АНОНС
Замалеев А.Ф.
Лекции по
истории
русской философии.
Изд. 2-е,
дополненное
и
переработанное.
— СПб.:
Издательство
Санкт-Петербургского
университета,
1999.
312 с.
В книге профессора Санкт-Петербургского государственного университета А. Ф. Замалеева прослеживается развитие русской философии с момента ее зарождения в эпоху христианизации Руси до настоящего времени. Для преподавателей, аспирантов, студентовгуманитарных вузов, широкого круга читателей.
Содержание
Предисловие.............................................................................................................. 3
Несколько пояснений ко второму изданию........................................ „....9
Раздел
первый. Религиозно-философские
представления
русского
средневековья............................................................................................. 11
О восточнославянском язычестве. Греческая патристика: каппадокийцы, Иоанн Дамаскин. Кирилло-мефодиевская традиция. Светская литература: «Пчела». Зарождение древнерусского рационализма: Иларион Киевский, Никифор Грек, Владимир Мономах, Климент Смолятич, Кирилл Туровский.
II. Еретические учения 32
Языческая оппозиция и общехристианские ереси: арианство, богомильство. Самобытные ереси: стригольничество, московские антитринитарии, «новое учение» Феодосия Косого, ересь Дмитрия Тверитинова.
III. Исихазм и мистика древнерусского нестяжательства..................... 48
Теология византийского исихазма: Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама. Киево-Печерская идеология:Феодосий Печерский, Нестор Летописец. Нестяжательство: Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Артемий Троицкий, Максим Грек. Возрождение афонской мистики: Паисий Величковский.
IV. Идеология московской централизации. Иосифлянство.................. 61
Иосиф
Волоцкий.
Митрополит Макарий.
V. Церковный раскол и религиозные идеалы
старообрядчества..................................................................................................... 71
Сущность церковного раскола. Патриарх Никон.
Аввакум Петров.
Раздел второй. Просветительская философия..................................................... 80
Основные черты русского Просвещения. А.М.Курбский. Философия профессоров Киево-Могилянской академии: Стефан Яворский, Иннокентий Гизель. Московские мыслители: Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, братья Лихуды.
II. «Петровское западничество»....................................................................................... 97
Абсолютизм и европеизм. Феофан Прокопович. В.Н.Татищев.
III. Философия эпохи зрелого Просвещения 107
Просвещение и профессионализация философии. Метафизика: Г.Н.Теплов, Д.С.Аничков, Я.П.Козельский. Метафизика массонства. Натурфилософия и антропология: М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, А.И.Галич. Социальная философия: «Наказ» Екатерины II, С.Е.Десницкий, М.М.Щербатов, П.Я.Чаадаев.
.139 |
Раздел
третий.
Идейно-философские
течения
XIX—начала XX вв.................................
Этапы развития радикализма. Декабризм: П.И.Пестель, М.А.Фонвизин. Разночинство: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев. Народничество: П.Н.Ткачев, П.Л.Лавров, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин. Русский марксизм: Г.В.Плеханов, А.А.Богданов, В.И.Ленин.
II. Философия христианского консерватизма.............................................. 169
Направления христианского консерватизма. Духовно-академическая философия: Ф.Ф.Сидонский, В.Н.Карпов, Ф.А.Голубинский, В.Д.Кудрявцев-Платонов, П.Д.Юркевич, В.И.Несмелов. Славянофильство: И.В.Киреевский, А.С. Хомяков, К.С.Аксаков, Н.Я.Данилевский. Разрушение славянофильства: К.Н.Леонтьев. Почвенничество: А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М.Достоевский. Толстовство.
III. «Духовный ренессанс»............................................................................................. 209
Предпосылки развития «ренессансной» философии. Н.Я.Грот и журнал «Вопросы философии и психологии». В.С.Соловьев. Н.А.Бердяев. Н.О. Лосский. И.А.Ильин. Эпигоны мистицизма: П.А.Флоренский, С.Л.Франк, А.Ф.Лосев.
Раздел четвертый. Развитие русской философии в пореволюционный период 232
I.
Идейно-духовные направления русского зарубежья............................... 233
Специфика пореволюционного развития русской философии. Сменовеховство. Евразийство: Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий. Христианский социализм: Г.П.Федотов. «Спор о Софии»: С.Н.Булгаков.
II. Утверждение сталинизма........................................................................................... 241
Идейная борьба и большевизме. Механисты и диалектики. Л.Д.Троцкий. Н.И.Бухарин. И.В.Сталин.
III. «Апокрифическая философия».................................................................................. 248
Возникновение идейно-философской оппозиции. Философия космизма: Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский. Философская антропология: А.А.Ухтомский, М.М.Бахтин.
IV. Разрушение марксизма 263
Причины деформации марксизма-ленинизма. А.А.Любищев. Э.В.Ильенков. В.П.Тугаринов.
Заключение.......................................................................................................... 267
Примечания...................... .................................................................................. 270
Монографии по русской философии
Раздел I
Религиозно-философские представления
русского
средневековья
Русское
средневековье
продлилось
почти восемь
столетий — от
призвания
варягов в
Общей
духовной
санкцией
русского
феодализма
явилось восточное
христианство,
православие.
В течение
веков оно
претерпело
значительные
трансформации
как в сфере
исповедания,
так и культа.
В нем отчетливо
выделяются
три этапа,
или формы,
развития: древнекиевский,
когда оно
было
преимущественно
ориентировано
на почитание
Богородицы; московский,
ознаменовавшийся
переходом от
«богородичного»
православия
к христоцентризму,
и, наконец, синодский,
сохраняющийся
и поныне,
возникший на
почве замены христоцентризма
новогреческим
тринитаризмом,
поклонением
Святой
Троице. Эти
изменения
отражались
на об-
11
щем строе
древнерусской
духовности,
определяя
содержание
религиозной
и
философской
мысли
отечественного
средневековья.
1. Становление
русской
философии
Первые
опыты
русской
философии
восходят к древнекиевс-кой
эпохе и
связаны с
христианизацией
Руси. Философия
не могла еще
зародиться в
недрах славянского
язычества.
Как бы ни
была своеобразна
и
содержательно
богата
автохтонная
мифология
древних русичей,
она все же
оставалась
чисто
«стихийной
религией» — с
неразвитым
дуализмом
божественного
и природного,
Мир для нее
выступал
лишь как
обиталище
богов, духов:
за каждой
вещью стояло
свое особое
божество,
поклонение
которому
заслоняло
познание этой
вещи. В лоне
славянского
язычества не могла
сложиться не
то что
философия, но
даже просто
секуляризованное
мировоззрение.' Это не
означает,
будто
славянское
язычество
никак не
повлияло на
духовное
развитие русского
средневековья.
В народной
среде очень
долго
сохранялось
«двоеверие»:
в храмах
исповедовали
Троицу, в
домах поклонялись
кумирам.
Языческой
«деформации»
подверглось даже
само древнерусское
православие.
Первостепенное
значение
приобрел
культ
Богородицы, в
основу которого
легли
традиционные
представления
о
благодетельном
женском
существе, прародительнице
славянского
рода — Рожанице.
Христос
первоначально
ассоциировался
преимущественно
с младенцем;
образ Христа-Вседержителя,
Христа-Пантократора
утвердился
только в
московский
период. Народное
язычество
питало все
еретические
выступления
русского
средневековья.
1. Греческая
патристика. Зарождение
русской
философии было
прежде всего
стимулировано
христианством.
Оно пришло на
Русь в форме
византийского
православия,
допускавшего
богослужение
на
национальных
языках.2
Это
потребовало
организации
«книжного
дела»,
налаживания
переводов
церковной
литературы
на
славянский
язык.
Креститель
Руси князь
Владимир Святославич
не только «начаставити
по городам
церкви и
попы», но и «поимати у
нарочитые чади
дети» и
отдавать их
на «ученье
книжное».
Через
два—три
десятилетия
возникает национальная
интеллигенция.
В княжение его
сына
Ярослава
Мудрого при
дворе
складывается
крупный
литературный
центр,
ставший
своеобразной
средневековой
академией. «И
собра писце
многы, —
сказано о
нем в
«Повести
временных
лет», — и перекладаше
от грек на
словеньское
письмо. И списаша
книгы многы, ими
же поуча-шеся вернии
людье,
наслаждаются
ученья божественнаго».3 В
12
сот
названий.
Самая
крупная
библиотека
находилась в
киевском
храме святой
Софии.
В
составе
переводной
книжности
особо выделялась
патристика,
или святоотеческая
литература. Она
отличалась
разнородными
тенденциями,
однако ни в
пору своего
наивысшего
расцвета, в IV в., ни
на закате
своего
исторического
существования,
в VII—VIII вв.,
патристика
никогда не
порывала
связей с
традициями
античного
мира, с
наследием
эллинизма.4
Творения
отцов и
учителей
церкви не
только
приобщали
восточных
славян к
таинствам христианской
веры, но и во
многом
способствовали
формированию
умственных и
философских
интересов
древнерусского
общества.
а) Каппадокийцы.
Особое
значение
имели
творения
великих каппадокийцев
— Василия
Великого,
Григория Нисского
и Григория Назианзина,
византийских
богословов ранненикейскои
эпохи.
Глава каппадокийцев
Василий
Великий (330—379),
разрабатывая
христианскую
теологию,
пытался с
помощью
аллегорического
метода «содружить
спорные
по-видимому
со Священным
писанием
натуральные
правды»
(М.В.Ломоносов),
т.е.
естественные
науки.
Наиболее
полно это
отразилось в
его трактате
«Шестоднев»
—
пространном
толковании
ветхозаветной
версии
сотворения
мира. На
примере слов
Библии: «В
начале
сотворил Бог
небо и землю»
(Быт. 1, 1), — отец
церкви
ставил
вопрос о
начале бытия.
С его точки
зрения, под
началом
здесь следует
разуметь
время,
которое
предшествует
вещам как
некая среда
для
материального
мира. Эта
среда
состоит из
первоэлементов,
или стихий,
каждая из
которых
имеет
«свойственное
себе и
исключительное
качество».5 Так, собственным
качеством
воды
является
холодность,
воздуха —
влажность,
огня —
теплота,
земли —
сухость. Однако
все
поименованные
качества в
отдельности
представляются
только
разуму; чувствам
они
становятся
доступны
благодаря «сопряжению»
в теле. Таким
образом,
всякое телесное
бытие есть
совокупность
сопряженных
качеств; вот
почему ничто
не возникает
сразу,
одновременно,
но
начинается с
«ростка» и
произрастает
до «совершенства».6 В самом
акте
божественного
творения
было заложено
развитие,
«самозарождение».
Оттого
созерцание
мира, красоты
и величия
космоса
возводит ум к
размышлениям
о Творце, его
«неизг-лаголанной
мудрости».
Василий
Великий эстетизировал
богопозна-ние,
внося в него
гармонизирующие
принципы эллинистической
космологии.
Это делало каппадокийского
теолога
особенно
притягательным
для древних русичей,
принявших
христианство
именно за
красоту
обряда и
близость
Бога к людям
(«онъде
Бог с человеки
пребываеть»7).
13