Добро
и зло //
Всемирная
энциклопедия:
Философия.
Гл. научн.
ред. Грицанов
А.А. / М.: АСТ, Мн.: Харвест,
Современный
литератор, 2001. С.
327.
— категории
этики и
понятия
морального
сознания, в
предельно
общей форме
показывающие
разграничение
нравственного
и
безнравственного,
должного и
предосудительного
в мотивации
деятельности
и поступках,
моральных
качествах и
отношениях
человека,
социальных
явлениях.
Основными
этическими
версиями Д. и 3.
являются
натуралистическая,
исходящая из
природы
человека, его
удовольствий
и
наслаждений
(гедонизм),
счастья и
несчастья
(эвдемонизм),
стремления к
пользе и
выгоде
(утилитаризм),
деловому
успеху
(прагматизм);
субъективистская,
интерпретирующая
Д. и 3. как акты
свободного
выбора (экзистенциализм),
выражение
языка и
эмоций (неопозитивизм);
метафизическая
с поисками
безусловного
внешнего
источника Д.
и 3., в роли
которого
выступает
космос,
абстрактная
идея Блага,
природа,
вечные идеи,
Бог, априорный
моральный
закон,
абсолютный
дух; социальная,
объясняющая
Д. и 3.
особенностями
общественной
практики,
системой
конвенций.
Феноменологически
Д. и 3.
проявляются
как
нормативно-оценочные
понятия и
явления, и, в
зависимости от того, что
подлежит
оценке,
выделяют
добродетели,
имеющие
моральную
ценность, и
пороки, не
содержащие
ее. К
наиболее
известным
комплексам
добродетелей
относят со
времен
Сократа
мудрость, мужество,
умеренность,
справедливость;
христианские
добродетели
веры,
надежды,
любви, покаяния
и смирения,
милосердия и
сострадания;
добродетели
этики
ненасилия:
толерантность,
согласие,
любовь,
понимание.
Проявления Д.
в жизни
связаны с
ценностями здоровья,
мира,
экологии,
идеями
альтруизма,
добровольности
поступка,
долженствованием,
самоидентификацией,
отношением к
человеку как
цели. К
распространенным
проявлениям
3. относят
различные
формы деструктивности
и девиаций,
враждебность
и равнодушие
к человеку,
отношение к
нему как к
средству, невежество,
греховность
и порочность,
корыстные
ориентации.
Д. и 3. следует
рассматривать
диалектически,
пытаясь
осознать
меру Д., за
пределами
которой оно
становится 3.
Оппозиция Д.
и 3.
показывает несоответствие
между
должным и
сущим, идеалом
и
действительностью,
мотивами и
поступком,
самооценкой
и общественным
мнением.
Очевидна
предельная
степень относительности
данных
понятий
морального
сознания,
зачастую их
неразличимость
по причине
индивидуальных
предпочтений,
динамики
ситуации с ее
переменчивым
и необратимым
смыслом,
определенных
социокультурных
условий, по
причине полисемич-ности
и
многофункциональности
самого
феномена
морали.
Критерий
понимания Д.
и 3. - в признании
абсолютной
ценности
жизни и самоценности
индивидуальности.
Эта схема
имеет множество
оттенков и
смыслов,
связанных с
эстетической
привлекательностью
3. и его
утонченными
моральными проявлениями,
с
возможностью
выбора 3.
свободным
человеком.
Технологии
нравственного
поведения
рекомендуют
в
затруднительных
ситуациях
правила
наименьшего
3. и наибольшего
Д. При этом
английская
пословица
гласит, что из
двух зол
выбирать не
стоит, а
Бердяев пишет,
что "нет
ничего более
злого, чем
стремление осуществить
во что бы то
ни стало
благо".
Способы
противостояния
3. связаны с
ответной
справедливой
реакцией на
злое деяние,
с развитием и
приращением
сил Д., снижающих
реальную и
потенциальную
опасность аморализма.
Очевидна
зависимость
Д. и 3. от социокультурного
контекста и
от
нравственного
благополучия
человека:
форм его
деятельности
и общения,
опытов
самопознания.
Достоевский
писал: "Я хочу
не такого
общества, где
бы я не мог
делать 3., а
такого
именно, чтоб
я мог делать
всякое 3., но не
хотел его
делать сам".
Н.
Г.
Севастьянова