ЗЛО, ЗЛОДЕЯНИЕ // Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. —  4-е изд.— М.: Политиздат, 1981.— 430 с. С. 91-93.

 

    Статьи словаря раскрывают основные понятия и положения маркси­стско-ленинской этики, сущность и принципы коммунистической нравст­венности и коммунистического воспитания, характеризуют важнейшие мо­менты истории этической мысли, взгляды мыслителей прошлого и совре­менности.

 

 

ЗЛОкатегория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и по­нятие морального сознания, к-рое служит наиболее обобщенным вы­ражением представлений о без­нравственном, противоречащем требованиям морали, заслужива­ющем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой от­рицательных моральных качеств.. Моральное 3. следует отличать от социального 3. (противоположно­сти блага). Последнее является не только моральным, а более широ­ким понятием, к-рое обнимает всю совокупность явлений, противоре­чащих интересам и жизненным потребностям человека (об-ва, класса), препятствующих общест­венному прогрессу. Моральное же 3. может служить характеристи­кой общественных явлений лишь постольку, поскольку эти явления рассматриваются моральным соз­нанием как проявление воли опре­деленного лица (группы лиц, клас­са), отступление от должного и по­скольку их можно вменить к.-л. в вину и воспретить. Обычно как мо­ральное 3. оцениваются отрица­тельные поступки людей. Напр., несправедливые условия жизни в эксплуататорском об-ве рассмат­риваются трудящимися как соци­альное 3., несправедливые же дей­ствия того или иного лица (капи­талиста, политика, администрато­ра, судьи, преступника) оценива­ются и как моральное 3., посколь­ку в них усматривается его собст­венная воля. Первоначальным ис­точником морального 3. является социальное 3., т. к. именно обще­ственные условия жизни людей определяют типичные для данного об-ва формы поведения. Социаль­ная несправедливость, противоре­чия интересов и отношения враж­ды между людьми, угнетенное, подавленное и неравноправное по­ложение человека — все эти явле­ния эксплуататорского об-ва не­обходимо порождают преступле­ния против нравственности. Сле­довательно,   чтобы устранить  моральные пороки из жизни челове­ка, следует уничтожить социаль­ные условия, их порождающие. Именно так решает вопрос о про­исхождении 3. и его искоренении марксистско-ленинская теория. Проблема происхождения и пре­одоления морального 3. неодно­кратно поднималась в истории эти­ческой мысли, но непонимание в домарксистской этике действитель­ных источников 3. влекло за со­бой невозможность ее практиче­ского разрешения. В религиоз­ных этических теориях 3. обычно считается фатальной неизбежно­стью человеческого существования (Грех, Эсхатология), а иногда оно даже оправдывается как осущест­вление «высшего предначертания» бога (Теодицея). Такой же неиз­бежностью предстает 3. в этике Канта, к-рый считает его необхо­димым следствием чувственной природы человека. Просветители, напротив, рассматривают 3. как результат непонимания человеком своей подлинной природы, а пре-. одоление 3. мыслят путем распро­странения образования. Лишь марксистско-ленинская этика рас­сматривает этот вопрос в истори­чески конкретном плане, доказы­вая, что социальные и моральные пороки, к-рые присущи капитали­стическому об-ву, искореняются .в процессе построения социализма и коммунизма. Это, конечно, не оз­начает, что в коммунистическом об-ве исчезнет 3. как таковое. Речь идет о тех конкретных видах 3.,  к-рые  присущи  всякому классовому об-ву и мешают дальней­шему прогрессу человечества. 3. и добро сохранятся как соотноси­тельные моральные понятия, упот­ребляемые для положительной и отрицательной оценки явлений дей­ствительности, осознания возника­ющих в жизни противоречий и необходимости их преодоления. Только в этом смысле проблема 3.— «вечная проблема» человече­ства.

 

 

ЗЛОДЕЯНИЕ — противопо­ложность благодеяния и добродеяния; действие, представляющее собой преступление против требо­ваний нравственности, попираю­щее, принципы гуманности и спра­ведливости; поступок, являющий­ся моральным злом по характеру деяния и мотива и социальным злом по своим последствиям. При классификации 3. обычно разли­чают намеренные и ненамеренные, умышленные и непредумышленные (Проступок). Конкретное же со­держание 3. может быть самым различным — убийство, воровство, обман, вероломство, предательст­во, изуверство. Вопрос об объек­тивных причинах 3. неотделим от общей проблемы происхождения социальных и нравственных поро­ков, основой к-рых являются со­циальная несправедливость, экс­плуатация и угнетение масс, клас­совый антагонизм. Одна из задач коммунистического об-ва, имею­щая нравственное значение,— иско­ренение социальных источников 3.

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz