ЗЛО, ЗЛОДЕЯНИЕ // Словарь
по этике / Под
ред. И. С. Кона. — 4-е изд.— М.:
Политиздат, 1981.—
430 с. С. 91-93.
Статьи
словаря
раскрывают
основные
понятия и
положения
марксистско-ленинской
этики,
сущность и
принципы
коммунистической
нравственности
и
коммунистического
воспитания,
характеризуют
важнейшие моменты
истории
этической
мысли, взгляды
мыслителей
прошлого и
современности.
ЗЛО — категория
этики, по своему
содержанию
являющаяся противоположностью
добру, и
понятие
морального сознания,
к-рое
служит наиболее
обобщенным
выражением
представлений
о безнравственном,
противоречащем
требованиям
морали,
заслуживающем
осуждения, а
также общей абстрактной
характеристикой
отрицательных
моральных
качеств.. Моральное
3. следует
отличать от социального
3. (противоположности
блага).
Последнее
является не только
моральным, а
более широким
понятием, к-рое
обнимает всю совокупность
явлений,
противоречащих
интересам и
жизненным потребностям
человека (об-ва,
класса),
препятствующих
общественному
прогрессу.
Моральное же
3. может служить
характеристикой
общественных
явлений лишь
постольку, поскольку
эти явления рассматриваются
моральным
сознанием
как
проявление
воли определенного
лица (группы
лиц, класса),
отступление от
должного и поскольку
их можно
вменить к.-л. в вину и
воспретить.
Обычно как моральное
3.
оцениваются
отрицательные
поступки
людей. Напр., несправедливые
условия
жизни в эксплуататорском
об-ве
рассматриваются
трудящимися
как социальное
3.,
несправедливые
же действия
того или
иного лица
(капиталиста,
политика,
администратора,
судьи,
преступника)
оцениваются
и как
моральное 3.,
поскольку в
них
усматривается
его собственная
воля.
Первоначальным
источником
морального 3.
является социальное
3., т. к. именно
общественные
условия
жизни людей определяют
типичные для
данного об-ва
формы
поведения.
Социальная
несправедливость,
противоречия
интересов и
отношения
вражды
между людьми,
угнетенное, подавленное
и
неравноправное
положение
человека —
все эти явления
эксплуататорского
об-ва необходимо
порождают
преступления
против
нравственности.
Следовательно,
чтобы
устранить моральные
пороки из
жизни человека,
следует
уничтожить
социальные
условия, их
порождающие. Именно
так решает
вопрос о происхождении
3. и его
искоренении марксистско-ленинская
теория. Проблема
происхождения
и преодоления
морального 3.
неоднократно
поднималась
в истории этической
мысли, но
непонимание
в домарксистской
этике
действительных
источников 3.
влекло за собой
невозможность
ее практического
разрешения. В
религиозных
этических
теориях 3.
обычно считается
фатальной
неизбежностью
человеческого
существования
(Грех,
Эсхатология),
а иногда оно даже
оправдывается
как осуществление
«высшего
предначертания»
бога (Теодицея).
Такой же неизбежностью
предстает 3. в
этике Канта,
к-рый
считает его
необходимым
следствием
чувственной природы
человека.
Просветители,
напротив,
рассматривают
3. как результат
непонимания
человеком своей
подлинной
природы, а пре-. одоление
3. мыслят
путем распространения
образования.
Лишь марксистско-ленинская
этика рассматривает
этот вопрос в
исторически
конкретном
плане, доказывая,
что
социальные и
моральные
пороки, к-рые
присущи
капиталистическому
об-ву,
искореняются .в
процессе
построения
социализма и
коммунизма.
Это, конечно,
не означает,
что в коммунистическом
об-ве
исчезнет 3.
как таковое. Речь
идет о тех
конкретных
видах 3.,
к-рые
присущи
всякому
классовому об-ву и
мешают
дальнейшему
прогрессу
человечества.
3. и добро
сохранятся
как соотносительные
моральные понятия,
употребляемые
для
положительной
и отрицательной
оценки
явлений действительности,
осознания
возникающих
в жизни
противоречий
и необходимости
их
преодоления. Только
в этом смысле
проблема 3.—
«вечная
проблема»
человечества.
ЗЛОДЕЯНИЕ —
противоположность
благодеяния
и добродеяния;
действие,
представляющее
собой преступление
против требований
нравственности,
попирающее,
принципы
гуманности и
справедливости;
поступок,
являющийся
моральным злом по
характеру деяния
и мотива и
социальным злом
по своим
последствиям.
При классификации
3. обычно
различают
намеренные и
ненамеренные,
умышленные и
непредумышленные
(Проступок).
Конкретное
же содержание
3. может быть
самым различным
— убийство,
воровство, обман,
вероломство,
предательство,
изуверство.
Вопрос об
объективных
причинах 3.
неотделим от
общей проблемы
происхождения
социальных и
нравственных
пороков,
основой к-рых
являются социальная
несправедливость,
эксплуатация
и угнетение
масс, классовый
антагонизм.
Одна из задач
коммунистического
об-ва,
имеющая нравственное
значение,—
искоренение
социальных
источников 3.