АНОНС

 

Замалеев А.Ф.   Лекции по истории русской философии. Изд.  2-е, дополненное и переработанное. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999.       312 с.

 

В книге профессора Санкт-Петербургского государственного университета А. Ф. Замалеева прослеживается развитие русской философии с момента ее зарождения в эпоху христианизации Руси до настоящего времени. Для преподавателей, аспирантов, студентовгуманитарных вузов, широкого круга читателей.

Содержание

Предисловие.............................................................................................................. 3

Несколько пояснений ко второму изданию........................................ „....9

Раздел первый. Религиозно-философские представления
русского средневековья............................................................................................. 11

I. Становление русской философии................................................................... ...12

О восточнославянском язычестве. Греческая патристика: каппадокийцы, Иоанн Дамаскин. Кирилло-мефодиевская традиция. Светская литература: «Пчела». Зарождение древнерусского рационализма: Иларион Киевский, Никифор Грек, Владимир Мономах, Климент Смолятич, Кирилл Туровский.

II.                                                                                                                                 Еретические учения   32

Языческая оппозиция и общехристианские ереси: арианство, богомильство. Самобытные ереси: стригольничество, московские антитринитарии, «новое учение» Феодосия Косого, ересь Дмитрия Тверитинова.

III. Исихазм и мистика древнерусского нестяжательства..................... 48

Теология византийского исихазма: Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама. Киево-Печерская идеологияеодосий Печерский, Нестор Летописец. Нестяжательство: Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Артемий Троицкий, Максим Грек. Возрождение афонской мистики: Паисий Величковский.

IV. Идеология московской централизации. Иосифлянство.................. 61

Иосиф Волоцкий.  Митрополит Макарий.  Иван Грозный.  Филофей Псковский: теория «Москва — третий Рим». Раннедворянская идеология: Ф.И. Карпов, И.С. Пересветов.

V.   Церковный раскол и религиозные идеалы

старообрядчества..................................................................................................... 71

Сущность церковного раскола. Патриарх Никон.

Аввакум Петров.

Раздел второй. Просветительская философия..................................................... 80

I.      Зарождение просветительской философии.,................................................. 81

Основные черты русского Просвещения. А.М.Курбский.  Философия профессоров Киево-Могилянской академии: Стефан Яворский, Иннокентий Гизель. Московские мыслители: Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, братья Лихуды.

II.  «Петровское западничество»....................................................................................... 97

Абсолютизм и европеизм. Феофан Прокопович. В.Н.Татищев.

III.                                                                                                                             Философия эпохи зрелого Просвещения    107

Просвещение и профессионализация философии. Метафизика: Г.Н.Теплов, Д.С.Аничков, Я.П.Козельский. Метафизика массонства. Натурфилософия и антропология: М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, А.И.Га­лич. Социальная философия: «Наказ» Екатерины II, С.Е.Десницкий, М.М.Щербатов, П.Я.Чаадаев.

.139

Раздел третий. Идейно-философские
течения XIX—начала XX вв.................................

I.    Идеология русского радикализма............................................................................. 139

Этапы развития радикализма. Декабризм: П.И.Пестель, М.А.Фонвизин. Разночинство: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добро­любов, Д.И.Писарев. Народничество: П.Н.Ткачев, П.Л.Лавров, М.А.Баку­нин, П.А.Кропоткин. Русский марксизм: Г.В.Плеханов, А.А.Богданов, В.И.Ленин.

II. Философия христианского консерватизма.............................................. 169

Направления христианского консерватизма. Духовно-академическая философия: Ф.Ф.Сидонский, В.Н.Карпов, Ф.А.Голубинский, В.Д.Куд­рявцев-Платонов, П.Д.Юркевич, В.И.Несмелов. Славянофильство: И.В.Киреевский, А.С. Хомяков, К.С.Аксаков, Н.Я.Данилевский. Разрушение славянофильства: К.Н.Леонтьев. Почвенничество: А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М.Достоевский. Толстовство.

III. «Духовный ренессанс»............................................................................................. 209

Предпосылки развития «ренессансной» философии. Н.Я.Грот и журнал «Вопросы философии и психологии». В.С.Соловьев. Н.А.Бердяев. Н.О. Лосский. И.А.Ильин. Эпигоны мистицизма: П.А.Флоренский, С.Л.Франк, А.Ф.Лосев.

 

Раздел четвертый. Развитие русской философии в пореволюционный период 232     

I.

Идейно-духовные направления русского зарубежья............................... 233

Специфика пореволюционного развития русской философии. Сменовеховство. Евразийство: Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий. Христианский социализм: Г.П.Федотов. «Спор о Софии»: С.Н.Булгаков.

 

II. Утверждение сталинизма........................................................................................... 241

Идейная борьба и большевизме. Механисты и диалектики. Л.Д.Троцкий. Н.И.Бухарин. И.В.Сталин.

III. «Апокрифическая философия».................................................................................. 248

Возникновение идейно-философской оппозиции. Философия космизма: Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский. Философская антропология: А.А.Ухтомский, М.М.Бахтин.

IV.                                                                                                                             Разрушение марксизма        263

Причины деформации марксизма-ленинизма. А.А.Любищев. Э.В.Ильенков. В.П.Тугаринов.

Заключение.......................................................................................................... 267

Примечания...................... .................................................................................. 270

Монографии по русской философии

 

 

                                                               Раздел I

 

                Религиозно-философские  представления русского средневековья

 

 

Русское средневековье продлилось почти восемь столетий — от призвания варягов в 862 г. до избрания на царство династии Романовых (1613). По времени это была эпоха феодализма, харак­теризовавшаяся господством патриархального хозяйства, с одной стороны, и раздробленностью верховной власти — с другой. Сред­невековое государство представляло собой пестрый конгломерат полунезависимых удельных образований, скрепленных договорными вассальными связями. В нем всегда противоборствовали силы разъе­динения и силы сплочения, с перевесом то одной, то другой тен­денции. В истории средневековой России первая тенденция опре­деляла содержание древнекиевского периода, завершившегося па­дением государственности и монголо-татарским игом; вторая тен­денция возобладала в деятельности московских князей, начиная с середины XIV в., которая увенчалась «собиранием Руси» и цент­рализацией власти.

Общей духовной санкцией русского феодализма явилось вос­точное христианство, православие. В течение веков оно претерпе­ло значительные трансформации как в сфере исповедания, так и культа. В нем отчетливо выделяются три этапа, или формы, разви­тия: древнекиевский, когда оно было преимущественно ориентиро­вано на почитание Богородицы; московский, ознаменовавшийся переходом от «богородичного» православия к христоцентризму, и, наконец, синодский, сохраняющийся и поныне, возникший на почве замены христоцентризма новогреческим тринитаризмом, поклонением Святой Троице.  Эти изменения  отражались на об-

11

щем строе древнерусской духовности, определяя содержание ре­лигиозной и философской мысли отечественного средневековья.

 

1. Становление русской философии

 

Первые опыты русской философии восходят к древнекиевс-кой эпохе и связаны с христианизацией Руси. Философия не могла еще зародиться в недрах славянского язычества. Как бы ни была своеобразна и содержательно богата автохтонная мифоло­гия древних русичей, она все же оставалась чисто «стихийной религией» — с неразвитым дуализмом божественного и природ­ного, Мир для нее выступал лишь как обиталище богов, духов: за каждой вещью стояло свое особое божество, поклонение которо­му заслоняло познание этой вещи. В лоне славянского язычества не могла сложиться не то что философия, но даже просто секуля­ризованное мировоззрение.' Это не означает, будто славянское язычество никак не повлияло на духовное развитие русского сред­невековья. В народной среде очень долго сохранялось «двоеве­рие»: в храмах исповедовали Троицу, в домах поклонялись куми­рам. Языческой «деформации» подверглось даже само древне­русское православие. Первостепенное значение приобрел культ Богородицы, в основу которого легли традиционные представле­ния о благодетельном женском существе, прародительнице сла­вянского рода — Рожанице. Христос первоначально ассоцииро­вался преимущественно с младенцем; образ Христа-Вседержите­ля, Христа-Пантократора утвердился только в московский пери­од. Народное язычество питало все еретические выступления рус­ского средневековья.

1. Греческая патристика. Зарождение русской философии было прежде всего стимулировано христианством. Оно пришло на Русь в форме византийского православия, допускавшего бого­служение на национальных языках.2 Это потребовало организа­ции «книжного дела», налаживания переводов церковной лите­ратуры на славянский язык. Креститель Руси князь Владимир Святославич не только «начаставити по городам церкви и попы», но и «поимати у нарочитые чади дети» и отдавать их на «ученье книжное». Через два—три десятилетия возникает национальная интеллигенция. В княжение его сына Ярослава Мудрого при дво­ре складывается крупный литературный центр, ставший своеоб­разной средневековой академией. «И собра писце многы, — ска­зано о нем в «Повести временных лет», — и перекладаше от грек на словеньское письмо. И списаша книгы многы, ими же поуча-шеся  вернии людье,  наслаждаются  ученья  божественнаго».3   В

12

сот названий. Самая крупная библиотека находилась в киевском храме святой Софии.

В составе переводной книжности особо выделялась патристи­ка, или святоотеческая литература. Она отличалась разнородными тенденциями, однако ни в пору своего наивысшего расцвета, в IV в., ни на закате своего исторического существования, в VIIVIII вв., патристика никогда не порывала связей с традициями антич­ного мира, с наследием эллинизма.4 Творения отцов и учителей церкви не только приобщали восточных славян к таинствам хрис­тианской веры, но и во многом способствовали формированию умственных и философских интересов древнерусского общества.

а) Каппадокийцы. Особое значение имели творения великих каппадокийцев — Василия Великого, Григория Нисского и Григо­рия Назианзина, византийских богословов ранненикейскои эпохи.

Глава каппадокийцев Василий Великий (330—379), разрабаты­вая христианскую теологию, пытался с помощью аллегорического метода «содружить спорные по-видимому со Священным писанием натуральные правды» (М.В.Ломоносов), т.е. естественные науки.

Наиболее полно это отразилось в его трактате «Шестоднев» — пространном толковании ветхозаветной версии сотворения мира. На примере слов Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1), — отец церкви ставил вопрос о начале бытия. С его точки зрения, под началом здесь следует разуметь время, которое предшествует вещам как некая среда для материального мира. Эта среда состоит из первоэлементов, или стихий, каждая из которых имеет «свойственное себе и исключительное качество».5 Так, соб­ственным качеством воды является холодность, воздуха — влаж­ность, огня — теплота, земли — сухость. Однако все поименован­ные качества в отдельности представляются только разуму; чув­ствам они становятся доступны благодаря «сопряжению» в теле. Таким образом, всякое телесное бытие есть совокупность сопря­женных качеств; вот почему ничто не возникает сразу, одновре­менно, но начинается с «ростка» и произрастает до «совершен­ства».6 В самом акте божественного творения было заложено раз­витие, «самозарождение». Оттого созерцание мира, красоты и ве­личия космоса возводит ум к размышлениям о Творце, его «неизг-лаголанной мудрости». Василий Великий эстетизировал богопозна-ние, внося в него гармонизирующие принципы эллинистической космологии. Это делало каппадокийского теолога особенно притя­гательным для древних русичей, принявших христианство именно за красоту обряда и близость Бога к людям («онъде Бог с человеки пребываеть»7).

13

 

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz