депрессивно
как-то, все равно, что ее желать. Это древние относились к ней не менее
трепетно, чем к жизни, а может, и более. Теперь же это, пожалуй, несовременно» (Татьяна Кондакова Независимая Газета от 24.05.2001) – яркий пример
филистерства…
“…Человек
исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке” [Фуко. Слова и
вещи. Археология гуманитарных наук. М. 1994. С.404].
Религиозная
феноменология.
«Философы в своей борьбе против религии разрушили
язычество, но тогда возникла новая религия - христианство. С последнею тоже
будет покончено, но тогда, верно, явится еще новая, и философам будет задана
новая работа; и опять-таки она окажется бесплодной. Мир - огромный скотный
двор, очистить который вовсе не так легко, как конюшни Авгия, ибо пока его
метут, быки остаются в нем и наваливают новые кучи навоза». (Г. Гейне).
«Религия
есть самосознание и самочувствование человека, который еще не обрел себя или
уже снова себя потерял». (К. Маркс)
«Долой
разум! - вот основа религии». (П. Гольбах)
«Человеческое
ничтожество слишком велико, чтобы обходиться без веры». (Г. Гейне)
«Чем
ограниченнее кругозор человека, чем меньше он знаком с историей, природой и
философией, тем искреннее его привязанность к своей религии». (Л. Фейербах).
«Если бы
бога не существовало, его следовало бы выдумать». (Вольтер)
«При виде
зла, покрывающего весь мир, если бы даже бог существовал, нужно было бы его
отвергнуть». (А.П. Барятинский)
«Если вы
говорите с Богом, это молитва; а если Бог говорит с вами, это шизофрения».
(Томас Сас/ T.S. Szasz).
«Депрессия сближает человека с церковью - как, впрочем, и
похороны». (Кларенс Дарроу).
«Атеизм -
готовность категорически отрицать то, чего даже нельзя ясно определить».
(А.Круглов)
«Самым
непонятным в нашем мире является то, что он все-таки понятен». (А.Эйнштейн)
«Вот мое
богословие в двух словах: мир продиктован, но не подписан».
(Кристофер Морли).