Василенко
Л.И. Краткий
религиозно-философский
словарь :
более 550 слов. ст. /
Л.И.
Василенко. - М.:
Истина и
жизнь, 2000. - 255 с.
ЗЛО - в
этике:
противоположность
добру,
отвержение
добра
свободной
волей
человека,
своевольное
упорство в
этом; в
христианстве:
источник зла
- грех как
противление
благому Богу,
гордыня,
стремление
стать на
место Бога и
господствовать
над миром. В
древней философии
зло
интерпретировали
как не имеющее
собственной
основы бытия
и
паразитирующее
на добре (не-сущее,
не имеющее
сущности).
Боэций
понимал зло как
результат
духовного
банкротства,
неудачи
человека в
попытке
пойти по пути
добра. У
рационалистов
зло - результат
несовершенства
мира,
духовной и интеллектуальной
незрелости
людей. Томизм
настаивает,
что зло не
имеет своего реального
царства,
природы и
источника; Бог
сотворил
иерархию тварных
существ
разной
степени
совершенства,
и чем
совершеннее
эти существа,
тем они
свободнее, а значит
имеют больше
возможностей
творить зло и
добро; Бог
позволяет им
пройти
разные пути и
стадии
несовершенства,
чтобы придти
к новому небу
и новой
земле;
поэтому Бога
можно считать
причиной
возникающего
при этом зла
в мире, но причиной
per accidens
(лат. косвенно),
а не per se
(лат. по
сущности);
Бог дает
существовать
тем, кто
ограничен и несовершен,
потому что
существовать
в
несовершенной
форме,
согласно
томизму,
лучше, чем не
существовать
вовсе. При
этом "нет
личности,
злой до дна" (С.Свежавски).
Все эти
интерпретации
не
исчерпывают
проблемы зла
как решения
воли
действовать
против добра
и святости и
не объясняют
тайны допущения
Богом того,
чтобы тварные
существа
могут
действовать
по своей злой
воле и
уводить
развитие
мира от путей
Высшего
замысла. Не
раскрывая
тайны зла, христианство
свидетельствует,
что зло не имеет
ни первого,
ни
последнего слова как
в мире, так и в
душе
человека, и
призывает
побеждать
зло добром.
Воплощение
Христово -
прямое
вторжение
Бога на
территорию,
контролируемую
злом, чтобы
спасти
человека,
освободить
его от
соучастия в
делах зла и
вернуть в
сферу Божией
любви. "Сколь
бы ни было
зло
радикальным,
оно не может
быть столь же
древним, как
добро" (П.Рикёр).
"Зло всегда
несет в себе
зародыш
саморазложения"
(Д.Бонхёффер).
"Крест -
единственный
ответ и ответ
безмолвный
на том долгом
процессе о зле,
что затеян
современным
атеизмом
против Бога" (О.Клеман).