«Видеть и чувствовать - это быть, размышлять - это жить»

                 Часть 5.

 

 

 

Вам случалось любоваться Матрицей, ее гениальностью?
Миллиарды людей живут полноценной жизнью во сне …
K. Reeves, L. Fishburne. The Matrix.

 

«Мегамашина — это полностью организованная и гомогенная социальная система, в которой общество, как таковое, подобно машине, а люди подобны ее частям. Этот вид организации с его тотальной координацией, с “постоянным увеличением порядка, мощи, предсказуемости и всеобщего контроля” достиг почти чудесных технических результатов в ранних мегамашинах вроде египетского и месопотамского обществ, а с помощью современной технологии найдет свое полнейшее выражение в будущности технического общества». (Льюис Мемфорд).

 

«Государство - это социальный механизм, созданный людьми для людей, но поражающий своей бесчеловечностью». (Виктор Гаврилов)

 

«Мы приучены покоряться так называемой политической мудрости государственных руководителей - и настолько привыкли ко всем таким явлениям, что большинство из нас не может понять, насколько глупо, насколько вредно для человечества историческое поведение народов. Но если осознать это, невозможно уйти от вопроса: как же получается, что предположительно разумные существа могут вести себя столь неразумно? Совершенно очевидно, что здесь должны действовать какие-то подавляющие сильные факторы, способные полностью вырывать управление у человеческого разума и, кроме того, совершенно не способные учиться на опыте. Как сказал Гегель, уроки истории учат нас, что народы и правительства ничему не учатся у истории и не извлекают из нее никаких уроков».  [Лоренц К. Агрессия.].

 

 

«История скучная сказка, рассказанная дураком» (Шекспир)

 

 «Все, что строится, создается из разрушенного, и в этом мире нет ничего нового, кроме форм». (Марсель Швоб)

 

 «Мы все страдаем от необходимости подавлять свои побуждения; одни больше, другие меньше - по причине очень разной врожденной склонности к социальному поведению. По доброму, старому психиатрическому определению, психопат - это человек, который либо страдает от требований, предъявляемых ему обществом, либо заставляет страдать само общество. Так что, в определенном смысле, все мы психопаты, поскольку навязанное общим благом отречение от собственных побуждений заставляет страдать каждого из нас. Но особенно это определение относится к тем людям, которые в результате ломаются и становятся либо невротиками, т.е. больными, либо преступниками. В соответствии с этим точным определением, "нормальный" человек отличается от психопата - или добрый гражданин от преступника - вовсе не так резко, как здоровый от больного».       [Лоренц К. Агрессия. Сё человек].

 

 «Это не жизнь, это какая-то краткосрочная увольнительная из небытия в бытие». («Неделя», 1970, N 25, с.3)

 

 «Жизнь дается человеку только один раз. И прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое». (Н.А. Островский)

 «Жизнь - это кошмар между двумя безднами небытия». (Жюль де Гонкур).

 «Наше достоинство - не в овладении пространством, а в умении разумно мыслить. Я не становлюсь богаче, сколько бы ни приобретал земель, потому что с помощью пространства Вселенная охватывает и поглощает меня, а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную». (Б. Паскаль, “Мысли”).

 

«Мы обращаемся с человеком согласно тому, как мы его рассматриваем. Одно это делает необходимым для нас распознавание философского и религиозного фона нашего образа человека» [Н. Пезешкин].

 

«..То, что люди ищут всю жизнь, можно найти в одной единственной pозе, в глотке воды...» (В. Экзюпеpи).

«Жить - означает только быть наедине со смертью». (Луис Сернуда).

 «Человек, который отошел от мира и располагает возможностью наблюдать за ним без интереса, находит мир таким же безумным, каким мир находит его». (Дж.Савил маркиз Галифакс)

 

« Мир, несомненно, существует объективно, иначе бы он не был столь ко мне безразличен»  (Подводный А.)

 

 

«...Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и духа, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья, несомненно, важнее того, что есть у человека». (А. Шопенгауэp).

 

 

«Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в неустойчивом состоянии. Произошёл Большой взрыв, вакуум разогрелся до 10 19 градусов Кельвина. При такой гигантской температуре не могли существовать современные молекулы и элементарные частицы. Взорвавшийся вакуум стал расширятся и вследствие этого охлаждаться.

  Уже в первую секунду произошло очень много явлений, в частности появилось вещество, началось образование химических элементов. Позднее возникли звёзды и планеты. Биологическая эволюция началась на нашей планете около 4 млрд лет назад. Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому назад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали способны к членораздельной речи, мышлению, широкому использованию орудий труда. Возраст цивилизации составляет всего около 20 тыс. лет»  (Канке,2001, ).

 

«Бога выдумали, чтобы спасти мир от пустоты» (М. Унамуно).

«Перед тем как родить ребенка, следует подумать, не выпадет ли хоть один шанс, что ему будет плохо. А такой шанс есть всегда. К тому же никто не знает, какова на самом деле смерть. Может быть, она настолько жутка, что существование - каким бы прекрасным оно ни было - не оправдывает и одной секунды смерти. Мне кажется циничным и кощунственным, что люди берут на себя эту ответственность». (Алина Витухновская, поэтесса)

 

«…Ежегодно появляется около 100 миллионов человек, что равно современному населению Западной Европы» [Кохановский В.П. и др. Философия…  ].

 

 

«Коммунизм - это религиозная галлюцинация атеистической головы». (Фазиль Искандер)

 

«Устойчивость обществу придают или цепи, или собственность». (Фазиль Искандер).

 

Личность и общество.

 

«Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема -
проблема самоубийства». (А. Камю).

 «Ад - это Другие». (Ж.П. Сартр).

 

«Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо». (Ж.П. Сартр).

 

«В ком мы действительно нуждаемся, так это в социальном критике, появившемся из недр своего собственного общества. В том, кто не утратил связи, кто эмоционально близок. В том кто должен подвести черту, сделать выбор, сказать “нет”» [Уолцер М. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия ХХ века. - М., 1999.]

 

«Социальный критик «исходит из того, что мы обладаем душой, более или менее похожей на его собственную; это его отправная точка…» [Там же].

 

«Мы видим …только нашими собственными глазами. Было бы нелепо думать, что мы должны вырвать их для того, чтобы увидеть всё в верном свете» [Уолцер М. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия ХХ века. - М., 1999.].

 

«Самое важное – не пойти ко дну, но как ещё можно удержатся на плаву, кроме как критикуя то, что происходит в окрестных водах?» [Уолцер М. Компания критиков…].

 

«…Многие философские течения, особенно в ХХ в., акцентируют внимание на том, что человеческий мир становится все более непригодным для человека, который чувствует себя в нем неуютно, одиноко, предстает анонимно. Связи между индивидом и миром как бы обрываются, индивидом все больше манипулируют. В ХХ веке отчуждение становится столь всеобъемлющим, что человек ощущает себя совершенно потерянным в мире» [Хевеши М.А. Толпа, массы, политика: Ист.-филос. очерк. - М., 2001.].

 

Как считает психиатр М. Буянов: «Жизнь интеллигентного человека это постоянная борьба между ним и бесконечным давлением со стороны общества. В этой борьбе и формируется  такие показатели личности, как чувство собственного достоинства, самоуважение и другие показатели, определяющие индивидуальность. Да и сама личность вне этой борьбы не проявляется» [Буянов М.И. Тяжелые люди. М., 1993.]. «Свобода это победа индивидуальности над массой. Индивидуальность человека в социально-философском плане это результат борьбы человека с нивелирующим его людским обществом. Личность это следствие несовпадения и противопоставления индивидуальности и массы. Быть свободным – значит, постоянно противостоять стремлению массы раздавить человека, лишить его индивидуальности» [Там же].

 

 «Даже  ад, вероятно, имеет своих консерваторов…» - слова английской поэтессы  К. Бови.

Как писал Марсель Пруст: «Критик обязан знать всё, а о прочем – догадываться».

 «Все люди нуждаются в помощи и зависят друг от друга. Человеческая солидарность – это необходимое условие раскрытия любой единичной индивидуальности» (Э. Фромм)

 

«До той поры, пока мы не научимся любоваться человеком, как самым красивым и чудесным явлением на нашей планете, до той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни»  (М. Горький).

 

     «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». (Теренций Публий).

 

«Homo homini deus» («Человек человеку — Бог») (Л. Фейербах).

 

«Есть лишь одна честь – честь оказать помощь, есть лишь одна сила – сила прийти на помощь» (Р. Эмерсон).

 

 «Люди так мало интересуются другими людьми, что даже христианство велит делать добро из любви к Богу». (Чезаре Павезе).

«Люди живут и друг друга не видят, ходят бок о бок, как коровы в стаде, в лучшем случае бутылку вместе разопьют»  (Мишель Уэльбек "Платформа")

 

«Можно умереть или ополоуметь, живя в обществе, в котором все и каждый систематически нас не замечают и ведут себя так, будто нас на свете нету» [Эко У. Пять эссе на темы этики. – СПб., 2002.].

 

 «В этом мире я только прохожий». (С. Есенин)

 

 «А что я могу сделать один, если таких, как я, - миллионы?» (Аркадий Давидович).

 

  «Нигде не чувствуешь так свое одиночество, как среди людей» (Т. Ребрик)

 

 «Человек не может жить один, и точно так же не может жить в обществе». (Ж. Дюамель).

 

 «Проблема одиночества человека – это проблема его ненужности, невостребованности другим человеком. Он «не прорвался» к нему сквозь скорлупу социальности и мышления» [Кутырев В.А. Разум против человека. М., 1999.].

 «Человек ко всему привыкает и со всем смиряется. Даже со своей ненужностью. Механизм адаптации: любая патология в конце концов возводится в норму» [Кутырев В.А. Разум против человека. М., 1999.].

 

 «Посреди ярмарки испытывать одиночество, которому позавидовали бы отцы-пустынники» [Чоран Э.М. После конца истории: Философская эссеистика. СПб., 2002.].

«Тяжелые, недоброжелательные взгляды со всех сторон. Страшно даже представить эти глаза во время бунта.
 Слово «ближний» в больших городах бессмысленно. Где оно на месте, это в сельских цивилизациях: там каждый знает каждого и все могут по-соседски любить и ненавидеть друг друга» [Чоран Э.М. После конца истории: Философская эссеистика. СПб., 2002.].

 

 Известный мастер эпиграммы Н. Щербина писал в 1867 году: «Вникая в мир и жизнь людей,/ Да и в себя как человека,/ Я вижу дичь в душе моей / И в ходе общества от века./ Все в небе стройности полно,/ А нам и смысл отмерен скупо,/  Планеты движутся умно,/ А люди движутся так глупо».

 

 «Не знаю, как у вас, но за долгие годы у меня накопилась некоторая усталость от постоянного грохота жизни вокруг, от нескончаемых ужасов бытия, от удушливости мегаполиса». (NN)

 

 «Эгоист? Безусловно: моя собственная жизнь интересует меня больше, чем жизнь Юлия Цезаря». (Ж.Ренар)

 

 «Что зависит от моей жизни?» (Л. Витгенштейн).

 «Парадоксально, но факт, - писал В.В. Парцвания, -  что все более нарастающий прогресс, увеличение производства материальных благ и всеобщая «цивилизация» весьма отрицательно сказываются на всеобщем положении человека. Человек теряет точку опоры. Конкретное «Я» приобретает тенденцию к абстрактности и растворенности во всеобщем «Я». Возрастает беспомощность и обостряется бессмысленность существования индивида. Совокупные общественные отношения не порождают главную ценность — человека и не ставят его главной целью. Напротив, их целью становится «пожирание» отдельных индивидов для своего абстрактного существования. Они стали похожи на большую реку, которая поглощает сотни маленьких ручейков для собственного бессмысленного «блага», для того, чтобы самой раствориться «бесцельно» в мировом водовороте» [См.: Парцвания В.В. Генеалогия отчуждения: от человека абстрактного к человеку конкретному. CПб.: Университетская книга, 2003.].

 

 «Какой толк от того, что я занят культурой Египта и Шумера, цивилизацией Индии, хеттами и крито-микенской культурой и способен волноваться о «будущем расы» и «рациональном построении общества», если сам я абсолютно беспомощен? Гессинг сказал: «Тот, кто лишен денег, лишен элементарных прав человека» Почему кто-то должен быть лишен их в мире изобилия?»  [Олдингтон Р.  Собр. Соч. в 4х т.  Т.4  М., 1989].

 

 «Моя ли вина, что я родился в обществе, которое относится с такой бережностью к своим бумажным богатствам и с таким пренебрежением – к живому богатству, к живым человеческим существам? Только ли моя вина, что общество не находит мне места, не может меня использовать?» [Олдингтон Р.  Собр. Соч. в 4х т.  Т.4.   М., 1989.].

 

 «…Почему личность – почему я должен быть нищим и угнетенным в мире потенциального изобилия?»  [Олдингтон Р.  Собр. Соч. в 4х т.  Т.4  ].

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz